AUTO-Consulting: Как сокращение рынка сказалось на заводе «Еврокар»?
Олег Боярин: К сожалению, состояние производства сейчас очень тяжелое. «Еврокар», как и другие автомобилестроительные компании Украины, пострадал от сокращения рынка. Несмотря на то, что нам удалось удержать свою долю, объемы производства оставляют желать лучшего.
Сейчас «Еврокар» продолжает выполнять свои обязательства перед партнерами. И мы делаем все возможное, а иногда и невозможное, для того, чтобы сохранить рабочие места. Мы прекрасно понимаем, что с остановкой производства мы потеряем самое ценное – доверие наших поставщиков и сотрудников.
Несмотря на сложную ситуацию, мы в конце прошлого года запустили производство Octavia Scout, Octavia RS Combi и Octavia 4х4. А в 2015 году мы готовимся наладить выпуск моделей Fabia и Superb нового поколения.
На «Еврокаре» началось производство еще двух моделей
В Украине стартовало производство новых модификаций Skoda Octavia
АС: Каков сейчас потенциал отечественного автопрома?
О.Б.: Производственные мощности отечественных заводов рассчитаны, примерно, на 400 тыс. авто в год. 2014 год они закончили с показателем около 30 тыс. выпущенных авто. Откровенно говоря, пациент пока жив, но уже при смерти.
К сожалению, следует констатировать, что в Украине на данный момент нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования производства. Закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок - РФ. Учитывая уровень «автопрома» Украины и условия Соглашения о ЗСТ с ЕС, рынок Европейского Союза в ближайшем и возможно даже в далеком будущем будет нашей стране, как минимум, не по зубам.
АС: Какой же тогда выход из сложившегося положения? Что необходимо сделать?
О.Б.: Наверное, ни для кого не станет откровением, что государству, в частности, правительству, стоит-таки заняться реальными реформами. Время для разговоров уже давно закончилось. Настало время действий и привлечения инвестиций. Постоянное привлечение займов без развития национальной экономики – это тупиковый путь.
АС: Что правительство должно сделать в первую очередь для развития автопрома?
О.Б.: Правительству не надо придумывать велосипед. Будем откровенны: у нас нет собственного автопрома. Но ничто не мешает нам производить транспортные средства для мирового рынка в формате внешней производственной площадки. У нашей страны есть всё необходимое для этого: специалисты, сырье и географическое положение.
Современное легковое автомобилестроение на данный момент существует в 30 странах мира. Из них только пять-шесть, например, Япония, США, Германия являются, назовем их, «создателями». В этих странах расположены научно-исследовательские центры, где создается будущее автомобильной промышленности. Они создают технологии и материалы, которые будут использоваться в будущих поколениях транспортных средств.
Вторая группа - это, примерно, 25 стран. Они «производители». К этим странам относят, например, Россию, Словакию, Турцию. В этих странах созданы все условия для сборки транспортных средств с разной степенью локализации. Приход в эти страны мировых автомобильных брендов позволил не только создать новые рабочие места непосредственно в производстве. Это также стало стимулом для развития бесчисленного количества поставщиков комплектующих и материалов, позволило оживить внутренний рынок. Для примера в Словакии производят свои авто три мировых автопроизводителя. В России создано более 20 совместных предприятий, в Турции - около 13.
И Словакии, и Турции удалось несколько лет назад преодолеть рубеж в 1 млн. произведенных авто в год. Это отличные показатели. Это гораздо больше, чем могут поглотить внутренние рынки этих стран. Например, 90% транспортных средств, произведенных в Турции, ушли на экспорт.
Словакия – это отличный пример эффективного привлечения инвестиций в автопром. После развала Советского союза на территории страны не было ни одного автомобильного производства. 20 лет спустя страна находится на 7 месте в Европе по количеству произведенных авто и на первом – по количеству произведенных авто на душу населения. Три автомобильных завода, построенных компаниями Volkswagen, Peugeot и Kia Motors формируют более 10% ВВП страны и обеспечивают высокооплачиваемыми рабочими местами более 145 тыс. человек. Для сравнения, украинский автопром со всеми его возможностями формует, в лучшем случае, 0,1% ВВП страны.
В 2005 году объемы производства автомобильной отрасли Словакии и Украины были почти равны: 218 и 216 тыс. соответственно. По итогам 2014 года, производство транспортных средств в Словакии превысил 1 млн. автомобилей, в Украине – около 30 тыс. штук.
2013: Глава "Еврокар": Мы проигрываем "войну"
2013: Глава "Еврокар": В Украину могут прийти еще 5-6 автопроизводителей, и спецпошлины - это первый сигнал им
АС: А сможет ли Украина повторить опыт правительств этих стран?
О.Б.: Да. Нам ничего не стоит повторить пройденный ими путь и избежать их ошибок. Правительства этих, да и почти всех стран из «производственной» группы, не сделали ничего неординарного. Они создали условия для внутреннего спроса и инвестиций. Они, например, максимально ограничили импорт. Почти во всех странах этой группы ввозная пошлина на готовые автомобили превышала 50%. В некоторых странах, например, в Китае, пошлины достигали 100-150% на этапе развития автомобильной промышленности. Сейчас ввозная пошлина на легковые автомобили редко превышает 20%. Грубо говоря, они заявили: «Хотите продавать свои автомобили у нас? Приходите, собирайте и продавайте».
АС: Вы предлагаете Украине стать внешней промышленной площадкой для мировых автоконцернов?
О.Б.: Повторюсь, у нашей страны есть всё необходимое для этого: специалисты, сырье и географическое положение.
Известно, что создание рабочего места в автомобильной промышленности влечет за собой создание 6-8 рабочих мест в смежных производствах. Не лучше ли стимулировать занятость, чем оплачивать безработицу?
Я уверен в том, что Украине под силу не только повторить успех, но и превзойти другие страны. Для этого, однако, производителям, требуется содействие правительства и реальное, не на словах, желание развивать отрасль.
АС: Какие рынки сегодня могли бы принять продукцию украинского автопрома? Иначе для него нет перспектив развиваться.
О.Б.: Учитывая, что рынок РФ закрыт, то наиболее перспективным рынком сбыта может стать ЕС, страны вроде Турции. Страны Ближнего Востока.
АС: Чего же нам не хватает?
О.Б.: Не хватает, безусловно, стабильной законодательной среды и виденья развития не только отрасли, но и экономики и реального сектора в целом. Автомобильные производители готовы к сотрудничеству с мировыми брендами, готовы к конкуренции на международном рынке. К сожалению, текущий нормативно-правовой хаос и отсутствие реальных реформ отпугивают потенциальных инвесторов.
АС: Как Вы можете оценить взаимодействие с правительством?
О.Б.: Государство забывает, что развитие экономики невозможно без, своего рода, общественного договора: с одной стороны - условия для привлечения капитала, развития производства и стабильное правовое поле; с другой – создание рабочих мест и уплата налогов. Налоги требуют постоянно, причем с превышением обязательств инвестора и наперед, но взамен нивелируют все условия для привлечения инвестиций. Такой подход, по моему мнению, сводит к нулю шансы выхода из сложившейся ситуации.
Мы взяли на себя необходимые обязательства в части модернизации производства, создания рабочих мест и привлечения инвестиций. Уже в первый год работы в рамках договора с Государством эти обязательства де-факто стали односторонними. Правительство поменяло практически все вводные. Почти все, на чем мы строили нашу инвестиционную программу, кануло в небытие. Например, правительство поддержало либерализацию спецпошлин и отмену утилизационного сбора. Вопиющими также стали попытки внести изменения в регулирующее законодательство с целью изменений условий данного договора. В такой ситуации сложно говорить не то что о поддержке и развитии отрасли, а о ценности любых договоров с государством. Ни один мировой инвестор не станет заключать договор с государством, которое систематически нарушает свои обязательства. Вспомните только ситуацию вокруг свободных экономических зон, льготы для которых были отменены в одностороннем порядке. Судебная практика в нашем государстве также не способствует снижению подобных рисков. Это приводит нас к печальному выводу: пока не поменяется сама система взаимодействия государства и бизнеса, никакие, даже самые активные усилия отрасли, не приведут к притоку реальных инвестиций. Такова, к сожалению, объективная реальность.
АС: Возможно ли сотрудничество автопрома и государства по военным заказам. Были ли такие предложения с вашей стороны и со стороны государства?
О.Б.: Компания «Еврокар» готова стать поставщиком новых автомобилей для Госавтоинспекции, оборудованных новейшими системами связи, автоматической системой фиксации нарушений и идентификации автомобилей, современной информационной системой. Также мы можем стать поставщиками автомобилей скорой помощи и автомобилей для домашних докторов, которые будут оборудованы всей необходимой аппаратурой. Эти проекты давно готовы и могут быть реализованы в кратчайшие сроки.
Для производства военной продукции необходимо иметь в первую очередь производственную документацию (конструкцию). Во вторую очередь - технологическое оборудование и сеть поставки материалов, узлов и деталей.
«Еврокар» сам не производит комплектующие, поэтому не имеет оборудования для литья металла и пластмассы, металлообработки, необходимые для быстрого освоения простой продукции военного применения.
Для освоения новой сложной продукции нужно иметь время, осуществить колоссальные инвестиции и иметь гарантию реализации продукции. Следовательно, быстрый переход предприятия на военные рельсы мало возможен. На данный момент конкретных предложений от государства тоже не поступало.
Де факто, сейчас только у КрАЗа есть необходимые опыт и знания, конструкция, а также производственные мощности, необходимые для выпуска грузовиков с повышенной проходимостью, достаточной грузоподъемностью и защитой, пригодных для военного применения.
АС: Не было ли желание продать завод, не было ли предложений о его покупке?
О.Б.: Таких предложений мы не получали.
2012: Олег Боярин: украинская Skoda может исчезнуть с нашего рынка
|