Да, это действительно факт, на момент знаменитого полета 1961 года у Юрия Алексеевича не то что не было автомобиля, а даже прав не было. Но это не помешало ему успешно управлять космическим кораблем.
А доставил космонавта на стартовую площадку наш украинский автобус ЛАЗ-695Б «Львов». При этом сигарообразный ЛАЗ, служивший на Байконуре, серьезно отличался от своих серийных собратьев: техническая начинка осталась неизменной (рессорно-пружинная подвеска, 109-сильный бензиновый двигатель объемом 5,6 литра, механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато внутри появились огромное кресло, рассчитанное на космонавта в скафандре, а также комфортабельные сиденья для врачей и обслуживающего персонала. Кроме этого, машину оснастили телефоном, кондиционерами, аппаратурой для киносъёмок, медицинским и другим специализированным оборудованием. Особое внимание создатели «космического» автобуса уделили герметичности салона (чтобы на космонавта попадало как можно меньше опасной пыли) и антикоррозионной обработке кузова.
Требования к "космобусам" были очень серьезные. Автобус для доставки космонавта к стартовой площадке (основой которому послужил взятый непосредственно с конвейера ЛАЗ) создавали по наитию и советам сотрудников Байконура, поскольку никто не представлял, какой должна быть такая машина. Однако специальная государственная комиссия работу инженеров Львовского автобусного завода приняла, а следующие «космобусы» строили по образу и подобию того самого, гагаринского, ЛАЗ-695Б.
Заметим, что именно с этим ЛАЗом связана знаменитая традиция, когда члены космического отряда перед полетом выходят из автобуса и «увлажняют» переднее правое колесо. Этот обычай появился от безысходности: в 1961 году на стартовом комплексе попросту не предусмотрели «удобств», и первому космонавту пришлось справить естественную надобность возле машины. А последователи Гагарина, будучи людьми суеверными, стали повторять «хорошую примету» — выходит, не зря автобус надёжно защитили от ржавчины! Кстати, «гагаринский» ЛАЗ-695Б прослужил на космодроме до 1967 года, и проездил бы дольше. Но после гибели Владимира Комарова космонавты попросили заменить транспортное средство — новым «космовозом» стал ЛАЗ-695Е, который фактически полностью повторял байконурского первенца.
После приземления, Гагарина везли на обычном армейском грузовике ЗИС-151. Это уже потом появятся на Байконуре "Синие птицы" - специальные полноприводные автомобили для эвакуации космонавтов. А в первый раз Юрия Гагарина везли на базу на обычном 151-ом.
Первого космонавта планеты из Куйбышева самолетом отправили в Москву. И уже в столичном аэропорту Внуково, возле правительственного терминала стоял кабриолет ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета. На нем Юрий Алексеевич и проехал по улицам Москвы в сопровождении эскорта из мотоциклистов на киевских КМЗ.
Первый космонавт много путешествовал по городам СССР. ЗИЛ ему не выдали, а ограничившись... «газончиком», внедорожником ГАЗ-69, на которых тогда ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Причем возил Юрия Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант, приписанный из ближайшей авиачасти... Но первый космонавт не роптал и спокойно переносил поездки под брезентовым верхом «шестьдесят девятого», пока не поступила команда выделить покорителю космоса черную «Чайку» ГАЗ-13.
Гордость советского автопрома: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой, электрические стеклоподъемники, а главное — V-образная «восьмёрка» мощностью 195 л.с., ускорявшая почти 6-метровую махину до «сотни» за 20 секунд. Отличный показатель по тем временам. Этим автомобилем Гагарин пользовался до конца жизни.
Сдавал экзамены на водительские права Гагарин уже после космического полёта. На общих основаниях. Принимавший экзамен инспектор Амелин напишет об этом событии: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права...».
А следом за правами появился и личный автомобиль: «Волга» ГАЗ-21, которую, космонавт то ли купил на «космическую» премию (она составила 15 тысяч рублей), то ли получил от «дорогого Леонида Ильича» (до 1964 года, когда Брежнев стал Генеральным секретарем, именно он отвечал за космическую программу и распределял подарки). На чёрную «двадцать первую», щеголявшую эксклюзивной небесно-синей отделкой внутри и большим количеством хрома снаружи, гаишники «повесили» номера «78-78 МОД».
Несмотря на спецсборку, черная «Волга» постоянно барахлила. Во время официального визита на Горьковский автозавод работники предприятия спросили героя, доволен ли он машиной. «Доволен, но возникают иногда проблемы», — честно ответил Юрий Алексеевич. За одну ночь автомобиль полностью проверили, заменили все сомнительные узлы и агрегаты, включая дефект крепления заднего моста. После этого космонавт стал ежегодно поздравлять заводчан с Днём машиностроителя.
Но не только советское правительство решило облагодетельствовать Гагарина машиной. По воспоминаниям современников, четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле?
Только во время визитов в зарубежные страны (и то капиталистические) Гагарин использовал лимузины или кабриолеты ведущих компаний мира. На каких только авто не пришлось ездить Юрию Алексеевичу, Rolls-Royce, Buick, Lincoln, Cadillac, Citroen DS.
И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. И было чему удивиться! Благодаря сверхлёгкому кузову из стеклопластика, весила машина всего 600 кг, поэтому скромный 95-сильный двигатель разгонял малышку до внушительных 200 км/ч. Заметив неподдельный интерес со стороны знаменитого лётчика («Матру» Гагарин увидел на авиасалоне), французы приняли единственно правильное решение — отправили машину в Москву. В качестве подарка. Так в гараже Юрия Алексеевича появилась еще и диковинная иномарка. Ее знала тогда вся Москва.
И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался», и выезды космонавта на иномарке можно буквально пересчитать по пальцам.
Поговаривали, что у Гагарина была еще одна "Волга". Часто Юрий Алексеевич появлялся на бежевой «двадцать первой» с «именными» номерами «12-04 юаг» — 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин, — эти номера «12-04 юаг» нередко видели на Кутузовском проспекте». Также неизвестна судьба небесно-голубого кабриолета «Чайка», который космонавту торжественно передали работники Горьковского автозавода. Но надо отдать должное, что Юрий Алексеевич даже став знаменитым остался простым и добродушным человеком. Он любил свои автомобили и часто их ремонтировал сам. А однажды поразил всех присутствующих, когда помог девочке накачать шины ее велосипеда.
Служебная «Чайка», личные «Волга» и «Матра»... Но летать Гагарин любил несравнимо больше... На место своего последнего вылета 27 марта 1968 года первый космонавт поехал вместе со всеми на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Юрий Алексеевич попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. Коллеги решительно возражали: «Возвращаться — плохая примета! Неужели дежурный не узнает знаменитого космонавта?». Но полковник (которому ко Дню космонавтики обещали присвоить звание генерала) отказался от привилегий и отправился домой за пропуском на аэродром... В 10:30 неподалёку от города Киржач Владимирской области самолёт МИГ-15, который пилотировали Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Владимир Серёгин, потерпел крушение. Лётчики погибли.
Как продавали автомобили в СССР. Маркетинговые приемы. Видео
|