Такой резкий крен в сторону стандартов GM произошел из-за нового Гендиректора «ГАЗа» Бо Андерсона, в прошлом одного из топ-менеджеров американской корпорации. Именно ему завод обязан появлением на конвейере нового автомобиля «ГАЗель-Бизнес». Старина Бо, изучив положение дел на заводе, задался простым вопросом: «Почему, имея фактическое лидерство на рынке LCV в странах СНГ, ГАЗ до сих пор не зашел в ближние сегменты рынка и не выпускает автомобиль, который не вызывал бы нареканий?».
Оказалось, что для повышения качества, появления новых свойств продукта нужно не так уж и много – пересмотреть договора с поставщиками, закупать качественные, но недорогие комплектующие, устранить «детские» болезни и внедрить новые элементы. Удивительно, но почему-то газовцы, даже изучив «кайзен», не додумались до такого?
Понадобилось авторитетное мнение со стороны, и умение доказать собственникам, что «ГАЗель» может неплохо продаваться и подорожав на 10-20%, главное, чтобы при этом она прибавила в качестве.
Не благодаря, а вопреки
Помнится, лет 5 назад ГАЗ бился за каждую копейку цены, чтобы в итоге не повышать стоимость автомобиля, потому что в отделе маркетинга четко знали: рост цены на 1% равносилен спаду продаж на сотни штук. Такая доктрина сдерживала модернизацию, заводу нужно было продавать десятки тысяч «ГАЗелей», чтобы выходить на прибыль и «тянуть» остальные позиции.
В этой связи очень логичной выглядела «ГАЗель-Эконом», которую ГАЗ выпустил уже в разгар кризиса – максимальное упрощение, но зато цена ниже, чем у обычной «ГАЗели-Классик». Но оказалось, что проект «ГАЗель-Эконом» - это всего лишь адекватный ответ на предложение от российских властей закупить несколько тысяч грузовиков для российских аграриев. Затем проект «ГАЗель-Эконом» решено было предложить и на свободном рынке, в том числе и на экспортных рынках, но делать на него ставку «Группа ГАЗ» не будет.
Сейчас будущее завода - в проекте «ГАЗель-Бизнес», а ведь еще в 2007 году в Нижнем Новогороде только и разговоров было, что о британском LDV Maxus. Из-за него и тормозился проект «ГАЗель-2».
Замена обычной «ГАЗели», которую на ГАЗе именуют «Классик», назрела уже давно. Прототипы «Соболя» с новым «передком» мы видели еще 4 года назад, во время визита на завод, уже давно были готовы и наработки по интерьеру, но ГАЗ боялся выходить на рынок с новым продуктом по увеличенной цене.
Почему? Потому что в то время делалась ставка на проект производства в Нижнем Новгороде английских LDV Maxus. «ГАЗель-Бизнес» и LDV Maxus оказались бы в одном ценовом сегменте и конкурировали бы друг с другом. После того, как «Группа ГАЗ» не смогла купить итальянский завод дизелей VM Motori, да еще и грянул кризис, было принято решение отказаться от проекта Maxus.
Волевым решением возродить «ГАЗель-Бизнес» не побоялся уже Бо Андерсон, он сумел доказать, что сейчас самое время выходить с новым продуктом. Так и появился фактически новый автомобиль, именуемый на заводе «ГАЗель-Бизнес».
Проект «ГАЗель-Бизнес»
По словам президента «Группы ГАЗ» Бо Андерссона, все началось с того, что газовские маркетологи провели опрос владельцев ГАЗелей о наиболее существенных проблемах существующего продукта.
Данные свели в список, в котором получилось 30 пунктов, чаще всего упоминавшихся респондентами. Затем из этого числа были выделены 20 критичных позиций, наиболее существенно влияющих на потребительские свойства. Поскольку под «критичными позициями» порой понимались целые узлы и агрегаты (рулевое управление, тормозная система, коробка передач и т.д.), объем работы выдался действительно серьезным.
Проект затребовал немалых инвестиций – в общей сложности, 400 миллионов рублей В основу работ по модернизации был положен принцип ориентации на сотрудничество с ведущими западными производителями автокомпонентов. Притом, некоторые из внедренных импортных покупных узлов при совершенно новом уровне качества оказались более дешевыми, нежели отечественные аналоги.
В целом, новый автомобиль вобрал в себя столько улучшений, сколько у него не было с момента появления в 1994-м.
Наибольшему комплексу доработок подверглась ходовая часть. На смену тандему из штатного главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя пришел узел, поставляемый в сборе фирмой Bosch. Одно лишь это нововведение позволило сократить тормозной путь с 80 км/ч на 2,9 м за счет более быстрого срабатывания, попутно улучшилась и информативность привода. Благодаря внедрению цилиндра сцепления Sachs усилие на педали снизилось с 18 до 10 кг.
Бачок для гидросистем тормозов и сцепления общий - бошевский, с двумя независимыми полостями. Полностью обновился рулевой механизм - его теперь вместе с насосом и бачком гидроусилителя, шлангами и рулевым валом поставляет ZF, поэтому владельцы забудут раз и навсегда о проблеме люфтящих карданов.
Практически заново была проведена настройка подвески, причем к этой работе привлекались специалисты Sachs, разработавшие новые амортизаторы. Результат - улучшение характеристик управляемости и повышение плавности хода.
Автомобиль «ГАЗелей-Бизнес» комплектуется модернизированным 2,9-литровым двигателем УМЗ-4216 (106 л.с.). Этот мотор тоже пережил ряд доработок. Так, был изменен модуль зажигания, установленный непосредственно на блок цилиндров. Свечные провода теперь силиконовые, а сами свечи поставляет Brisk или Bosch: в комплексе с аккумулятором увеличенной емкости (66 Ач) это должно улучшить пусковые качества двигателя в холода.
Другой известной проблемой «ГАЗелей» была склонность к перегреву в жару; для борьбы с этом фактором, двигатель получил 11-лопастной вентилятор увеличенной производительности и японский двухрядный радиатор TRM. Для уменьшения уровня вибраций штатные подушки крепления двигателя заменили деталями фирмы «Anvis». Поршневые кольца – тоже импортные. Улучшенные уплотняющие материалы и современные хомуты - самоподжимающиеся и винтовые от фирмы «Norma», справятся с хроническими течами технологических жидкостей.
Благодаря применению модернизированного демпфера и сцепления Sachs практически сведены на нет характерные прежде рывки при трогании. Коробка передач получила уже упоминавшиеся выше немецкие синхронизаторы Hoerbiger, подшипники SKF и доработанный рычаг КПП: как результат - усилия при переключениях снизились почти на 40%. Турецкий карданный вал с необслуживаемыми крестовинами позволил уменьшить уровень вибраций и упростить техобслуживание. Наконец, в заднем мосту - для снижения уровня шума шестерни главной пары отныне подвергаются дополнительной шлифовке, а в целях борьбы с подтеканием масла в нем стали применять отражатель новой конструкции и чешские сальники Rubena.
Над интерьером новой «ГАЗели» тоже хорошо поработали. Панель приборов – от немецкой компании «EDAG». В ней – три вместительных закрывающихся бардачка и три подстаканника, электронный блок управления климатом и штатная магнитола Blaupunkt. Система отопления и вентиляции получила тихий многоступенчатый вентилятор, режим рециркуляции и функцию быстрого оттаивания ветрового стекла. Руль автомобиля – тоже новый, 4-спицевый с подрулевыми переключателями.
Клавиши управления магнитолой в «ГАЗель-Бизнес» теперь продублированы на руле, а кнопка включения звукового сигнала переместилась на ступицу руля.
Зеркала заднего вида теперь имеют электрорегулировку и обогрев. Салонные кресла микроавтобусов «ГАЗель-Бизнес» оборудованы двухточечными ремнями безопасности.
В экстерьере нового автомобиля изменений немного – у автомобиля появился новый передний бампер, объединенный в один модуль с решеткой радиатора. Он выпускается фирмой «Magna».
Что это дало? Как мы уже отмечали, автомобиль стал надежнее, комфортнее и легче в управлении. Кроме того, повысилась безопасность, устойчивость на дороге, обзорность в плохую погоду.
Покупатели оценят и снижение эксплуатационных затрат на 10%. Межсервисный интервал теперь составляет 15 тыс. км, расход топлива стал ниже на 5%, а с заводским газовым оборудованием итальянской фирмы OMVL и затраты снизятся и вовсе на 40%. Гарантия на автомобиль была увеличена до 100 тыс. км.
Как делают «ГАЗель-Бизнес»
В рамках проекта «ГАЗель-Бизнес» коррекции подвергли и технологию производства. Теперь с конвейера регулярно снимают по 2 автомобиля и отдают их на аудит качества. AUTO-Consulting побывал в лаборатории аудита, где специальный эксперт оценивает автомобили с точки зрения потребителя, тщательно фиксируя все отклонения. Такую методику ГАЗ позаимствовал у GM, а главного аудитора сманили с «GM-АвтоВАЗ».
Его задача выявить все дефекты, оценить их системность и вовремя «протрубить тревогу». Если неисправность критическая – вернут всю партию автомобилей, если это сколы краски – поменяют технологию сборки. Если проблемы в комплектующих – сменят поставщика. Kriptovaliuta – kas tai, kasimas, Bitcoinai, Ethereum, Litecoin, Zcash
В сборочном цеху автозавода также много перемен. Во время новогодних каникул здесь затеяли масштабную перестройку. Теперь кузова с окраски поступают прямо на сборку через «прорубленное» окно между цехами.
Участок сборки кабин, который раньше был в другом помещении, разместили параллельно основному конвейеру, на месте бывшей нитки сборки «Соболей». Такая рационализация фактически ничего не стоила заводу, зато экономия уже налицо.
Управляющий директор Автозавода «ГАЗ» Леонид Долгов гордится, что работы по перестройке удалось провести в кратчайшие сроки, фактически за время новогодних праздников.
Также в сборочном цеху появилась камера проверки авто на герметичность.
Кроме того, завод начал менять систему работы с поставщиками. Если раньше службы планово-диспетчерского отдела должны были предугадывать склад запчастей и его хранили на заводе, то сейчас завод все больше переходит на работу с поставщиками по система «компан», а поставка ведется фактически «с колес».
Такой принцип экономит ресурсы, нет необходимости несколько раз перекладывать детали, они меньше портятся и за их сохранность отвечает сам поставщик.
Но такая система хороша, когда вокруг завода есть сеть производителей комплектующих, а если нужно везти издалека, да еще зимой, да еще и в России?
Импортные комплектующие сразу видно на конвейере. Они приходят в хорошей упаковке, ровненько уложены.
Леонид Долгов показывает нам тормозной цилиндр Bosch и предлагает сравнить с прежним, которым комплектуют «ГАЗели-Классик».
Вокруг конвейера везде висят забавные плакаты еще времен насильственного насаждения «тойотовской» идеологии «кайзен».
«Кайзен» на ГАЗе не прижился – народ еще помнит, что в России инициатива наказуема. Если бы газовские рабочие прониклись «тойотовской» идеологией, то «ГАЗель-Бизнес» появилась бы еще в 2007-ом, а в 2010-ом была бы уже «ГАЗель-3».
Теперь в фаворе прагматичная идеология GM, которую пытается привить Бо Андерсон. Но на ГАЗе не забывают и еще советскую систему поощрения ударников производства.
Будущее
Уже в июне обещают представить «ГАЗель-Бизнес» с дизельным двигателем. Каким?
В разработке два варианта: китайский Cummins, либо Mercedes-Benz. Да, да именно немецкий мотор вполне может прописаться под капотом «ГАЗель-Бизнес», если удастся договориться по цене. Китайский Cummins готовы ставить хоть завтра, но на ГАЗе очень боятся опять просчитаться с силовым агрегатом, как это уже было с австрийским мотором Stayr.
На дворе уже 2010 год, а у «ГАЗели» по-прежнему нет своего массового дизельного мотора. Обещают что будет, уже очень скоро.
Пока же «ГАЗель-Бизнес» будет сходить с конвейера с 2,9-литровыми бензиновыми двигателями УМЗ-4216. О двигателях ЗМЗ на заводе уже забывают, по крайней мере, в проекте «ГАЗель-Бизнес» для него уже нет места. Зато завод грозится на конвейере комплектовать автомобили газовыми установками.
Модельный ряд «ГАЗель-Бизнес» будет полностью дублировать «линейку» прежней «ГАЗели-Классик» и «Соболя». Сейчас автомобили вперемешку выпускают на одном и том же конвейере, но с каждым месяцем темп выпуска «ГАЗель-Бизнес» будет нарастать. К концу года якобы прежняя «ГАЗель» должна прекратить выпускаться, но памятуя о проекте «Эконом», на ГАЗе так далеко еще не загадывают.
В России цена «ГАЗель-Бизнес» начинается от 425 тыс. руб. ($14100), что на 13% выше, чем у аналогичной модификации предшевственницы. ГАЗовцы нас уверяют, что за такие деньги все равно не найдешь альтернативы на рынке, поэтому в России продажи пошли неплохо.
В Украине о «ГАЗель-Бизнес» пока еще не слышали. Продажи стартуют только 14 мая и начнутся в «День ГАЗа», который планирует провести «Группа компаний АИС». Цены пока окончательно еще не известны, но вероятно новинка станет дороже на 20000 грн. и вплотную подберется к подержанным иномаркам. Но на ГАЗе уверены, что благодаря улучшениям и модернизации, покупателям делать на «ГАЗели» бизнес станет еще выгоднее.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Киев-Нижний Новгород-Киев
Редакция благодарит Группу компаний «АИС» за помощь в организации поездки
|