Маленькая Словения выпускает сегодня больше автомобилей, чем Украина
Как можно привлечь автомобильных инвесторов. Российский опыт
В ближайшие 5-10 лет, - считает Ник Райли, - дальнейшее развитие найдет применение в автомобилестроении легких материалов и такого альтернативного топлива, как биогаз.
Но больше всего участников конференции интересовала оценка господином Райлли, ситуации в Украине.
Ник Райлли подчеркнул необычайную важность автомобильной отрасли для экономики всей страны. Ведь одно рабочее место на автомобильном предприятии фактически создает минимум 7 рабочих мест в смежных отраслях. Среди них производство компонентов, сталелитейная промышленность, текстильная, производство пластика. Рабочие места создаются и в обслуживающих отраслях. Кроме того, автомобильная промышленность создает экспорт для страны, что дает еще одно позитивное преимущество. Поэтому, правительство должно быть партнером автомобильных компаний. И в стране должна быть создана устойчивая долговременна стратегия развития национальной автомобильной отрасли.
В странах, которые хотят развивать свою автомобильную промышленность, отметил Ник Райлли, правительства поддерживают автомобильную промышленность. Вот примеры новых динамично развивающихся автомобильных рынков. Самый крупный из них – это Китай. Там имеется очень много механизмов правительственной поддержки. Например, налог на импорт в 25%. Или закон, который запрещает иностранным компаниям иметь более 50% акций в совместных предприятиях. При создании новых заводов, там предоставляются льготы по продаже земли и по расценкам на электричество. В Китае понижены налоги на инвестиции. И производятся государственные закупки продукции таких предприятий. Но там также есть и требование к иностранным компаниям. Например, использовать свои инновации, чтобы развивать китайскую промышленность, обучать работников, создавать научно-исследовательские центры.
Подобные китайским практики и правила существуют и на других развивающихся рынках. В том же Тайланде, где делают небольшие автомобили две трети из которых идет на экспорт. Поддержка правительства существует в Индии, Вьетнаме, странах Южной Америки – Бразилии, Аргентине, Венесуэлле.
Россия поддерживает своих производителей высоким налогом на импорт. Кроме того, они ввели, так называемое, правило 166, а после вступления в ВТО, - налог на утилизацию. И российский автомобильный рынок растет.
Такие меры оправданы в развивающихся экономиках, потому, что такой стране необходимо догнать развитые страны в технологиях и эффективности производства. Кроме того, эти страны имеют полное право пользоваться преимуществами своего экономического роста.
Но такая поддержка правительства практикуется и в развитых странах, которые уже использовали преимущества своего роста и не хотят их потерять. Так несколько западноевропейских и североамериканских стран разработали специальные программы, для нейтрализации последствий кризиса 2008-2009 года. Они были направлены на покупку новых автомобилей и переработку старых. Среди этих стран Мексика, США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия.
Кроме этого Франция вкладывала миллиарды евро в Renault и PSA, чтобы помочь им пройти через кризис. Правительство также предоставило им «мягкие» займы – 7 млрд. евро Peugeot-Citroen, чтобы они не обанкротились. А в Италии глава Fiat потребовал еще большую поддержку своим предприятиям, которые страдают от кризиса в еврозоне.
В США, где часто говорят о свободе предпринимательства и честной конкуренции, в 2009 году было выделено $80 млрд. для спасения автомобильной промышленности. Там понимали, какое катастрофическое воздействие на всю страну может оказать гибель автомобильной отрасли.
В Германии правительство платило зарплату работникам автомобильных предприятий, чтобы их не увольняли. Подобная практика была и в Испании.
Все эти меры поддержки применяются именно потому, что автомобильная отрасль имеет очень важное значение для экономики страны в целом. И все страны, независимо от того, развивающиеся они или развитые, очень заинтересованы в том, чтобы существовала интегрированная политика по защите и поддержке этого сектора больше, чем каких-либо других. Именно благодаря такой поддержка автомобильные отрасли этих стран могут оставаться конкурентными в растущем рынке.
Если кто-то считает, что такие защитные меры, как импортные пошлины или утилизационый сбор могут влиять на цены для внутренних потребителей и будут сокращать продажи, то это не так. Главное, чтобы они не были чрезмерными.
Говоря об Украине и ее автомобильной отрасли, Ник Райлли отметил, что наша страна уже имеет предпосылки, чтобы она превратилась в мощную индустрию. Например, у нас уже есть автомобильная промышленность, которая работает уже длительное время. Это хорошая основа, поскольку есть подготовленная рабочая сила. Кроме того, уже существуют конкурентные поставщики компонентов и запчастей. И это все растет. В том числе экспорт и внутренний рынок. Поэтому, в Украине может существовать высокоразвитая автомобильная промышленность. Но она требует хорошо спланированной стабильной стратегии и государственной поддержки, которая поможет конкурировать с другими странами.
О том, какие конкретно меры и какая поддержка необходимы, Ник Д. Райли рассказал AUTO-Consulting в эксклюзивном интервью, которое мы планируем опубликовать завтра.
Как украинский автопром искал пути выхода из кризиса
|