Еще бы, ведь одним из автомобильных символов той эпохи стал тогда автомобиль ГАЗ-21 «Волга» с оленем на капоте. По современным меркам его хорошо пропиарили в кино. И «Берегись автомобиля», и «Три тополя на Плющихе», и «Ошибка резидента», и «Бриллиантовая рука». Но на самом деле, «Волга» в пиаре не нуждалась. Других достойных для съемки в кино советских авто, в то время не было.
Первые серийные «Волги» появились в 1956 году и кроме технического совершенства олицетворяли еще и, так называемую, хрущескую оттепель, советско-американскую дружбу, времена шпионских страстей и запрещенного на территории СССР рок-н-ролла.
Золотая «копейка» советского автопрома: Неизвестные факты о ВАЗ 2101
Автомобили Великой Победы. Малоизвестные факты
Автомобили Юрия Гагарина. Архивные фото
Немногие помнят сегодня имена создателей 21-й “Волги”, хотя по западным меркам они вполне могли бы попасть не только в энциклопедии, но и в виртуальные залы национальной автомобильной славы. Ведущим конструктором проекта был Александр Михайлович Невзоров, дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев, а в составе рабочей группы работали инженеры-конструкторы Борисов, Соловьев, Эварт, Лапшин и Мокеев. Их стараниями и был найден удачный компромисс между европейской и американской школой автомобильного конструирования. Хотя не обошлось и без привычного для того времени “чуткого руководства” партии. По легенде, когда первые опытные автомобили представляли в Кремле, оформление передней части не понравилось маршалу Жукову. Что было нелогично. Ведь дизайн радиаторной решетки “Волги” почти полностью повторял проверенные временем линии “Победы” — другого советского бестселлера (впоследствии лицензию на производство “Победы” даже купили поляки и стали выпускать ее под именем “Варшава”).
Так на “гриле” первых моделей “Волги” появилась массивная выпуклая хромированная звезда, против которой полководцу нечего было возразить. Этот символ продержался до 1958-го, а когда Жуков попал в опалу, решетку со звездой заменила так называемая акулья пасть с вертикальными “зубами”-прорезями.
Существует множество “версий” по поводу того, с какой американской модели “слизали” волговский дизайн, но, как свидетельствует история, они малоубедительны. Хотя бы потому, что “Волга” стала (и пока остается) единственным советским автомобилем, получившим титул европейского “Автомобиля года”.
Произошло это на Брюссельском автосалоне в 1958-м, где “Волга” (ГАЗ-21), “Чайка” (ЗИЛ 111) и “Москвич” в составе советской экспозиции стали обладателями Гран-при. Вряд ли за пределами просоветского Совета Экономической Взаимопомощи могли покривить душой и признать, что “Волга” хоть в чем-то лучше тогдашнего “Мерседеса”, если бы так не было на самом деле. И вряд ли такой титул получил бы «слизанный» автомобиль.
Секрет модной для того времени “американской” внешности в том, что Андрей Липгарт, который начинал работу над проектом “М-21” (впоследствии “Волга”), в свое время проходил стажировку на заводах Ford в Америке. Так что “Волгу” вполне можно считать автомобилем оригинальным и, как любили говаривать в те годы, очень правильным и своевременным.
Луцкому автозаводу «Богдан» исполнилось 60 лет. История с продолжением
Украинский рынок ретро авто. Развенчиваем мифы
Специально разработанный для ГАЗ-21 двигатель объемом почти 2,5 литра развивал аж 70 лошадиных сил. Он потреблял на 100 км пути 13-14 литров недорогого бензина и мог пробегать до капитального ремонта 200 тыс. км. Немало, с учетом качества наших дорог, условий эксплуатации и сервиса. К слову, именно благодаря сервису, а точнее — его отсутствию, на “Волге” не прижилась автоматическая трансмиссия. Да-да — настоящая, первая в Стране Советов автоматическая коробка передач, сделанная по образцу фордовского 3-ступенчатого “автомата” Fordmatic.
С АКП сделали 700 машин, но частые поломки этой диковинки из-за плохого обслуживания впоследствии заставили полностью перейти на механическую КП. Ее ручка располагалась под рулевым колесом, что позволяло “Волге”, по моде американских авто того времени, иметь спереди вместо двух раздельных сидений цельный широкий диван.
Украинский авторынок провалился в 1969 год. Инфографика
Фестиваль OldCarLand: Какие интересные авто показали реставраторы. Фото
Янукович оказался коллекционером раритетных авто. Фото
Все автомобили уже в стандартной комплектации оснащались похожим на камин трехдиапазонным радиоприемником и большими круглыми часами с крупной надписью “Сделано в СССР”. Как-никак “Волга” экспортировалась в 75 стран мира. Смешно сказать, но самые лестные отзывы из-за границы 21-я получила от греческих таксистов. В основном за неприхотливость, дубовую неубиваемость, исключительную ремонтопригодность и проходимость. Ведь в автомобиль по ГОСТам заложили запас прочности в несколько раз — специально для советского бездорожья.
В СССР “Волга” также работала как такси. Она же возила партийную номенклатуру, была скорой помощью, транспортом профессоров, академиков и народных артистов. Рядовые труженики Страны Советов (которые, как известно, в булочную на такси не ездят) запросто купить себе “Волгу” не могли. Стоила она в 1965 году, в самой дорогой экспортной модификации (85 л. с.), 6455 рублей. А с пижонским двухцветным кузовом — еще на 270 рублей дороже. При средней зарплате инженера в 120 рублей, а разнорабочего — 60-70 рублей в месяц — это были немалые деньги.
55 лет назад в Украине начали выпускать собственные автомобили. Фото
Серийное производство электромобилей в Украине стартовало еще 64 года назад. Уникальные фото
Но даже не в деньгах было дело: за “Волгой” надо было несколько лет стоять в очереди. И в очередь эту записывали только достойных — передовиков и героев. Всем остальным этот автомобиль был “не по чину”, и потому среднестатистические граждане реально могли приобрести только б/у машину. Что, впрочем, тоже считалось большой удачей. Так волгари, как стали со временем называть владельцев “Волг”, стали отдельной и самостоятельной категорией населения — не бедной, работящей и смекалистой. Черная или белая “Волга” — это особый разговор для тех времен: нечто вроде шестисотого “Мерса” — не требующее доказательств выражение статуса.
Машина с оленем на капоте унесла с собой целую эпоху нашего отношения к Автомобилю как к чему-то исключительному, доступному избранным народным героям. Вместе с “Волгой” ушли в прошлое сервис “на коленке”, станции ТЕХобслуживания, на которых “ТЕХ” обслуживали, а “ЭТИХ” — нет, и слепая вера в то, что наши автомобили — самые лучшие. И это то, с чем расставаться совсем не жалко.
Последний ГАЗ-21 был выпущен 15 июля 1970 года. “Волга” продержалась на конвейере неполных 15 лет, работая, так сказать, “во всех сферах советской жизни”. Поэтому прекращение производства совсем не означало исчезновения автомобиля. Он резво бегал по необъятным просторам и продолжал пользоваться спросом еще лет десять-пятнадцать, оставаясь символом благополучия вплоть до появления первых иномарок.
Тест на знание советских автомобилей
ГАЗ-24 «Волга»: Визитная карточка развитого социализма
|