Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие: Авто новости от AUTO-Consulting - автопром

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новости CARS TRUCKS BUSES СКИДКИ % Статистика 125 лет SKODA
Поиск по новостям

Расширенный поиск
Разделы
Главная
Новости
 Рынок автомобилей
 Акции в автосалонах
 Тест-драйвы
 Статистика автопродаж
 Рынок автобусов
 Рынок грузовиков
 Военная техника
 Производство автомобилей
 Законодательство
 Автобизнес LIFE
 Дилерская сеть
 Кредиты/лизинг/страхование
 Сельхозтехника
 Авто-электроника
 Рынок запчастей
 Рынок шин
 Мототехника
 Советы владельцам авто
Растаможка авто
Подписка на новости


• Новости по теме: автопром
• Мировой автопром в 2022 году ждет новый кризис. На этот раз алюминиевый
• Сколько мировой автопром уже потерял из-за дефицита микрочипов
• К 2040 году мировой автопром будет выпускать 66 млн электромобилей в год
• Сколько продлится дефицит микрочипов и каковы его последствия для автопрома
• Производство электромобилей до неузнаваемости изменит немецкий автопром
• Нормы токсичности Евро-7 в ЕС больно ударят по всему автопрому
• Европейскому автопрому уже стоит опасаться. Тест-драйв JAC S4
• Немецкий автопром неизбежно ждут новые сокращения
• Как в странах ЕС будут поддерживать автопром и кто от этого выиграет
• Франция выделяет €8 млрд на спасение своего автопрома
Еще по автопром...
Новости от AUTO-Consulting
Все новости по теме - Украина

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

производство автомобилей | Опубликовано - 2021-08-23 19:13:35 (6472 раз прочитано)
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие - автопром
К 30 летию Незалежності України AUTO-Consulting решил проанализировать путь страны в сфере производства автомобилей и выяснить причины неудач. Целью этой статьи будет ответ на вопросы: Что и когда мы сделали не так? Почему у нас не получилось, а у соседних стран вышло?


В предыдущих двух частях AUTO-Consulting рассказывал, с каким автопромом Украина пришла к 1991 году, и что от него осталось к 2010-му году. Обозначили мы и главные, по нашему мнению, причины неудач в 90-е и 2000-е.

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы



Сегодня же AUTO-Consulting расскажет, как жил автопром страны в период 2011-2021 годов. Но прежде обозначим, из чего он состоял на момент 2011 года. Легковые автомобили в тот момент в Украине производили «ЗАЗ», черкасский «Богдан Моторс», сборку вели закарпатский «Еврокар» и кременчугский КрАСЗ. Грузовики выпускал КрАЗ, а автобусный сегмент был представлен заводами «Богдан Моторс» (Луцк), ЛАЗ (Львов), «Эталон» (Чернигов и Пролиски), «Черкасский автобус», Рута (г. Часов Яр) и ЗАЗ (автобусы I-Van).



Финансовый кризис 2008 года подкосил весь украинский авторынок. Объемы продаж резко сократились с 643 тыс. штук в 2008 году до 162 тыс. в 2009-м. А к 2011 году в Украине суммарная мощность только трех автозаводов ЗАЗ, Богдан Моторс и Еврокар достигала 340 тыс. штук в год. Единственным выходом, чтобы сохранить объемы производства - было наращивать экспорт. Продать такое количество украинских авто можно было только в России. Рынок ЕС для украинских предприятий был закрыт и пошлинами, и техническими регламентами (нормами Евро).



Кроме того, бурное развитие в 2000-е привело к тому, что почти все украинские автозаводы были закредитованы, и кредиты брались в валюте. Кредитное бремя после девальвации 2008 года было уже не подъемным. Заводы, столкнувшись с обвалом продаж на украинском рынке, уже не в состоянии были обслуживать кредитные обязательства и банкротство было лишь вопросом времени. Но в 2011-м еще казалось, что этот период удастся пережить.



Первым падает ЛАЗ. Завод получил большой подряд под Евро-2012 от городов, принимающих чемпионат. Обещали закупить почти 2000 автобусов и троллейбусов, а по факту их было около 200. Да и с оплатой ему возникли проблемы. Собственник ЛАЗа начинает дробить завод на мелкие предприятия, чтобы уйти от кредиторов, и даже перевозит часть оборудования в Днепродзержинск. Во Львове даже поднимется кампания о возврате завода в госсобственность, но так ничем это и не закончится. ЛАЗ бесславно канет в Лету.



В 2011 году желание разместить свое производство в Украине изъявил Hyundai. Речь шла о заводе на 150-200 тыс. микроавтобусов и грузопассажирских автомобилей в год. Инвестора опекали Борис Колесников и Анатолий Кинах, вели переговоры, предлагали в партнеры местных производителей и предлагали разные площадки. Однако после изучения украинского рынка Hyundai предпочел Турцию. Завод там быстро построили и сейчас к нам поступают Hyundai H-350 именно оттуда.



В 2011 г ЗАЗ завершает производство «Славута» - последнего автомобиля еще украинской разработки. Но в том же году у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus.



Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Такой альянс, казалось, сулит ЗАЗу хорошую загрузку, а со временем планировали увеличить число выпускаемых моделей.



В 2012-м был запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели. В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап. И вновь главный расчет был на экспорт в Россию, так как украинский рынок очень медленно восстанавливался после кризиса 2008 года.



На «Богдане» поняли, что без собственной модели из кризиса не выбраться. Получая штамповку кузовных деталей и всю комплектацию от партнеров, они были вынуждены «играть по их правилам» и поставлять машины только туда, куда им разрешат. «Богдан» делает ставку на ВАЗ и разрабатывает собственный пикап Богдан-2310\2312 и кросс-универсал на платформе ВАЗ-2111. Эти модели под собственным брендом завод начал поставлять в Россию и на другие рынки стран СНГ. Спрос на них был, но тут начинается период торговых войн с Россией, от которых начали страдать автомобильные производители. Пострадали и ЗАЗ, и Богдан.



В 2012 году в России вводят утилизационный сбор, которым дискриминируют производителей из стран СНГ. Нужно было или повышать цены и оказаться неконкурентоспособными в РФ, или платить сбор за счет собственной маржи. Чтобы сохранить объемы решили компенсировать этот сбор за счет отпускных цен. Но война между Россией и Украиной в автомобильном секторе началась задолго до 2014-го. Фуры с украинскими автомобилями задерживали на границе и под надуманными предлогами заворачивали. Украинский бизнес выдавливали с российского рынка и не давали возможности доставлять свои авто в страны Средней Азии. Ситуация требовала помощи от государства, но ее в очередной раз не последовало. К 2014 году и «Богдан», и «ЗАЗ» уже не могли экспортировать свои авто в Россию и везти их транзитом через РФ в другие страны.



Украинский автопром оказался зажатым в рамках украинского рынка. «Богдан» находит нового партнера в лице китайской компании JAC и к концу 2013-го запускает полномасштабное производство в Черкассах седана JAC J5. На очереди был кроссовер S5. Последний очень похож на новую модель Hyundai ix35 и идеально вписывался в черкасский конвейер. «Богдан» торопится сделать локализацию 51% и выйти с этими моделями на рынки СНГ. Китайские партнеры дают «Богдан» права на торговлю во всех странах СНГ и даже задумываются над поставками в ЕС. Казалось, что выход из кризиса найден. Но это только так казалось.



Война 2014, аннексия Крыма и Донбасса, девальвация гривны в 3 раза, разрыв всех деловых контактов с Россией и полный ступор транзита. Черкасский завод «Богдан Моторс» дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го. Остановился в 2014-м и кременчугский автосборочный завод КрАСЗ.



После такой девальвации экономического смысла собирать Geely уже не было. Завод полностью обанкротится в 2015-м. ЗАЗ тоже останавливался, но в 2017 еще попробует выпустить партию Sens. Предприятие будет бить тревогу, ведь после последней девальвации долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля достиг 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток - 2,9 млрд. грн. Но министров это не тронет.



ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия.



«Еврокару» удалось реструктуризировать кредитный портфель, но долговая нагрузка в 2,6 млрд гривен никуда не делась. Построенный с «иголочки» новый завод полного цикла так и не запустили. Цеха сварки и покраски укутаны пленкой. Экономически целесообразно их запускать при минимальном объеме выпуска - 25 000-50 000 автомобилей одной модели. Иначе сварить и покрасить один автомобиль будет в два раза дороже, чем импортировать.



До 2014 года у «Еврокара» был почти готовый к старту проект производства двух моделей - Rapid и Rapid Spaceback - для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства - от 50 000 до 100 000 автомобилей в год. Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. Но теперь в «Еврокар» возлагают надежды только на выпуск электромобилей.



Пришел к банкротству и КрАЗ. Казалось, что война для него станет спасением, ведь армии нужны армейские грузовики, которые как раз и выпускал КрАЗ. Но их закупали только в первые годы, а затем переключились на закупку МАЗов.



И вновь сказалось несовершенство украинского законодательства, которое отождествляет сборку с производством. Мы о нем говорили еще в первой части нашего исторического экскурса.



Белорусские МАЗы получили украинскую прописку и бренд «Богдан», и шли в армию как украинские грузовики. Это не спасет завод "Богдан" от банкротства: как только поменяется президент, их тоже перестанут закупать и завод полностью остановится.



Но если бы это был единичный случай подмены понятий. Целых несколько лет во время войны украинские города закупали в качестве школьных автобусов российские ПАЗы через систему Prozorro. Украинские производители автобусов негодовали, но города и села продолжали закупать автобусы из соседних стран, вместо собственных. И только мэр Львова Андрий Садовый в 2021-м имел смелость остановить тендер и отказался от закупок импортной техники.



Подведем итог. К 30-летию Украина полностью лишилась своего производства легковых автомобилей, нет больше целой отрасли производства мотоциклов и мопедов, в состоянии комы пребывает КрАЗ – единственный производитель грузовиков.







Немногим лучше положение автобусных заводов (Черкасский автобус, Эталон, ЗАЗ и Рута), но они с опаской ожидают подписания Зоны свободной торговли с Турцией, где интересы отечественных автобусостроителей могут опять сдать. Пока сохранилась сборка Skoda на «Еврокаре» и непонятно зачем возобновилась сборка российских Lada на ЗАЗе. Вот и весь украинский автопром сейчас.



А кто же виноват, что Украина так и не стала автомобильной державой? Да и тот автопром, что был в 1991 году, мы тоже потеряли. Здесь надо сказать, что на 1991 год ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Белоруссия не имели такой мощной автомобильной промышленности, как в Украине. Но сейчас все эти страны имеют производство автомобилей, а мы – нет. Не было автопрома и в Словакии, Словении, Венгрии, а сейчас – есть. В Турции было несколько отсталых заводов, а сейчас там выпускают десятки мировых брендов. И в России сейчас больше 20 новых заводов, выпускают самые современные автомобили. А что у нас в Украине?



Если без эмоций проанализировать последнее десятилетие, то ошибок было сделано много. И ключевая здесь роль государства и некомпетентность чиновников. Это они должны были открыть новые рынки для сбыта украинской продукции, договорившись о поставках. Это они вместо рефинансирования банков, должны были поддерживать производство и занятость. Это они должны были навести порядок с «еврономерами», а не спокойно наблюдать, как в страну без уплаты налогов заезжают сотни тысяч авто. Те системные ошибки, которые были совершены еще в 90-е годы, и о которых AUTO-Consulting писал в предыдущих частях, никто за все годы так и не исправил.



К сожалению, в Украине установилась плохая традиция каждый год менять правила игры в автомобильном секторе. Меняли пошлины и акцизы, вводили и отменяли нормы Евро, запрещали и разрешали ввоз подержанных иномарок. Каждый год и в декабре, накануне начала нового сезона. Иностранные партнеры уже давно устали наблюдать за этими "играми лоббистов". Ну и никто не будет планировать вести в стране серьезный бизнес, если правила игры здесь меняются каждый год. Поэтому вариться в этом бардаке могли только отечественные бизнесмены.



А еще нам всем не хватило патриотизма. Только патриотизм – это не только одеть вышиванку и покрасить в цвет флага мусорные урны, а патриотизм – это и закупать украинские грузовики для Украинской армии, и украинские автобусы для школьников. Каждое действие чиновников должно быть в интересах Украины. А лозунг – «Купуй українське» - должен быть основополагающим при любой государственной закупке.



И вот тогда у нас был бы и автопром, и современные автомобили. А так, в Украине фактически больше нет автопрома. В стране, где армия не покупает свои автомобили, а города - свои автобусы, не может быть своего автопрома. Мы сами его не заслуживаем. И наш поезд уже ушел. Но это вовсе не означает, что все потеряно.



P.S. Эпоха автомобилей с двигателями внутреннего сгорания подходит к завершению. Наступает новая эра электротранспорта. Наши соседи усиленно строят новые производства и фабрики по производству аккумуляторов. Может Украине удастся стать хотя бы производителем электромобилей? У нас все для этого есть, даже залежи лития и уже простаивающие заводы. Только надо исправить все те системные ошибки, о которых мы говорили во всех трех частях этой публикации. И все у нас получится! С Днем Незалежності. Україно!



Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы

FaceBook     Twitter     email     Telegram   Подпишись на канал в Telegram


Подпишись на новости по почте
Новости по теме - Украина Все новости по теме производство автомобилей


Интересное по теме...
• Мировой автопром в 2022 году ждет новый кризис. На этот раз алюминиевый
• Стало известно, что сделает Hyundai с бывшим заводом GM в России
• Сегодня начало работать совместное предприятие Bugatti Rimac
• Глава Volkswagen дал прогноз, когда закончится чип-кризис
• Daimler продал свою долю в Renault
• Volkswagen планирует построить новый завод по выпуску электрокаров. И опять не в Украине
• УАЗ свернул проект "русского Прадо" и продолжит выпускать тоже самое
• Главные модели из истории ЛУАЗа
• Мотоциклетный бренд Днепр подал первые признаки жизни. Как его хотят оживить
• УАЗ подготовили к продаже
• Выпущен 1 миллион PEUGEOT 3008
• DAF Trucks за 50 лет выпустил 3 000 000 осей
• Как работает завод по восстановлению автомобилей мощностью 45 тыс. авто в год
• Xiaomi построит завод на 300 000 электромобилей в год
• Jaguar может остановить разработку новых автомобилей, и вот почему?
Главные новости
• Какие новинки автомобилей до конца года еще успеют приехать в Украину
• В Украине начали давать гранты на покупку электромобилей
• Команда МАЗ-Спортавто рассказала, за что их не пустили на Дакар
• Тормозная жидкость TRW теперь предлагаются в новой упаковке
• Как работает завод по восстановлению автомобилей мощностью 45 тыс. авто в год
• Альфатекс начал поставки нового 12-тикубового самосвала на шасси SHACMAN L3000
• SKODA и Bolt дарят новогодние подарки
• В Германии проверили запас хода у 10 электромобилей и выявили честные показатели
• Будут ли расти цены на дизтопливо в декабре
• Новый BMW i7 проходит зимние динамические испытания возле Полярного круга
• IVECO T-Way завоевал престижную награду за дизайн
• Рынок грузовиков в ноябре, вопреки дефициту, вновь вырос
• Стартовали продажи пикапа PEUGEOT LANDTREK. Появится ли новинка в Украине?
• Зеленский анонсировал кредиты под 5% на электромобили
• Nissan показал возможности платформы электромобиля Ariya для других направлений
• Jaguar может остановить разработку новых автомобилей, и вот почему?
• Поставщики логистических услуг несут рекордные убытки и прогнозируют новый кризис
• Семь доступных SUV, на которые стоит обратить внимание
• Будь уверен в своем автомобиле: Mitsubishi напоминает об официальной гарантии 5 лет*
• Минфин готовит законопроект, по которому покупать авто смогут только люди с белыми доходами
Все новости...

Авто- мото- музеи и коллекции Украины
«Фаэтон» Запорожье
«Ретро Гараж» Львов
«Винтаж Гаражъ» Днепр
Harley-Davidson Kyiv
«Мотомир» Каменское
Ретромотомузей Львов
Zastava Умань
Мотоколлекция OldCarService Киев
Гараж Януковича
Мотоколлекция Берегово
Коллекция Львовских мопедов
100 экземпляров за 100 лет

Заводы, где делают
Ваши машины
Украинский авторынок за 100 лет
ЗАЗ 2009 г., Как делают ZAZ Forza 2011 г., ЗАЗ 2017 г.
Богдан (Черкассы), 2009, 2013, 2019 год
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкасский Автобус 2003, 2016 год
КрАСЗ
Что осталось от ЛАЗа
Что осталось от КМЗ
Что осталось от ХВЗ
Что осталось от ЛМЗ
Еврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
История КМЗ
Завод им. Малышева
Киевский БТЗ
Первый украинский автозавод
Велосипеды Украины
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 год
FORD Otosan
MAN & Neoplan Турция
IVECO
MAN
Scania Сёдертелье
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Счетчики


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Популярные новости
• Как чиновники научились делать тендеры под победителя. Черниговский автозавод продемонстрировал новый метод дискриминации
• Школы Винницкой области получили партию автобусов «Эталон»
• Школы Кировоградской области получили очередную партию автобусов «Эталон»
• С 12 ноября полиция начнет проверять техсостояние авто прямо на дороге. Какие авто будут останавливать
• Во сколько в Европе оценивают старые КрАЗы
• В Украине представили сразу 5 новинок украинского авторынка
• 25% бензина А-95 является «бодягой». Результаты исследования
• Стартовали продажи пикапа PEUGEOT LANDTREK. Появится ли новинка в Украине?
• Из малолитражки - в кроссовер. Первое знакомство с Toyota Yaris Cross
• Корейский звездолет. Тест-драйв Hyundai Staria
• Набор для выживания. Тест-драйв Peugeot 208
• В Украине презентовали и объявили стоимость нового Range Rover
• Мировой автопром в 2022 году ждет новый кризис. На этот раз алюминиевый
• HAVAL H6 нового поколения – претендент на звание «Автомобиль Года в Украине 2022»
• Какие самые доступные новые авто есть на авторынке Украины
Акции у дилеров...
• SKODA и Bolt дарят новогодние подарки
• Лучшее зимнее предложение: бестселлер CITROEN C-Elysée доступен со склада с выгодой 30 000 грн.
• Новый сезон – новые приключения. Выгодно подготовьте свой Mitsubishi к зиме
• Владельцы SKODA могут сэкономить до 20% при подготовке авто к зиме
• Сколько можно сэкономить на фирменных зимних программах в разных сетях СТО
• Акции WOGОНЬ: заправляйся и выигрывай WOW-кроссовер Opel Mokka
• Наступила черная пятница для угонщиков авто
• В ноябре кроссоверы JAC доступны с выгодой до 45 000 грн.
• В ноябре Mitsubishi Eclipse Cross доступен с выгодой до 100 000 грн.*
• В сети СТО АИС можно выгодно подготовить авто к зимнему сезону
• В Украине зафиксированы специальные цены на среднетоннажные грузовики JAC N56
• На Renault стартовало выгодное сезонное предложение на колеса и диски
• Автомобили JAC в наличии в Украине предлагаются по сниженным ценам
• Цены на моторы, АКПП и детали подвески для автомобилей PEUGEOT и CITROEN снижены на 70%
• Nissan предлагает выгодно подготовить авто к зиме
Авто история
История АвтоЗАЗа
История Богдан/ЛуАЗ
История Черкасский автобус
История КМЗ / КМЗ 75 лет
Музей Audi
Музей BMW
Музей Citroen
История Citroen
Музей DAF
Музей Ferrari
Музей Fiat
Музей MG
Музей Peugeot
История Dangel 4x4
Музей Porsche
Музей Volvo
Парк Ferrari World Park
ВАЗ-2101 "Копейка"
ВАЗ-2121 "Нива"/LADA 4x4
LADA Sport
ГАЗ-24 "Волга"
ЛуАЗ-969
ЗАЗ-965
Первый украинский мотоцикл
Самая первая мотоколяска К-1В
Первый киевский мотоцикл К-1Б
Все модели ЛМЗ
История Mini
Музей в Брюсселе
Музей в Турине
Музей в Пекине
Музей в Шанхае
Гараж Князя Монако
Авто королей XX века
Гараж Януковича
Китайский автопром
Турецкий автопром
Корейский автопром
Авто II мировой войны
Автомобили Великой Победы
Авто Лэнд-лиза
Лимузины русских вождей
Киевский троллейбус
Киевский автобус
Первые украинские троллейбусы
Киевский скоростной трамвай
НТУ - 75 лет
Первые авто и автоСМИ в Украине
Статистика украинского авторынка за 100 лет
Сколько авто продали в Независимой Украине

Великие личности Андре Ситроен, Джорджетто Джуджаро, Луиджи Колани, Фердинанд Порше, Mr. Dream Car Алексей Сахновский, Свемпа, киевлянин Владимир Веклич, Филипп Прибылой Д4
 
Связь
Тел.: +38 044 496 28 50 / 51 / 52
Пишите нам >>>
Сделать стартовой | В избранное
Экспорт новостей |
Реклама на сайте
Распечатка, сохранение, перевод на другой язык или носитель материалов, опубликованных в новостях AUTO-Consulting, допускаются только для личного использования. Другое использование материалов (в том числе, частичная либо полная публикация) допускается только с разрешения ИАГ AUTO-Consulting. Использование материалов www.autoconsulting.com.ua, допускается при наличии гиперссылки на www.autoconsulting.com.ua.