Немаловажно то, что это исследование состояло из ряда этапов и включало в себя абсолютно все – начиная от простоты получения и регистрации карты, до ее применения в сетевых магазинах, никак не относящихся к весьма специфической сфере обслуживания автовладельцев. Чтобы определить выгоду, эксперты смоделировали ситуацию, в которой постоянный клиент каждой сети заправил 100 литров топлива, получив взамен какие-то балы или скидку.
Изменится ли качество топлива на украинских АЗС в 2015-м?
В Украине отменят сертификацию автомобильного топлива
Предметом исследований стали восемь карт лояльности, которые охватывают услуги почти 15-ти сетей АЗС: «FISHKA» (ОККО); «Прайд» (WOG); «Shell Smart» (Shell); «ДякуYOU» (КЛО); «Карта переваг» (Лукойл); «MAXI» (ТНК); «Level» (Socar); «PLUS» (БРСМ Нафта). В каждом исследовании эксперты присваивали участникам оценки в виде баллов, которые в конечном итоге позволили выявить наиболее привлекательную программу лояльности с точки зрения финансовой выгоды для постоянного клиента. Как показало исследование, в итоге больше всего сэкономить семейный бюджет можно, пользуясь картой «PLUS» (БРСМ Нафта). Также скидки есть и у остальных участников, но, как говорится, есть нюансы. Впрочем, обо всём по порядку.
Получение карты
Согласно исследованиям специалистов Института потребительских экспертиз, в целом сети АЗС предлагают автовладельцам три варианта получения карты лояльности. Первый самый привлекательный, так как самый простой, представляет собой бесплатное получение карточки и заполнение короткой анкеты, которую можно бросить в специальный ящик на АЗС либо зарегистрироваться на сайте. Такой вариант предлагают практически на всех АЗС.
Второй вариант требует выполнения определенных условий, а точнее первоначальных финансовых «вливаний». Наиболее часто требуется покупка топлива или попутных товаров на определенную сумму. Такой вариант остаётся в сети Socar («Level»), где требуется потратить 300 грн.
Самый не интересный для автовладельцев способ получения карты – ее покупка. Такой способ получения «лояльности» практикует сеть ТНК («MAXI»), правда за карту нужно оплатить символические 10 грн.
Немаловажным при получении карт является и то, сколько дубликатов карт тебе дают и в каком виде. Хотя ни одна сетевая АЗС не отставляет автовладельцев от запасного «ключа», тем не менее, одни предоставляют одну дополнительную карту, другие – две, а некоторые вообще три.
В целом же, карты лояльности выдают охотно и без проблем, в отличие от ситуации годом ранее, когда карту получить было проблематично. Единственная сеть, где карту оформить не удалось, стал бывший «Лукойл». Как объяснили в компании, это связано со сменой собственника и ребрендингом станций. Впрочем, по старым картам скидку предоставляют.
Стоит сказать и о самих картах. Как правило, это обычный «пластик» с магнитной лентой. И только у сети «БРСМ-Нафта» карта необычная. Основное отличие карт «PLUS» – встроенный RFID чип. Эта технология в десятки раз дороже обычных пластиковых карт, но она имеет и множество преимуществ. На АЗС установлены специальные терминалы, куда карту нужно приложить, и на экране потребитель сразу может увидеть информацию о размере скидки, сэкономленной сумме, а также сколько баллов необходимо для достижения следующего уровня (скидка накопительная). Кроме того, как уверяют в компании, такие карты невозможно подделать, и у них намного больше ресурс бесперебойной работы. Да и клиентам удобнее - не приходится доставать ее из портмоне для совершения транзакции (магнитный импульс срабатывает даже когда карта находится в портмоне).
Финансовая выгода
В данный момент, из-за существенного падения объема продаж, многие сети предлагают скидки на топливо, хотя ранее баллы в основном можно было обменять на сопутствующие товары (мойка, хот-доги, кофе, омыватель и т.д.). В текущей сложной экономической ситуации автомобилистов более всего интересуют скидки на бензин, поэтому акцент исследования был сделан именно на этом аспекте. Самую маленькую скидку предлагает бывшая сеть «Лукойл» - всего 15 копеек на литре, немного больше – около 23 копеек у ТНК («MAXI»). У «FISHKA» (ОККО) скидка побольше – 35 копеек на литре, но есть условие – нужно заправиться «до полного», что сейчас не всем по карману. Кроме того, 12 марта эта акция на ОККО закончится. У карты «Прайд» (WOG) скидка тоже не на литры, а на деньги. При заправке на 300 грн. можно получить 15 грн. на карту, которой можно оплатить и топливо. По сумме скидки предложение от WOG оказалось выгодным по программе лояльности, но нужно учитывать цену литра топлива и тот факт, что акция действует до середины апреля. Система «ДякуYOU» (КЛО) скидки на топливо не предлагает, ограничившись начислением бонусов за каждую потраченную гривну, по схеме 1 гривна – 1 бонус. Программа лояльности «PLUS» (БРСМ-Нафта) предлагает своим пользователям скидку на топливо от 24 до 48 копеек с каждого литра. У этой сети также есть специальные предложения, например: заправившись «до полного» клиент может увеличить свою скидку еще на 20 копеек на каждом литре, а при покупке кофе, чая, хот-дога или выпечки на АЗК, клиент получает дополнительно еще 10 копеек к своему дисконту. Скидка варьируется в зависимости от того, какое количество топлива заправляется в течении месяца. В итоге, среди программ лояльности лидером в долгосрочной перспективе оказалась программа «PLUS» (БРСМ-Нафта), у которой помимо получения реальной скидки в чеке при каждой заправке авто в зависимости от уже накопленных балов на карте, ещё и довольно низкие по сравнению с конкурентами цены на топливо.
Партнеры
В ходе изучения программ лояльности сетевых АЗС, эксперты Института потребительских экспертиз провели анализ возможности использования карт в других сферах жизни, т.е. за пределами АЗС. Такую возможность предоставляет четыре участника нашего обзора – карты «FISHKA» (ОККО), «ДякуYOU» (КЛО), «MAXI» (ТНК), «PLUS» (БРСМ Нафта). Имея в распоряжении эти карты, вы накапливаете баллы или получаете скидку при покупке товаров, например, в какой-нибудь сети супермаркетов, пользуясь услугами банков, обедая и ужиная в ресторанах или кафе, покупая мобильный телефон в сетевом магазине мобильной связи и т.д.
Каждая из этих сетей АЗС построила партнерские отношения с разными компаниями. Например, карты «ДякуYOU» компании КЛО могут использоваться для накопления и использования баллов в ресторанах и кафе. Единственное «но» - компания КЛО встречаются только в нескольких регионах.
Сеть, которая охватывает карты «MAXI» компании ТНК охватывает больше сфер жизни, так как они действуют и в магазинах одежды, спортивных товаров, электроники, в ресторанах, салонах красоты, страховых компаниях и банках и т.д. Казалось бы, такая «зона накопления и использования баллов и скидок» очень выгодна, но если вникнуть вглубь работы этой системы, то оказывается, что привилегии, а точнее баллы, полученные у одного партнера, вы не можете использовать у того партнера, кто дает процентную скидку на товары и услуги и наоборот. Таким образом, возможности применения карты получились значительно меньше.
В свою очередь карта «FISHKA» компании ОККО работает со всеми своими партнерами по бальной системе. Эта система лояльности наиболее универсальна, так как позволяет накапливать и тратить баллы у любого из партнеров. Среди партнеров «FISHKA» - супермаркет, магазины электроники и мобильные салоны и т.д.
Карты лояльности «БРСМ Plus» (БРСМ Нафта) также выходят за пределы АЗС, предоставляя владельцу такой карты возможность получения дополнительных скидок на товары и услуги партнеров программы. Так, в сеть, которую охватывает карта «PLUS», входят СТО, супермаркеты электроники, сетевые рестораны, салоны красоты, химчистка, магазины цветов и т.д.
На финишной прямой
Уже на завершении анализа лояльности отдельных сетей АЗС к своим постоянным клиентам стало ясно, что не все карточные системы смогут удовлетворить автовладельцев удобством пользования и величиной полученных выгод. В нынешние трудные времена, ключевое значение для автомобилистов приобретает не только заправка машины качественным бензином, но условия для экономии семейного бюджета. Поэтому лидерство в карточной гонке в этот раз эксперты отдали компании «БРСМ Нафта» с программой «PLUS», благодаря сочетанию цены топлива и сбалансированному подходу к скидкам. Хотя в конечном итоге каждый автовладелец должен сам определить, с кем ему удобнее работать.
Инф. предоставлена Институтом потребительских экспертиз
Ответственность за методологию и юридические вопросы по исследованию несет Институт потребительских экспертиз
Где сегодня выгодно заправляться
|