Ник Райлли считается одним из лучших специалистов отрасли. На его счету было много побед. Он досконально знает специфику автомобильной промышленности Южной Кореи, Китая и Европы. Именно г-н Райлли делал «рестарт» компании GM-DAT (бывшей Daewoo), которая в Украине известна благодаря марке Chevrolet. Но ему прекрасно известны и причины успеха и неудач многих автомобильных компаний, и целых стран. Эксклюзивно для AUTO-Consulting Ник Райлли поделился своими мыслями.
Президент GM Europe: Нельзя стать автомобильной державой случайно
Президент GM Europe: Украина уже имеет предпосылки, чтобы превратиться в мощную автомобильную державу
AUTO-Consulting: Господин Райлли, сегодня уже можно сказать почему состоялся корейский автопром? И в чем феномен его стремительного роста?
Ник Райлли: я прожил в Южной Корее больше 5 лет, и должен вам сказать, что они показали феноменальный рост не только в автомобильной индустрии.
В 1953 году, после корейской войны, страна была просто на коленях. И с самого дна ей пришлось подниматься полностью самостоятельно. Южная Корея знала, что ей никто не поможет. Корейцы – очень сильные и гордые люди и они много работали, чтобы преодолеть экономическую отсталость страны. У корейцев до сих пор очень высокая трудовая этика. Они работают на результат.
И стратегия всей страны в том, чтобы развиваться, достигать успеха. Причем, абсолютно все это поддерживают и желают удачи в развитии своим компаниям. Hyundai, KIA, LG – примеры того, как вся страна активно болеет, чтобы эти компании были успешными. В том числе и на мировых рынках.
Правительство Южной Кореи очень активно вмешивалось и вмешивается в управление автомобильной отраслью и помогает ей. Это делает «корейцев» очень сильными конкурентами.
Большой плюс в том, что Южная Корея ушла от военной диктатуры и стала открытой для мира. И «корейцы» были вынуждены подстраиваться под мировые стандарты. Но все равно, у «корейцев» есть сложности в работе с другими культурами.
Автомобильная отрасль – одна из тех, о которой «корейцы» сказали, что они хотят иметь здесь успех в мировом масштабе. Автопрому были предоставлены большие привилегии. Например, очень низкие кредитные ставки при получении финансирования. Импорт автомобилей был меньше 4%, потому что практически весь транспорт, который покупался и продавался в Корее, был корейского производства. А когда у автомобильных компаний возникали проблемы, правительство им активно помогало и поддерживало. Делались государственные финансовые вливания и проблемы решались.
Как можно привлечь автомобильных инвесторов. Российский опыт
Маленькая Словения выпускает сегодня больше автомобилей, чем Украина
АС: как через много лет уже можно оценить и историю взлета и падения Daewoo? Что погубило эту компанию?
НР: главная ошибка Daewoo в том, что компания пыталась расти слишком быстро. Особенно за рубежом. Компания была очень хорошо обеспечена финансами корейских банков, но у председателя Кима, который стоял во главе Daewoo, были фантастические идеи глобального мирового развития, с которыми он хотел уложиться в 2-3 года. Хотя, на подобные вещи уходит 10-15 лет.
Некоторые его идее были достаточно хорошими. Но невозможно реализовать все сразу. Ким был очень порывистым, рвался вперед и глубоко не анализировал финансовые документы и расчеты по проектам. Так было вложено много денег, которые не дали отдачи, из-за чего финансовое состояние компании сильно ухудшилось. Под все эти проекты было набрано слишком много кредитов, что привело к финансовому упадку Daewoo.
Причина была не в людях. «Корейцы» – на высоте. У них очень высокое качество производства, технологий, заводов. Это была проблема в управлении. Можно сказать, что Daewoo погубила амбициозность руководства.
АС: тем не менее, General Motors решила выкупить Daewoo.
НР: Эта сделка оказалась очень удачной. Daewoo принесла GM много выгоды и плюсов. Daewoo позволила GM появиться и успешно развиваться на тех рынках, где раньше GM был слабо представлен: в Южной Америке, в Азии, в Европе. Кроме того, как это ни странно звучит, Daewoo дала для GM очень мощный инженерный ресурс, свои разработки.
АС: Daewoo была, фактически, единственным автомобильным инвестором, который пришел на территорию Украины. Не считаете ли вы, что это тоже была одна из ошибок этой компании?
НР: нет. Проблема не в том, что Daewoo выбрала Украину. Проблема в том, что они одновременно выбрали Украину, Узбекистан, Польшу, Чехию, Румынию, Вьетнам. И одновременно инвестировали в каждую страну по миллиарду долларов. Каждое из этих решений в отдельности могло дать очень хороший результат. Но все одновременно они не могли реализоваться. И проблема, видимо, еще и в Эго господина Кима, который считал, что в более мелких странах ему будет легче достичь какого-то положения, нежели, например, в России.
Из чего возник китайский автопром
Этапы создания турецкого автопрома
АС: раз уж речь зашла о России, вы, наверное, помните, как GM входил в Россию. Сначала хотели сделать СП с «АвтоВАЗом», потом решили строить собственное предприятие. Почему GM не создал глобальный альянс с «АвтоВАЗом», как это сделал сейчас Renault-Nissan?
НР: прежде всего надо сказать, что GM не единственная компания, которая создала в России собственное производство. На самом деле, так поступило большинство иностранных автомобильных компаний.
Но поскольку GM был первым, кто начал сотрудничать с «АвтоВАЗом» и не воспользовался этим преимуществом, я думаю, что здесь имеет место быть неиспользованная бизнес-возможность.
АС: в отличие от Южной Кореи, Великобритания обладала большим автомобильным потенциалом. Здесь было много культовых автомобильных марок. Но сегодня о британском автопроме уже все чаще говорят в прошедшем времени. Почему так произошло?
НР: я британец, и хотел бы, чтобы этого вопроса мне не задавали. Это катастрофа. У Великобритании действительно была очень сильная автомобильная промышленность, и страна была одним из мировых автомобильных лидеров. Это действительно большая трагедия – утрата очень успешной отрасли.
Проблемы в британском автопроме возникли тогда, когда в 70-е, 80-е и 90-е годы британское правительство отстранилось от участия в производственных вопросах. Тогда, как другие страны продолжали иметь общегосударственную стратегию развития автомобильной промышленности. Даже если брать соседние европейские страны – Францию, Германию, Италию, Испанию, - у каждой из этих стран была четкая стратегия развития своей автомобильной промышленности. Многие британские правительства, включая и кабинет Маргарет Тэтчер, считали, что Британия может полагаться на финансовые услуги, банковский сектор, а производственную сферу упустили из внимания. И тот кризис, который недавно начался, подтвердил, что это была очень плохая стратегия.
В Британии ситуация осложнялась еще и тем, что здесь были очень серьезные проблемы с профсоюзами. Десятилетия были проведены в тяжелых боях между компаниями и профсоюзами. Поэтому, из Британии ушли многие производители компонентов. Маргарет Тэтчер защищала профсоюзы, но если, защищая профсоюзы, теряешь рабочие места для всех, то это - неправильно.
В последние 2-3 года правительство осознало, что та политика была большой ошибкой. Стране нужна сбалансированная экономика с мощным производственным сектором. А автомобильная отрасль – это наиболее важное производство. Сейчас британское правительство очень активно пытается вернуть в страну производителей компонентов. Им повезло, потому что в Британии до сих пор еще сохранились автомобильные заводы. Но сеть поставщиков очень слабая. Их было намного легче потерять, чем теперь вернуть обратно. На это теперь уйдут годы.
Как украинский автопром искал пути выхода из кризиса
При каких условиях в Украину могут прийти иностранные автопроизводители. Мировой опыт
АС: в украинском автопроме сегодня тоже не лучшая ситуация. Как вы считаете, у Украины есть шанс стать мощным центром автомобильного производства?
НР: да – это возможно. Но автомобильная индустрия – очень высоко конкурентная отрасль. Поэтому, просто так – случайно, этого не произойдет.
Любая страна, которая решила развивать автомобильную отрасль, должна признать приоритетность этой отрасли для себя. Те страны, которые добились в этой области успеха, координировали действия сразу в нескольких направлениях. В обучении, производстве, развитии технологий, банковской сфере, поддержке правительства. У стран, которые достигли успеха была консолидированная, понятная для всех стратегия.
Среди преимуществ Украины – подготовленные кадры и культура производства, поскольку автомобильная промышленность здесь существует уже давно, есть развитая дилерская сеть. У вас уже создана хорошая основа, и производство не надо начинать с чистого листа. Кроме того, у вас удачное географическое положение и хорошие отношения, как с Европой, так и с Россией, и странами СНГ.
Другие страны были более успешны, чем Украина в координации усилий, создании общей стратегии. Ведь польза от автомобильной промышленности для всей экономики в целом. А Украина этого не сделала, не смогла в свое время скоординировать общие усилия. Но это можно еще вернуть и исправить ошибки. Главное, чтобы это осознали на государственном уровне.
Тариэл Васадзе: Инвестор приходит туда, где есть условия. В Украине их нет
В Украине пытались открыть свои заводы десятки автопроизводителей, но все ушли в соседние страны
|