Холодный душ
Результаты продаж мая зафиксировали спад практически у всех операторов, по сравнению с мегаоптимистическими показателями в апреле. Но все прекрасно понимали, что апрельский рост – это была реакция потребителей на введение спецпошлин, а значит рынок брал авто фактически в кредит будущих периодов.
Но на фоне всеобщего спада, все же произошли позиционные перемены, да еще и какие! Фактически, спецпошлины достигли своей цели и в лидеры рынка вырвался ЗАЗ. Но это была не только заслуга случая, сколько грамотная маркетинговая политика, о которой AUTO-Consulting уже рассказывал.
В чем секрет прорыва ЗАЗ в мае?
ЗАЗ впервые становится лидером украинского авторынка
В мае Hyundai впервые за последние два года уступил лидерство. Как это пережили в компании, AUTO-Consulting поинтересовался у коммерческого директора ООО «Хюндай Мотор Украина» Геннадия Четверухина:
«Кроме первого места на рынке, у нас есть и более важные цели, которые касаются непосредственно насыщения автомобилями дилерской сети, а также внедрения разумной ценовой политики в этот сложный период. Конечно, можно было бы остаться лидером любой ценой. Но прежде всего, наша цель – это экономическая обоснованность всех наших действий и прибыльность бизнеса. Если в результате это мы временно потеряем лидерство на рынке, мы не видим в этом большой проблемы.
Не могу сказать, случайность это или тенденция. Дело в том, что автомобильный рынок Украины зачастую сориентирован на цену, особенно если говорить о массовых, объёмообразующих сегментах. Поэтому если кто-нибудь из импортёров имеет возможность предложить товар по более приемлемым ценам, то вполне закономерно, что его бренд выйдет на первое место.
При той политике защиты местного производителя, которую недавно анонсировало наше государство, у некоторых брендов вырисовывается большое будущее, как минимум в количественном выражении. Насколько долго это продлится, и насколько будут удовлетворительны финансовые показатели - это уже вопрос и к государству, и к производителю. Предпринимать какие-то специальные действия только лишь для того, чтобы срочно вернуть лидерство, мы не будем. Мы надеемся всё сделать правильно и стать лидером не потому, что у нас есть доступный товар», - сказал господин Четверухин.
Уже три автопроизводителя готовят варианты производства в Украине
В Украину приходит новый крупный автопроизводитель
Но остальные «игроки» уступать свои позиции из-за спецпошлин похоже не намерены. Как отметил в интервью AUTO-Consulting Cергей Носенко, руководитель отдела сбыта легковых автомобилей Volkswagen: «Да, конечно, итоги мая нас разочаровали. У нас на складе достаточно VW Polo sedan по старым ценам, и мы ожидали, что поток клиентов сохранится на уровне марта-апреля.
Но, очевидно, чудо не произошло. "Выкачка" клиентами складов в марте-апреле однозначно скажется на падении рынка в мае-августе. Но у Volkswagen в Украине, по-прежнему, достаточное количество автомобилей на складе, в первую очередь, Polo sedan, растаможенных до повышения пошлины, и готовы удовлетворить спрос на ближайшие месяцы», - рассказал г-н Носенко.
Довольны своими результатами, не смотря на спад, в Peugeot. Так, директор по продажам «Пежо Украина» Виктор Кордилевский отметил, что результаты брэнда в мае обусловлены сбалансированной политикой в отношении ценообразования, формирования структуры склада, своевременными маркетинговыми мероприятиями. «Мы практически достигли того, что планировали, и для нас это не было сюрпризом, поскольку все действия Peugeot были заранее спланированы и своевременно внедрены», – резюмировали в «Пежо Украина».
Не ожидали такого большого падения спроса по всему рынку в SEAT. Руководитель направления SEAT компании «Порше Украина» Дарья Штименко сообщила AUTO-Consulting, что результаты рынка оказались закономерными, принимая во внимание все изменения, происходящие на рынке и желание украинцев хорошо отдохнуть на майские праздники, не занимая свои мысли покупкой нового автомобиля.
Но, тем не менее, данные результаты немного меньше ожидаемых нами - мы ожидали падения всего на 35%. Но г-жу Штименко все же порадовали результаты продаж SEAT. По итогам первых 5 месяцев клиентам отдали ключи уже от более 200 автомобилей.
Показательно, что покупатели премиальных автомобилей тоже заволновались. Так маркетинг менеджер Audi компании «Порше Украина» Людмила Руль отмечает, что итоги майских продаж ее бренда оказались ожидаемыми. «Май всегда показывает намного скромнее результаты по сравнению с апрелем, поскольку наша аудитория, как правило, уезжает на отдых в начале месяца. В этом году для отпуска сложились особенно благоприятные условия, поскольку было около 10 дней выходных в начале месяца. В этом году еще одно событие повлияло на объем продаж - это введение спецпошлины. Если говорить о мае, то повлиял не сам факт введения спецпошлины, а скорее ажиотаж вокруг нее и соответственное восприятие клиентами. Ведь на данный момент у нас достаточно выгодных предложений в салонах наших дилеров. У нас есть хороший выбор автомобилей, которые были растаможены до введения спецпошлины и клиент имеет возможность приобрести бензиновые автомобили с двигателями 1,8 или 2,0 TFSI без повышения стоимости.»
Из-за спецпошлин с рынка уходит доступная версия Hyundai Sonata
Чуда не случилось: в мае украинский авторынок сократился на 24%
Какую политику операторы будут вести дальше?
Основные операторы сделали и свои прогнозы по развитию авторынка на ближайшее время. Он у всех почти один – спад. Разнятся только эпитеты в оценках. Так, в компании «Пежо Украина» однозначно предположили, что в летние месяца можно ожидать понижение спроса по нескольким причинам. Во первых, к этому времени закончатся складские запасы, сформированные до введения спец. пошлин, а значит автомобилей по ценам, которые действовали на сформированный склад, больше не будет и потребитель столкнется с увеличенной ценой. Во вторых, повышенный спрос в апреле отобразится на уменьшение спроса в последующие месяцы. Результат мая был обусловлен тем, что все еще оставались складские запасы. В третьих начинается период отпусков, что так же повлияет на активность на рынке.
В «Хюндай Украина» также готовятся к непростому периоду для авторынка. В частности, Геннадий Четверухин отметил: «Для сохранения объёмов продаж мы просим увеличить поставки востребованных автомобилей, не попадающих под действие новых пошлин, прежде всего модели SANTA FE, GRANDEUR, Н-1. Но, тем не менее, даже в условиях роста цен сохраняется спрос на модели ACCENT и ELANTRA, учитывая то, что мы пока компенсируем рост цен на них. В конечном счёте, мы будем стараться выполнить тот комплекс действий, который, я надеюсь, будет направлен на то, чтобы наша дилерская сеть не пострадала. А делая всё последовательно и разумно, лидерство вернётся. Это вопрос времени».
По словам Сергея Носенко, «дальнейшая стратегия Volkswagen определена. Мы и до спецпошлин были лидерами как по технологиям, так и по количеству продаж дизельных автомобилей. По большинству моделей, таким как VW Tiguan, Passat, доля продаж дизельных автомобилей превышает 70%, а по Touareg – и вовсе достигает 100%. Это наше конкурентное преимущество, и мы в полной мене собираемся его реализовать в ближайшей перспективе. Автомобили с дизельными двигателями проверены временем на украинских дорогах и заправках; они являются экономичными и динамичными, и в данных условиях являют собой лучший выбор для клиентов на рынке», - резюмирует г-н Носенко.
В Audi также уверенно входят в непростой сезон. Как сообщила AUTO-Consulting Людмила Руль: «На данный момент у нас есть широкий выбор бензиновых автомобилей, которые были растаможены до введения спецпошлины и клиентам есть из чего выбрать. Стоит отметить, что сегмент бензиновых автомобилей с двигателями 1,8 и 2,0 TFSI не является для Audi основной долей продаж. Почти для всех моделей мы имеем постоянное предложение по пакетам опций. Заказывая автомобиль, клиент получает до 100% выгоды на пакетах опций, более того, их можно совмещать с другими пакетами, получая больше преимуществ.»
И даже не смотря на введение спецпошлин, в SEAT надеются улучшить позиции и увеличить продажи в Украине. Для этого у брэнда, который фактически переживает второе рождение в Украине, есть все основания. Как сообщила AUTO-Consulting Дарья Штименко: «Seat только начал свой путь к становлению и укреплению бренда на украинском рынке. Не смотря на повышение таможенных пошлин, мы презентовали новое поколение SEAT Leon по очень привлекательным ценам, представив так же в линейке и дизельные двигатели. Так же с июня действует выгодное предложение на дизельную версию Altea XL в комплектации COPA. Ну и не забывая о любимчике публики - мы оставили прежнее ценообразование на SEAT Ibiza с автоматической коробкой DSG как и до повышения таможенной пошлины. SEAT однозначно сможет улучшить свои позиции в Украине».
Второе пришествие SEAT в Украину
Как уже поменялись цены на автомобили из-за спецпошлин
Жизнь после пошлин
Как видим, автоимпортеры готовы к работе в новых непростых условиях и даже с учетом высоких спецпошлин на популярные модели и уже научились «выкручиваться». Но, к сожалению, ряд моделей все-таки покинет украинский рынок, так как они проигрывают конкуренцию с моделями за пределами диапазона спецпошлин. О так и не доехавших на украинский рынок новинках читайте уже в ближайшие дни.
Как спецпошлины меняют модельный ряд. Что ждет покупателей авто летом?
|