Как можно привлечь автомобильных инвесторов. Российский опыт
Президент GM Europe: Украина уже имеет предпосылки, чтобы превратиться в мощную автомобильную державу
Сначала факты. Сегодня Словения с территорией 20 тыс. кв. км и населением в 2 млн. человек выпускает автомобильной продукции на 3,5 миллиарда евро, и 80% из них идет на экспорт. Такие показатели достигаются благодаря сотрудничеству с альянсом Renault-Nissan. Словенский завод Renault в прошлом году произвел 175 тысяч штук модели Clio. В следующем году Renault запускает в Словении свой проект «Эдисон», в соответствии с которым, на одной производственной линии будут производиться новый Renault Twingo и новый Smart. 5% доходов отрасли идет в дальнейшее развитие автомобильного производства, а 12% доходов – в новые технологии.
Всего в Словении работает 85 международных компаний, у которых более 600 подрядчиков. Они производят автомобильные компоненты для таких автомобильных грандов, как Daimler, BMW, Audi, Saab, Volvo, Opel, Skoda, Toyota, Ford, Nissan и многих других более, чем на 83 млн.евро в год. 40% продукции идет в Германию, 21% - во Францию, потом следуют Великобритания, Австрия, Италия. На рынок стран СНГ приходится 8%.
Теперь о методах реализации. Автомобильная промышленность в стране существует уже 40 лет. Именно столько исполнилось заводу Renault. Но в 2002 году был создан Словенский автомобильный кластер. В его развитие и исследования словенская сторона вложила более 1 млрд. евро. В рамках него объединили автомобильные заводы, заводы компонентов, исследовательские центры, предприятия малого и среднего бизнеса. Они могли получать дешевые и длинные кредиты, в то время, когда в Словении сложно было получить такие займы в обычных банках. В 2004 году создается исследовательский центр, который субсидирует государство и он ведет разработки для фирм кластера. Каждая из компаний может получать гранты на свои разработки. Сейчас в рамках кластера уже 2 таких центра, которые продолжает поддерживать государство и еврофонды. В итоге, в кластере создано 24 тыс. рабочих мест, его оборот 3,5 млрд. евро, а 80% идет на экспорт.
Но Словенский Автомобильный Кластер уже начал и экспансию в другие регионы. В частности, очень активно работает в Сербии с заводом FIAT, в России – с АвтоВАЗом, с Южной Америкой, странами Азии. А прошло всего-то 10 лет. То есть, инвестировав фактически 1 млрд. евро (не только деньгами, но и льготами) Словения смогла не только обеспечить рабочие места, но и ежегодно теперь получает стабильный доход и развитие отрасли. В 2011 году Словения обошла Украину и произвела 175 тыс. автомобилей.
Что касается автомобильных компонентов, оказывается в Украине, эта отрасль тоже получила относительно неплохое развитие. Об этом, присутствующим AutoPROm.UA 2012 рассказал директор ДЕИнтернациональ Сергей Лисниченко.
По его словам, на западе Украины работает около 30 предприятий, которые уже десять лет делают компоненты для BMW, Volkswagen и Opel.
Возможно, привлечение производителей компонентов и комплектующих для автомобилей – тоже один из путей развития отечественного автопрома. Но и он сегодня плохо поддерживается на законодательном государственном уровне. По словам, Сергея Лисниченко, при правильной законодательной поддержке, предприятий по производству компонентов, было бы сейчас на 30, а в четыре раза больше. купить бижутерию
Инф. AUTO-Consulting
Как украинский автопром искал пути выхода из кризиса
|