AUTO-Consulting уже знакомил своих читателей с мнениями участников процесса о Законе про локализацию, который недавно подписал Президент.
Спасет ли украинских производителей закон “О локализации”?
В Украине создали условия для возобновления автопроизводства
Для стимулирования развития местного производства во всем мире создаются индустриальные парки, в которых предприятия получают особые условия. Законопроекты, направленные на это, в конце прошлого года в первом чтении проголосовала ВР. Речь идет о законопроектах №5688 и 5689, которые должны наполнить индустриальные парки реальными фискальными стимулами. В частности, в соответствии с ними, предприятия, зарегистрированные и действующие исключительно на территории индустриального парка, получат:
▪ Освобождение от импортного НДС и пошлины на оборудование по перечню кодов УКТВЭД.
▪ Освобождение от налога на прибыль на 10 лет по перечню видов деятельности.
▪ Право органов местного самоуправления предоставлять льготы по местным налогам.
Верховная Рада приняла закон про индустриальные парки. Какие льготы им предоставят?
Особенностью этих стимулов, считают нардепы, является то, что они работают даже в отсутствие бюджетного финансирования.
Другие стимулы – фискальные и институциональные, содержатся в законе №4416-1, принятом в начале сентября 2021 г, и уже подписанном Президентом. Им предусматривается возможность компенсации из госбюджета стоимости подвода инфраструктуры в индустриальные парки, возможность компенсации подключения к сетям внутри парка и возможность компенсации процентных ставок по кредитам. Также правительству предоставляется поручение предусматривать в бюджете не менее 2 млрд. грн. на развитие сети индустриальных парков.
На бумаге все это выглядит красиво. Но AUTO-Consulting выяснил, что думают представители компаний, для которых упомянутые выше законопроекты, собственно, и готовились.
Вот, что сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе компании “Еврокар”, которая уже много собирает в Закарпатье автомобили Skoda для украинского рынка. Здесь поддерживают законодательные инициативы, направленные на стимулирование высокотехнологичного производства. А индустриальные парки уже зарекомендовали себя во многих странах как действенный инструмент экономического и промышленного развития.
Мировой опыт показывает, что 1 доллар государственных вложений в индустриальные парки привлекает в среднем около 7 долларов прямых инвестиций. А на одном гектаре индустриального парка создается около 50 рабочих мест, - констатируют в пресс-службе “Еврокара”.
Для Украины индустриальные парки – это возможность «перевооружить» экономику, преодолеть сырьевую зависимость и обеспечить страну рабочими местами, чтобы не экспортировать «мозги», сырье и рабочие руки.
По данным пресс-службы, сейчас в Украине зарегистрировано больше 50 индустриальных парков, но из-за отсутствия реальных стимулов для их деятельности, по-настоящему работают лишь единицы. Именно такие стимулы предлагают законопроекты №5688 и 5689.
В пресс-службе “Еврокара” также сообщили, что сейчас работают с депутатами, чтобы эти преференции распространялись также на производителей легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, поскольку в текущей редакции законопроекты не предусматривают для них стимулы, как для производителей подакцизных товаров.
В нашей стране есть все предпосылки для развития автомобильной промышленности. Так, в Закарпатье создан индустриальный парк «Соломоново» с перспективой развития полномасштабного производства автомобилей Skoda. Сегодня - это уже подготовленная площадка для авто промышленного производства со всей необходимой инфраструктурой. А завод «Еврокар» - потенциальное якорное предприятие индустриального парка с мощностью производства до 130 тыс. автомобилей в год.
Принятие законопроектов №5688 и 5689 со стимулами для производителей автотранспорта, может помочь реализовать потенциал Украины, как производственной площадки для мировых автоконцернов, - уверены в “Еврокаре”. Особенно, учитывая уже предпринятые меры по стимулированию производства электротранспорта (законы № 1660-IX и № 1661-IX).
Однако, по сравнению с другими странами, это лишь базовый уровень инвестиционной среды, - считают в пресс-службе. Мы только начали предпринимать шаги по стимулированию притока инвестиций в страну и применять инструменты, которые давно уже действуют в развитых странах. Следует помнить, что не бывает одномоментного решения проблем. Нужно мыслить комплексно и создавать условия лучше, чем предлагают страны-соседи. Только в так можно стать серьезным игроком мирового рынка.
По мнению директора ТД МАЗ в Украине Андрея Власенко, вкупе с принятым, так называемом, законе о локализации (имеется в виду изменения в Законе о госзакупках), наделение индустриальных парков фискальными стимулами будет способствовать появлению интереса у инвесторов (как внешних, так и внутренних) к вложениям в производство в рамках индустриальных парков (ИП). Окончательно этот “пазл” сложится, если будет принят закон и льготном кредитовании (компенсации процентной ставки) при привлечении заемного капитала бизнесом в ИП.
Кроме того, как сообщил AUTO-Consulting господин Власенко, в компании уже начинали серьезно анализировать принятый осенний пакет, так называемых, промышленных" законов. Здесь хотят просчитать возможную бизнес-модель в рамках ИП.
Судя по отзывам, законопроекты №5688 и 5689 действительно могут принести пользу отечественной промышленности. Если в окончательном варианте Закона, после традиционных многочисленных правок и дополнений в них останется рациональное зерно.
Почему Украина не стала автомобильной державой. Часть 1
Почему Украина не стала автомобильной державой. Часть 2
Почему Украина не стала автомобильной державой. Часть 3
|