AUTO-Consulting совсем недавно рассказывал о том, что на автомобильном рынке начало возрождаться кредитование. Рост покупок автомобилей в кредит отмечают практически все импортеры и дилеры. Но есть и сдерживающие факторы. AUTO-Consulting выяснил, какие именно.
AUTO-Consulting уже писал о популярности приобретения автомобилей в кредит в нашей стране. Тем не менее, необходимо отметить, что несмотря на неплохие результаты, кредитование на отечественном автомобильном рынке еще имеет хороший запас для роста. Что же сдерживает рост объемов автокредитования?
По словам директор RCI Financial Services Ukraine Евгении Шафран, учитывая долю в 50% кредитования по бренду Renault, и ее рост в последние 3 года, нельзя сказать, что кредитование чем-то сдерживается. Однако в Италии, например, частными лицами в кредит приобретается до 80% автомобилей. Поэтому, запас для роста этой услуги в Украине еще конечно есть, уверена госпожа Шафран.
Первым сдерживающим фактором для роста объемов автокредитования, по мнению генерального директора компании “Хюндай Мотор Украина” Игоря Гладковского, является благонадежность заемщика и наличие у него прозрачной истории доходов. Еще один немаловажный сдерживающий момент - неуверенность в завтрашнем дне, из-за отсутствия стабильности и прогнозируемости.
С этим согласен и бренд менеджер Honda компании Pride Motor LLC Андрей Дашко. В частности, он сообщил AUTO-Consulting, что кредит - это долгоиграющий проект, который требует стабильности. Поэтому, его ответ таков "неудовлетворительное экономическое и политическое состояние".
В пресс-службе компании “Stelantis Украина” AUTO-Consulting сообщили, что из-за жесткой конкуренции основных игроков рынка, банки в гонке за увеличением своего портфеля, делают ставку на высокое качество предоставляемых услуг и обслуживания клиентов. Они расширяют свою дилерскую сеть, открывая отдельные центры автокредитования. Кроме того, доверие к банкам возвращается, а Stellantis, со своей стороны, старается защитить своих клиентов, и совместно с партнерами предлагает только прозрачные условия кредитования. Поэтому, на сегодняшний день, считают в Stellantis, рост продаж в кредит сдерживает дефицит наиболее востребованных моделей авто. Падение объёмов производства в 2020 году и повышение спроса на автомобили играют злую шутку с автопроизводителями. А кредитные продажи очень зависимы от продаж в целом. На фоне дефицита и привлекательных условий кредитования, покупатели не откладывают приобретение автомобиля на будущее. Таким образом, спрос сейчас превышает предложение, что, в свою очередь, сдерживает рост продаж, в том числе и в кредит.
В то же время, в пресс-службе компании “Ниссан Мотор Украина” все же отмечают, что для увеличения кредитных продаж, процесс получения кредита должен стать более легким для клиента. Это, несомненно, увеличило бы интерес к кредитным программам.
В пресс-службе Porsche Finance Group Ukraine среди факторов, сдерживающих автокредитование, называют большую долю теневой экономики, которая способствует наличному обороту денег. Еще один фактор - отсутствие углубленной интеграции финансового предложения в процесс продажи автомобилей. А также - отсутствие простых диджитал-решений для получения финансирования на автомобиль онлайн.
Интересно, что никто из операторов не назвал среди сдерживающих факторов высокие процентные ставки по кредитам. Хотя, многие автомобилисты именно их считают основной причиной.
Будут ли снижаться ставки по автокредитам?
Так называемая либерализация кредитования, включающая и снижение процентных ставок по кредитам, могла бы привлечь новых покупателей. И Евгения Шафран уверена, что политика на дальнейшее снижение ставок, действительно может дать толчок росту кредитных продаж. Правда, она считает, что основные улучшения условий мы уже увидели на рынке в течении последнего года. Среди них, и снижение ставок, и отмена обязательного нотариального заверения кредитной сделки. Другими позитивными факторами, по ее мнению, могут также стать легкость и скорость оформления кредита. Получение кредита должно быть быстрым и комфортным процессом для клиента.
По мнению господина Гладковского, на стремительную либерализацию общего рынка кредитования, к сожалению, рассчитывать не стоит. Но благодаря специальной программе от Hyundai Finance, клиенты уже сейчас получают уникально выгодные на рынке финансовые продукты. Например, 0% ставку на 3 года при авансе 10%. И это - без каких-либо дополнительных комиссий.
Андрей Дашко считает, что ответ на вопрос о снижении процентных ставок по кредитам могут дать банки, которые данные предложения (условия) и формируют. Компания Pride Motor LLC постоянно находится в тесном общении со своими банками-партнерами и дает обратную связь о текущем состоянии рынка. Поэтому, банк может принять решение о либерализации условий. Однако, по мнению господина Дашко, существующие кредитные предложения и так достаточно привлекательны.
В пресс-службе Porsche Finance Group Ukraine AUTO-Consulting сообщили, что для физлиц в ближайшее время не предусмотрена либерализация условий автокредитования. В то же время, для юрлиц, и физлиц-предпринимателей, постановление правления Национального банка Украины от 30.03.2021 г. №27 «Про затвердження Положення про визначення умов провадження діяльності з надання фінансових послуг, здійснення яких потребує відповідної ліцензії (ліцензійних умов)», не ограничивает небанковские финансовые организации в заключении с такими лицами договоров о предоставлении финансовых услуг, обязательства по которым определены, как денежный эквивалент в иностранной валюте. На данный момент у Porsche Finance Group Ukraine действуют специальные предложения кредитования с фиксированной ставкой от 0,01% годовых в гривне до 2-х лет кредитования. Со следующего года (после 2-х лет) применяется изменяемая ставка 11,99% годовых в гривне. Программа действует на весь модельный ряд в наличии (кроме автомобилей со специальным ценообразованием) марок Volkswagen Легковые авто, Volkswagen Коммерческие авто, Audi, SEAT и CUPRA.
Еще одна альтернативная возможность приобрести автомобиль - это лизинг. В этом случае автомобиль приобретает лизинговая компания и передает его в платное пользование предприятию или частному лицу. Таким образом, лизинг можно сравнить с долгосрочной арендой. В этом случае, авансовый платеж составляет 15% стоимости авто. Но тут надо понимать, что чем меньше авансовый платеж, тем больше ежемесячные платежи. Стандартные условия предусматривают изменяемую процентную ставку 15,99% годовых в гривне, и специальные предложения с фиксированной ставкой от 0,01% годовых до 2-х лет кредитования , после которых применяется изменяемая ставка 11,99% годовых.
В пресс-службе компании “Stellantis Украина” также хотят, чтобы условия покупки автомобилей в кредит становились все доступнее. Но здесь предлагают посмотреть на вещи реально. С 2019 года ставки по кредитам по некоторым комбинациям снизились почти в два раза! Например, в АО «Креди Агриколь Банк», процентная ставка в комбинации 10% на 84 месяца в феврале 2019 года составляла 14,15%. В то время, как сейчас Stellantis предлагает по этой же комбинации 8,99%. По АО «Кредобанк» максимальная процентная ставка по кредиту с 13,49% снизилась до 6,99%. Также, изменения коснулись и сопутствующих затрат, а именно – уменьшение размера/отсутствие единоразовой комиссии банка, снижение тарифа по продукту/отсутствие «страхования жизни», тарифы КАСКО по залоговым авто стали значительно интереснее. А отсутствие нотариального заверения договора залога упростило проведение кредитных сделок. Учитывая, что на сегодняшний день приобрести новый автомобиль в кредит намного легче, чем даже пару лет назад, скорее всего банки не станут менять нынешние условия кредитования в ближайшее время, считают в пресс-службе “Stellantis Украина”. А в дальнейшем все будет зависеть от изменения учетной ставки НБУ и ресурсов банков.
Повышение ставки рефинансирования (учетной ставки НБУ) приводит к увеличению затрат банков на поиск ресурсов и негативно сказывается на финансовом положении их клиентов и способности банков возвращать кредиты. 2020 год стал в этом отношении знаковым, поскольку учетная ставка рефинансирования была рекордно низкой и удерживалась на протяжении полугода на уровне 6%. Это позволило банкам предоставить «сладкие» условия кредитования новых автомобилей. С начала 2021 года ставка рефинансирования НБУ возросла почти на 40% и достигла, на сегодняшний день, 8,5%. Но, при этом, банки пока держат условия кредитования на прежнем уровне.
С таким объяснением согласны и в пресс-службе компании “Ниссан Мотор Украина”. Здесь, в частности, констатируют, что снижение кредитных ставок на протяжении последнего года, уже привлекло больше клиентов. На сегодняшний день клиентские ставки являются самыми выгодными для покупателей за последние 10 лет. Если взять за пример условия программы Nissan Finance, то она предлагает фактически рассрочку на 3 года, а также - дает возможность взять кредит под 7-8% годовых на длительный период, до 7 лет.
Исходя из таких оценок и прогнозов, можно с уверенностью предположить, что рынок автокредитования в нашей стране и дальше будет продолжать расти. А возможно, когда-нибудь догонит итальянский. Даже не смотря на то, что снижения процентных ставок по кредитам в ближайшее время, скорее всего, не произойдет.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.