Президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник, в частности, сказал, что если мы хотим быть 20-й по конкурентоспособности страной, как это определил Президент Украины, без собственного автопрома нам не обойтись.
В странах, которые хотят развивать свою автомобильную промышленность, отметил Ник Райлли, правительства поддерживают автомобильную промышленность. Вот примеры новых динамично развивающихся автомобильных рынков. Самый крупный из них – это Китай. Там имеется очень много механизмов правительственной поддержки. Например, налог на импорт в 25%. Или закон, который запрещает иностранным компаниям иметь более 50% акций в совместных предприятиях. При создании новых заводов, там предоставляются льготы по продаже земли и по расценкам на электричество. В Китае понижены налоги на инвестиции. И производятся государственные закупки продукции таких предприятий. Но там также есть и требование к иностранным компаниям.
Президент GM Europe Ник Райлли: Украина уже имеет предпосылки, чтобы превратиться в мощную автомобильную державу
Например, использовать свои инновации, чтобы развивать китайскую промышленность, обучать работников, создавать научно-исследовательские центры.
Поддержка правительства существует в Индии, Вьетнаме, странах Южной Америки – Бразилии, Аргентине, Венесуэлле. Россия поддерживает своих производителей высоким налогом на импорт.
Кроме того, они ввели, так называемое, правило 166, а после вступления в ВТО, - налог на утилизацию. И российский автомобильный рынок растет.
Такие меры оправданы в развивающихся экономиках, потому, что такой стране необходимо догнать развитые страны в технологиях и эффективности производства.
В Украине может существовать высокоразвитая автомобильная промышленность. Но она требует хорошо спланированной стабильной стратегии и государственной поддержки, которая поможет конкурировать с другими странами. И совместных усилий всех: производителей, государства, науки, экспертов по ее достижению. Тогда будет результат, – отметил Ник Райлли.
Исполнительный директор Объединения автопромышленников России Игорь Коровкин рассказал о тех шагах, которые уже сделала Россия, чтобы привлечь автомобильные компании разместить там свое производство автомобилей. Притом, это уже положительный опыт, так как в Россию пришли почти все ключевые автопроизводители. Но кроме того, полезен был и подход маленькой Словении, которая при населении в 2 млн. человек в прошлом году умудрилась выпустить автомобилей больше чем Украина. И уже обладает масштабным производством автокомпонентов.
Как можно привлечь автомобильных инвесторов. Российский опыт
Украина фактически топчется на месте и теряет время. Автомобильные производства появляются в соседних с нами странах и даже там, где их раньше никогда не было.всех явно задел уход Geely в Белоруссию
Общую ситуацию в автомобильной промышленности на конференции изложил почетный Президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе.
Тариэл Васадзе: Инвестор приходит туда, где есть условия. В Украине их нет
На конец 2012 года украинские производители едва контролируют 9,4% внутреннего рынка. По его словам это та точка, за которой уже не будет отрасли. Поэтому реформы не то что назрели, они уже жизненно необходимы.
«Удивляют и такие цифры. В России - население 148 млн. человек, а в Украине – 45-46 млн. Почти в 3 раза больше. Почему тогда авторынок России в 10 раз больше, чем в Украине? Да, есть преимущества в зарплате, но не в 10 же раз! Потому что там есть поступления в бюджет от той же промышленности, от того же автопрома. И автопроизводители специально для российского рынка создают так называемые бюджетные автомобили, чтобы конкурировать с ВАЗом.
А в Украине – парадокс. У нас налоги на оборудование для производства высокие, а на готовые автомобили – низкие. Как сюда может прийти производитель? Белоруссия имеет изоляцию, а туда идет автомобильный производитель, а к нам – нет.
Дальше, Россия принимает утилизационный сбор, и мы уже не можем поставлять туда автомобили на экспорт. Они к нам могут, а мы – нет. Есть комплекс мер, которые могут исправить ситуацию. Они известны, по такому пути проходили все страны, которые развивали автомобильную отрасли. Если мы хотим, чтобы в Украине было свое автомобильное производство, нужно начинать это делать» – резюмировал Тариэл Васадзе.
На конференции разгорелась дискуссия внепарламентская с народным депутатом Дмитрием Святашем (Группа компаний «АИС») и Председателем наблюдательного совета Группы компаний «АИС» Василием Поляковым о SKD-сборке. По мнению г-на Васадзе: «отверточная» сборка без обязательств – это зло. Это зло и для бюджета, и для государства и для тех же импортеров.
Дмитрий Святаш считает, что поддержка автомобильной отрасли, безусловно, нужна. Но ее нужно делать на базе нового подхода (концепта). Необходимо новое автомобильное законодательство, а опыт Узбекистана, где присутствует только один производитель, для Украины не приемлем. И новые инициативы направлены на монополизацию автопроизводства в Украине. Это не законно, и не правильно.
КрАСЗ и Еврокар не смогли донести свою позицию на конференции AutoPROm.UA 2012
Василий Поляков также отметил, что при нынешних объемах рынка в Украине нет места для еще одного завода для полномасштабного производства. И так новейший и современный завод «Еврокар» сейчас стоит не загруженный. Строить новый завод сейчас не целесообразно и должен быть переходный период, во время которого допустима SKD-сборка. Раньше ее использовали все производители, а сейчас, когда она уже не так выгодна, она вдруг стала вредной, - сказал Председатель наблюдательного совета "Группы компаний "АИС" Василий Поляков.
По словам Тариэла Васадзе, время «отверточной» сборки уже истекло. «Нельзя 10 лет крутить «отверткой» без всяких обязательств по локализации. Сборка – это зло. Нужно делать программу развития производства, брать обязательства и временно получать право SKD-сборки на одну модель, а не на весь брэнд. Да и изменения пойдут на пользу не только ЗАЗу, а и «Богдану», ЛуАЗу и автобусным заводам. И в этом нет монополизма.»
«Мне сложно понять «Еврокар». Вложил 150 млн., построил завод, а сейчас он за импортеров» - недоумевал г-н Васадзе.
Далее дискуссия уже переместилась в колуары, где участвовали почти все ключевые «игроки» автомобильной промышленности Украины.
Но в споре, как известно, и рождается истина. Родилась ли она сегодня? Наверное, пока нет. Но начало диалога положено. Дискуссия стала публичной. Значит, есть надежды, что ее услышат. Отрасли необходимы реформы.
Пока украинские автопромышленники ищут рецепты для выживания отрасли. В маленькой Словении, с населением 2 млн. человек его уже давно нашли.
Маленькая Словения выпускает сегодня больше автомобилей, чем Украина
Инф. AUTO-Consulting
Менее чем за 10 лет из Украины хотят сделать автомобильную супердержаву
Валерий Пятницкий: Как будет работать схема импорта авто в зоне свободной торговли Украина-ЕС
Украина будет выпускать миллион автомобилей в год
|