Глядя на Mini кажется, что о компактных городских авто водители мечтали всегда. Компактных и доступных. Причем, неизвестно, какое из этих определений важнее. Но у Mini они были взаимосвязаны. Во всяком случае, именно такую концепцию должен был воплотить в жизнь и поставить на колеса инженер-конструктор и дизайнер Алек Иссигонис.
Чуть больше трех метров
Классический Mini появился на свет, как говорится, не от хорошей жизни. Косвенным поводом для рождения этого уникального автомобиля стал, так называемый Суэцкий кризис 1956—1957 годов. Тогда в Великобритании начались перебои с поставками нефти. Продажа бензина для потребителей была нормирована, и актуальность приобрели маленькие экономичные авто.
В 1956 году руководитель компании British Motor Corporation Леонард Лорд решил дать автомобилистам то, чего они хотели – недорогой, экономичный компактный автомобиль. Для его создания он организовал рабочую группу из 8 человек (2 конструктора, 2 студента инженерных специальностей и 4 чертёжника). Ее возглавил инженер и дизайнер Алек Иссигонис.
Перед командой проекта, названного ADO-15, была поставлена чёткая задача — создать настолько миниатюрный автомобиль, насколько это возможно. Были даже заданы параметры его внешних габаритов: 3×1,2×1,2 м. Вторым, не менее важным условием было, расположить в этой машинке 4-х взрослых людей и их багаж.
На создание совершенно нового автомобиля от идеи до серийного производства прошло 2 года 5 месяцев. А объём инвестиций в проект по разработке сверх компактной бюджетной машины превысил 10 миллионов фунтов стерлингов. Серьезные по тем временам деньги. Но, как показало время, результат того стоил.
Чтобы решить поставленные задачи, Алек Иссигонис использовал поперечную компоновку 4-цилиндрового рядного двигателя с водяным охлаждением. Коробка передач размещалась под ним и была интегрирована с масляным картером. Сам мотор имел объем 850 см3 и развивал мощность в сумасшедших 34 «лошадки».
Первый прототип, названный за его цвет «The Orange Box», был готов к 1957 году, но испытания и доработки заняли ещё почти два года. Поэтому, первые автомобили были запущены в производство в мае 1959 года.
В результате, габариты получились немного больше 3-х метров, а ширина и высота – 1,3 и 1,3 м. Зато, салон, как и заказывали, занимал не менее 80% от объема авто. Кроме того, малыш имел вместительный багажник на 195 литров.
Двери первых моделей Mini имели простенькие сдвижные окна. Такая конструкция давала возможность в незанятой полости нижней половины двери разместить карман. Его размеры конструкторы рассчитали таким образом, чтобы туда помещалась классическая английская «зелёная» бутылка джина Gordon’s Gin .
Наличие в машине радиоприёмника Алек Иссигонис посчитал неоправданной роскошью. Но при этом, как заядлый курильщик, он нашёл в салоне место для достаточно вместительной пепельницы.
Таким 60 лет назад появился 1-й автомобиль Mini. В базовой версии он стоил меньше 500 фунтов стерлингов, а в люксовой – меньше 550.
MINI-бум
Популярность, которую приобрел маленький новичок, можно сравнить с битломанией. Ведь машинка получилась действительно милой и практичной. И это было именно то, чего ждали покупатели.
Официальное начало продаж состоялось 26 августа 1959 года. К этому дню уже было собрано несколько тысяч автомобилей, из которых 2000 отправили на экспорт. Продажи Mini одновременно стартовали почти в 100 странах мира. За рубежом автомобили продавались под названиями Austin 850 и Morris 850 (от округлённого рабочего объёма двигателя).
К концу 1959 года было выпущено почти 20000 автомобилей. Первый опыт эксплуатации выявил в них ряд недостатков. Главный из них — практически полное отсутствие гидроизоляции. В сильный дождь коврики салона моментально намокали, а при напольном расположении стартера это создать большие проблемы. Но недоработки оперативно устранили и это практически не повлияло на продажи.
В 1960 году выпускалось уже 3000 машин еженедельно. В сентябре покупателям была предложена модификация с кузовом универсал - Morris Mini Traveller и Austin Seven Countryman.
Но истинную любовь Mini получил, когда стал еще и быстрым. В 1961 году конструктор команды Формулы-1 Джон Купер, решил снабдить Mini более мощным двигателем, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской, ставшей впоследствии визитной карточкой автомобиля. Он разглядел в утилитарном малыше большой спортивный потенциал. Ведь Mini имел отличную управляемость и устойчивость (развесовка Mini – 51/49). Почти, как картинг.
До этого Алек Иссигонис несколько раз отказывался от предложений Купера, ссылаясь, что он делал автомобиль для скромного обывателя. Пойдя на уступки известному инженеру, только что дважды выигравшему Кубок конструкторов Формулы-1, руководство корпорации ВМС полагало, что он не сумеет реализовать более 1000 единиц прокачанной модели. За все годы производства было продано 150 000 автомобилей Mini Cooper. А модификация Mini Cooper стала желанным гостем в самых престижных кварталах Лондона.
В 1963 году появляется новая модель - Mini Cooper S с ещё более мощным двигателем. Именно эта машина стала настоящей легендой автоспорта. В ралли Монте-Карло Mini Cooper S стал победителем в 1964, 1965 и 1967 годах. А в 1966 году гонщики на Mini Cooper S заняли все три ступеньки пьедестала почета. У заряженного Купером Mini объем мотора увеличили до 1,1 литра, а мощность силового агрегата выросла аж до 70 л.с.
А вот стать внедорожником у Mini тогда не получилось. В январе 1963 года на заснеженной площадке около завода в Лонгбридже Алек Иссигонис продемонстрировал двухмоторный Mini Moke — внедорожную версию своего детища. Использование в автомобиле повышенной проходимости двух двигателей было интересной, но для того времени и для бюджетного авто, бесперспективной идеей.
В 1963 году был достигнут пик продаж Mini в Великобритании — 134 346 единиц. Для сравнения, в Украине в прошлом году, по данным AUTO-Consulting, новых автомобилей всех марок было продано меньше 80 тыс. шт.
3 февраля 1965 года с конвейера сошел миллионный Mini. 19 июня 1969 года – 50 лет назад - двухмиллионный Мини. А в 1986 году - пятимиллионный.
Аллея звезд
В 1969 году на экраны мира вышел фильм «Ограбление по-итальянски» ( The Italian Job). Героями этой картины были автомобили Mini Cooper, с помощью которых удалось удачно совершить ограбление и уйти от преследователей. Это был не только хороший рекламный ход, но и веха в биографии Mini. С этого года все автомобили, вне зависимости от того, на каком заводе они были выпущены, получили свое нынешнее имя и стали называться просто Mini.
Популярность малыша была такой, что утверждают будто именно этой машинкой вдохновлялась модельер Мэри Куант (Mary Quant), придумавшая мини-юбку. И фотографий Mini с девушками в мини возле этого авто – тысячи.
А среди владельцев Mini немало известных имен. На этой машинке ездили члены британской королевской семьи, легендарные The Beatles, актеры Питер Устинов и Жан Поль Бельмондо, певец Шарль Азнавур. На этапе становления группы Pink Floyd автомобилем одного из ее основателей Сида Барретта тоже был Mini Cooper.
Парадокс, но даже у Энцо Феррари – создателя дорогих и быстрых суперкаров, в гараже было три экземпляра этой машины. Ходят слухи, что легендарный автоконструктор высказывался о британской малолитражке следующим образом: «Если бы он не был таким уродливым, то я бы в него влюбился». А вот то, что Иссигонис и Феррари были знакомы – факт. Есть фото, где они стоят возле Mini. Да и сам Алек увлекался автогонками не как зритель.
Хотя, почему парадокс? Среди владельцев Mini Cooper были знаменитые гонщики. Например, Стирлинг Мосс и пятикратный чемпиона мира Хуан Мануэль Фанхио.
Певица Мадонна передвигается по Лондону на красном Mini Cooper (правда, уже современном). А вот британский комик и миллионер, известный, как Мистер Бин действительно ездил на Mini. А не только снимал его в своих комедиях.
Невиданное дело. Алек Иссигонис – грек, который родился в Турции и переехал в Англию в поисках лучшей жизни, получил от британской Королевы-мамы титул сэр. Александр Арнольд Константин Иссигонис стал Рыцарем Большого креста ордена Британской империи.
Сегодня Mini - экспонат в Лондонском музее науки и техники, как образец инженерного гения. И в рейтинге выдающихся автомобилей ХХ века Mini занимает почетное 2 место. На первом – не менее легендарный Ford T.
В то же время, по иронии судьбы, Mini в 1968 году был запрещен в США. Он не соответствовал национальным стандартам безопасности. На все упреки по этому поводу Алек Иссигонис резонно отвечал, что создал автомобиль с хорошей тормозной системой и управляемостью. И если люди попадают на этой машине в аварию, то это их вина. И он не проектировал свои автомобили для аварий.
Вторая молодость
В этом году у Mini еще один юбилей. Ровно 25 лет назад – в 1994-м эту марку приобрел концерн BMW . Вновь возрожденный MINI от BMW стал на 70 см длиннее, и на 30 см выше и шире. По заказу баварцев даже сделали ремейк фильма «Ограбление по-итальянски», с новым MINI в главной роли. Но это - уже другая история.
А классический Mini доказал, что размер не имеет значения для популярности. Хотя все прекрасно понимают, что этот автомобиль получил мировую славу и любовь именно благодаря своему небольшому размеру. А также - совсем небольшому ценнику.
Подробнее о Mini в Украине
|