Продажи бензина в стране падают, а вот с дизельным топливом всё не так плохо. «Виной» тому и армейские нужды, и медленно, но уверенно «встающая с колен» экономика нашей страны. Да и количество дизельных авто растёт.
Проверку, проведённую зимой, «солярка» на украинских АЗС выдержала с честью, а вот как будет летом, особенно после недавнего повышения цен? Разбирались в вопросе специалисты Института потребительских экспертиз, которые исследовали, как обстоят сейчас дела у «тяжёлого» топлива на украинских АЗС. |
Тест-контроль
В этот раз эксперты решили проверить не только крупные игроков, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 10 сетях: WOG (Mustang ДТ), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), ОККО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), БРСМ – Нафта (ДТ Евро), Marshall (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро). Цены разнились не сильно, но всё же дискаунтеры предлагали цену ниже лидеров. В лаборатории все образцы прошли проверку по 5 параметрам: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Скажем сразу, все испытуемые оказались «летними» образцами. Но и без сюрпризов не обошлось.
Дорожный общепит. Можно ли пообедать на заправках? Результаты экспертизы
Где можно поесть? Эксперты проверили качество хот-догов и кофе на АЗС Украины
Цетановый индекс
Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы WOG (Mustang ДТ) – 55,3 единицы, и LUXWEN (ДП ЕВРО) – 54,4 единицы. На таком дизтопливе будет меньше расход топлива и дымность.
Фракционный состав
Фракционный состав дизельных топлив имеет важное значение для работы дизеля. При увеличении содержания легких фракций в дизельном топливе повышается критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах и разжижается картерное масло. Слишком тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания. Также фракционный состав дизельного топлива косвенно характеризует его испаряемость. Топливо с облегченным фракционным составом легче испаряется. Для автомобильных дизелей наиболее удовлетворительным является топливо, состоящее из фракций, выкипающих при температурах 200-360⁰ С. Чем уже интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. По этому показателю у всех участников не оказалось никаких проблем, значения приблизительно одинаковые. Самый узкий интервал (65 – 85 градусов Цельсия) - у «дизеля» LUXWEN.
Где заправиться автогазом без «недолива»?
Можно ли заправляться бензином со спиртом? Результаты исследования
Вспышка
Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует температуру воспламенения топлива. В случае ДТП с участием автомобиля, заправленного топливом с малой температурой воспламенения, безопасность водителя в этом случае представляется весьма условной. Кроме того, косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Лучший результат, 70 градусов при нормативе не ниже 55, у топлива WOG (Mustang ДТ) и ОККО (ДТ Евро). А вот у топлива, приобретённого в сети Marshall значение было далеко ниже границы – 47 С0.
Сера
Главный «экологический» показатель дизтоплива – содержание серы. Хотя продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, извлечение ее из топлива довольно трудный и дорогой процесс. При концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – не проблема. Для примера, если будет 1000 мг/кг (еще пять лет назад это было за благо) он может перестать эффективно трудиться после десяти – пятнадцати заправок: сера, взаимодействуя с драгоценными металлами нейтрализатора, множит их химическую активность на ноль. По украинским стандартам допускается разная доля серы в дизтопливе разных видов. Для вида II (соответствует Евро-4) – не выше 50 мг/кг, а в топливе вида I (Евро-5) – и вовсе не более 10 мг/кг. В этот раз результаты в целом порадовали, но не обошлось без ложки дёгтя. За исключением одного образца, все пробы соответствовали наивысшему уровню Евро-5! Рекордсменом стал образец WOG (Mustang ДТ) (всего 3 мг/кг!). А подпортила картину проба Marshall (ДТ Евро) – немалые 370 мг/кг.
Итого
Вывод прост – качество дизельного топлива на украинских АЗС очень высокое. Основная борьба идёт уже не столько за качество, сколько за сопутствующие услуги и лояльность потребителя. Об этом эксперты собираются рассказать в следующих исследованиях.
Дмитрий Гордиенко
Материал предоставлен Институтом потребительских экспертиз.
Подробнее о результатах теста топлива, методике проведения исследования, акредитации лаборатории, где проводились исследования, читайте на сайте Института потребительских экспертиз
На каких АЗС самая выгодная программа лояльности?
Тест "зимнего" дизельного топлива на АЗС
Проверяем качество «именного» дизельного топлива на 10 АЗС
|