По информации Ассоциации «Укравтопром», в разные годы проходили переговоры с десятками иностранных автопроизводителей на предмет организации производства автомобилей в Украине. У нас думали открыть свои заводы Hyundai, KIA, Ford, Renault, Opel, Fiat, Chrysler, Citroen, Samand, ГАЗ, IVECO, MAN и большинство китайских автопроизводителей. Но все они ушли в другие страны, где есть инвестиционный климат, защита инвестиций, а также четкая и прогнозируемая позиция государства по автомобильной отрасли, сообщает ЛІГАБізнесІнформ. |
Совсем свежий пример – это решение корпорации Geely заключить соглашение с государством Беларусь о строительстве автомобильного завода. А ведь этот завод мог быть построен у нас.
За 20 лет Украина потеряла 10 собственных автомобильных заводов, среди которых «КрымавтоГАЗ», «УкрВолгатехсервис», «Анто-Рус», КАРЗ №5 и т.д. Луцкий ЛуАЗ перестал выпускать легковые автомобили. Но за это время Украина растеряла и больше десятка иностранных инвесторов, которые могли бы построить новые заводы и выпускать иномарки здесь. Уже упоминавшаяся Geely ушла в Беларусь, Great Wall – в Болгарию, Kia и Hyundai – в Чехию, Словакию, Турцию и Россию, Ford в Румынию и Россию, Mercedes-Benz – в Венгрию, BMW – в Россию, General Motors – в Польшу и Россию, PSA Peugeot-Citroen – в Россию и Чехию, Toyota и Nissan – в Россию, Volkswagen – в Словакию и Россию. Этот список несостоявшихся инвестиций за последние 10 лет можно продолжать еще долго.
Но, к сожалению, это не все наши потери. Кроме непосредственно автосборочных заводов в эти страны устремились и производители комплектующих, которые также строят там современные предприятия. Все наши соседи, кто хотел, смогли привлечь иностранных инвесторов и получить высокотехнологичное автомобильное производство. И только в Украине есть все составляющие быть автомобильной державой, но, по-прежнему, нет инвестиционных условий. Пошлина на ввоз автомобилей в Украине сейчас составляет 6-10%, тогда как в России – 25% и даже в ЕС она –10%. При таком уровне защиты рынка нет никакого смысла открывать здесь производство автомобилей.
Если в ближайшее время не появится специальное законодательство, направленное на защиту внутреннего производства автомобилей в Украине, отрасль вообще может исчезнуть.
В «Укравтопроме» отмечают, что первым шагом государства по преодолению негативных тенденций мог бы стать закон об утилизационном сборе, аналогичный российскому. Это позволило бы стабилизировать ситуацию, и стало бы первым сигналом инвесторам, что у нас защищают внутреннего производителя. Но эта мера должна быть в рамках комплексного подхода к автомобильной отрасли. В частности, в Ассоциации «Укравтопром» считают крайне необходимым принятие программы развития автомобильной промышленности, где будут четко зафиксированы условия и требования для существующих и будущих производителей и инвесторов, а также гарантированы стимулирующие условия со стороны Государства.
|