То, что «Нива» опередила свое время, стало понятно уже в 2000-х годах, когда начался бум компактных внедорожников и кроссоверов. А тогда, в далеком 1977-м – это был, во многом, новаторский и необычный автомобиль. Кстати, ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе. Да, «Нива» имела много агрегатов «фиатовской» разработки от ВАЗ-2106, но ее от начала и до конца создавали уже конструкторы из Тольятти.
«Отцами» «Нивы» прийнято считать главного конструктора Владимира Соловьева, ведущего конструктора Петра Прусова и дизайнера Валерия Сёмушкина. Именно этот коллектив решился на небывалый эксперимент: создать полноприводный автомобиль с несущим кузовом и комфортом легкового автомобиля, а не армейского вездехода. В это сейчас трудно поверить, но в то время, полноприводные автомобили в СССР создавали в первую очередь для армии. Были редкие исключения, в виде полнолприводной «Волга» ГАЗ-24-95, но таких машин были – единицы. Мировой автопром в конце 70-х также еще не рассмотрел перспективы внедорожников и выпускал их в утилитарных исполнениях.
В Украине увеличились продажи внедорожников и кроссоверов
На АвтоВАЗе избрали изначально другой принцип: несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза, комфортабельный салон – все это в те времена было присуще только легковым автомобилям. Еще одна особенность – это адаптация под полноприводную трансмиссию высокооборотистого 1.6-литрового двигателя ВАЗ-2106. Тогда как мировая практика тех времен – это низкооборотистый двигатель с большим рабочим объемом. Да и постоянный полный привод, а не подключаемая ось – это было в новинку для СССР.
Первые прототипы «Нивы» имели оформление в стилистике «копейки», но в последствие было принято решение придать ей все же «люксовый» дизайн с использованием элементов от ВАЗ-2106. Как оказалось – это было очень правильно и обеспечило «Ниве» долгую конвейерную жизнь.
Не смотря на то, что «Ниву» разрабатывали для сельских жителей и для рынка СССР, автомобиль вначале «прохладно» принимали в стране Советов. ВАЗ-2121 была самой дорогой в «линейке» ВАЗа и стоила почти 10000 рублей, тогда как «Жигули» можно было купить достать за 5500-7500 руб. Сельские жители не оценили небольшой багажник и 3-дверный кузов. Но неожиданный успех «Нива» получила за рубежом. Это всегда была одна из самых продаваемых экспортных позиций АвтоВАЗа. Были времена, когда до 70% ''Нив'' поставлялось за рубеж.
АвтоВАЗу исполнилось 50 лет. Исторические фото
ВАЗ 2101 могли выпускать под Киевом. Малоизвестные факты о "копейке"
ГАЗ-21 исполнилось 60 лет. Что значил этот автомобиль для авторынка
Автомобили Юрия Гагарина. Архивные фото
За все время более 530 тысяч автомобилей отправлено на экспорт. «Нива» поставлялась в десятки стран от Австралии до Финляндии, от Канады до Китая и Японии. Показательно, что даже в Италии «Нива» была довольно популярна. Как сообщил AUTO-Consulting Филиппо Марторелли – один из владельцев импортера ВАЗа в Италии, в начале 80-х он продавал по 5000-6000 «Нива» в год. В Италии «Нива» была не только внедорожником для фермеров, но и модным на то время пляжным автомобилем для плейбоев, а также инкассаторским броневиком.
Нет такого уголка на земле, где не побывала LADA 4х4. Она успешно трудится на всех континентах. Даже в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен стандартная версия ''Нивы'' в течение нескольких лет эксплуатировалась, Побывала ''Нива'' и на Северном полюсе. А также на Эвересте, Фудзияме… В 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726 м над уровнем моря. Принимала ВАЗ-2121 и участие в ралли-рейде «Париж-Дакар» и в многочисленных соревнованиях по триалу и off-road.
К 90-м годам прошлого века, казалось, что «Нива» уже устарела и спрос на нее упадет. Но АвтоВАЗ удачно провел рестайлинг, выпустив модернизированную ВАЗ-21213 «Тайга». Затем появилась и 5-дверная длиннобазная версия ВАЗ-2131. Многочисленные фирмы делали на базе «Нива» пикапы, фургоны и всевозможные тюнинговые вариации.
Как покупали авто в 90-е. Воспоминания перегонщика
В начале 2000-х, когда заработало СП «GM-АвтоВАЗ», название «Нива» по условиям соглашения отошло уже новой модели ВАЗ-2123 «Нива», которая на нашем рынке известна как Chevrolet Niva. А «старушка» получила новое обозначение Lada 4x4. С таким именем она здравствует и поныне.
Самая современная вариация на тему LADA 4х4 - Urban (дословно ''городской''). Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бампера в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.
Всего за всю 40-летнюю историю, на базе LADA 4х4 выпущено около 30 версий: пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей.
В Украине ВАЗ-21214 уже который год удерживает звание самого доступного внедорожника на рынке. А были времена, когда «Ниву» собирали методом крупноузловой сборки на Луцком автозаводе (ЛуАЗ). Кроме того, Киевский авторемонтный завод КАРЗ №5 небольшими партиями выпускал развозные грузовики на шасси ВАЗ-21213. По данным AUTO-Consulting, по дорогам Украины до сих пор ездит 115 тыс. «Нив» различных годов выпуска. Только в 2000-х годах украинцы купили более 25 тысяч новых «Нив». Это – самый массовый внедорожник на рынке.
Как за полгода подорожали самые доступные кроссоверы
Сколько стоит полный привод на авто? Цены по классам
|