Открываем секреты. Какими будут беспилотные автомобили BMW и легко ли на них ездить?
Авто-електроніка | Опубліковано - 2018-04-14 21:25:10 (15443 разів прочитано)
Корреспондент AUTO-Consulting стал единственным журналистом из Украины, которого пригласили на открытие BMW Autonomous Driving Campus – Исследовательского центра по разработке и тестированию автономных автомобилей. Кроме экскурсии, удалось проехать «за рулем» беспилотника 5 уровня автономности.
Только представьте: пока в вашей неправильно припаркованной машине никого нет, в ней хотят заблокировать колеса, или и того хуже – увезти на эвакуаторе? А она в этот момент, сама заводится и уезжает.
Но нет. Неправильно. Робомобили ездят и паркуются исключительно по правилам. Поэтому, такого представления не будет. Но может быть другое. Вы свистнули, и в это время прикоснулись к экрану своего мобильного. И ваша BMW – тут как тут – выезжает из-за угла. К слову, насчет парковки, многие модели BMW уже давно сами паркуются. И как пошутил премьер-министр Баварии Маркус Седер, благодаря этому было спасено много браков. Ведь у супругов отпал повод ругаться из-за неправильной, косой или аварийной парковки с повреждением машины.
Будущее уже наступает. А вот каково оно: ехать пассажиром без водителя? – корреспондент AUTO-Consulting проверил уже на практике.
BMW Autonomous Driving Campus
Возле новенького корпуса исследовательского центра стояло с десяток странных BMW. На передних и задних бамперах у них были какие-то полукруглые датчики. А сверху и по бокам – камеры. Больше снаружи они ничем не отличались от обычных авто. Да и внутри тоже. Разве что весь багажник был заставлен аппаратурой, соединенной кучей проводов. Да на спинках передних сидений прикреплены планшеты.
Открытие недалеко от Мюнхена университетского городка, который премьер-министр Баварии назвал Баварской Силиконовой Долиной, - закономерность. В BMW автономными автомобилями занимаются уже минимум полтора десятка лет. В 2006-м BMW 3 Series с автопилотом проехала гоночную трассу Хоккенхайма. С 2011 года высоко автоматизированные экспериментальные автомобили выехали на автомагистраль A9 в Германии. В 2014-м система Drift Assistant продемонстрировала идеальное управление транспортным средством даже при движении на большой скорости в BMW iNext. В 2015-м в BMW i3 появилась система обзора 360 °, предотвращающая столкновения, а также - дистанционный помощник в парковке. В 2016-м BMW i3 начала распознавать жесты. В 2017-м на демонстрационном BMW 5 Серии установили систему 4 уровня автономности. В 2017-м 40 полностью автоматизированных BMW 7 серии начали испытания в Германии, США и Израиле. Итогом (на сегодняшний день) стало открытие Autonomous Driving Campus BMW Group в Унтершлейсхайме под Мюнхеном в 2018-м. На которое и пригласили корреспондента AUTO-Consulting.
А что касается автоматической парковки, о которой упомянул премьер-министр Баварии, BMW Parking Services вскоре будет интегрирован во все модели BMW, а приложение для смартфонов также позволит использовать его в любом другом автомобиле. Этот сервис, в частности, позволяет быстро найти свободное место на улице, парковке торгового центра или в многоэтажной автостоянке, легко забронировать парковочное место и оплатить его без наличных.
Решение о строительстве Autonomous Driving Campus BMW Group было принято всего 15 месяцев назад. Здесь объединили все опытно-конструкторские разработки в области автономных автомобилей. И сегодня в этом университетском городке общей площадью 23 000 квадратных метров, работает 1800 сотрудников. Поэтому, теперь, например, разработчик программного обеспечения, может сразу же проверить только что написанную программу управления, в транспортном средстве, которое находится всего в нескольких минутах ходьбы.
Кроме того, здесь используют гибкие методы разработки, такие как подход Large Scale Scrum (LeSS). Благодаря ему, над одной сложной задачей могут одновременно работать до 80 функциональных команд разных направлений. Этому способствуют рабочее пространство, которое было специально создано в новом Кампусе. Здесь нет отдельных кабинетов, и сотрудники разных уровней и направлений могут свободно общаться и обсуждать свои идеи.
Гид, который водил корреспондента AUTO-Consulting по Кампусу, пошутил, что тут легко заблудиться. И он уже привык, что во время экскурсии, обычно теряется, процентов 10 группы. Еще бы: ведь общая площадь исследовательского центра – 3 футбольных поля, и тут много интересного. Жаль, что смотреть было можно, а фотографировать - нет. Запретили, и даже в телефонах заклеили камеры.
Сам гид, если честно, тоже перемещался здесь по карте. Здание новое, только открыли, еще пахнет краской и отделкой. Чтобы было легче ориентироваться, блоки кампуса назвали по континентам: Европа, Америка, Азия и Африка.
Важные уровни
Чтобы понять на каком автомобиле ездил корреспондент AUTO-Consulting (BMW 7 Серии – это еще не все), надо разобраться с уровнями автономности.
Уровень 0 – это когда автомобиль перемещается без каких-либо электронных помощников. Ответственность за управление движением целиком лежит на водителе все время.
Уровень 1 – имеет круиз-контроль, который удерживает транспортное средство на заданной скорости.
Уровень 2 – когда системы помощи водителю обеспечивают, например, слежение за полосой движения и экстренное торможение, а также – автоматическое движение в потоке и следование за впередиидущим автомобилем. Но водителю все равно необходимо постоянно следить за дорогой.
Уровень 3 – это когда водители смогут выполнять второстепенные действия по управлению. Основные - лягут на автомобиль, и в течение длительного времени драйверу не нужно будет следить за дорогой. Тем не менее, водители должны все же быть в состоянии взять на себя управление при запросе системы.
Уровень 4 – это полностью автоматизированное вождение в городском трафике, движущемся в одном направлении и отделенном от встречного трафика. Водитель может даже спать во время дальних поездок, если это необходимо. Ключевое отличие от уровня 3: большая продолжительность времени автономной езды.
Сейчас у BMW уже готов автопилот 5 уровня автономности, который и продемонстрировали корреспонденту AUTO-Consulting.
Снаружи у такого автомобиля видно 11 датчиков и камер, но оказалось, если присмотреться, их больше. Здесь лидарные, радарные, камерные и ультразвуковые технологии объединяются вместе, чтобы создать целостную картину того, что происходит вокруг авто. Один только радар оценивает обстановку на расстоянии в 300 м на 360о вокруг. А ультразвуковой датчик распознает объекты диаметром в 5 см. Образно говоря, вокруг каждого автономного автомобиля создается ореол безопасности, в зоне действия которого распознаются и оцениваются все объекты.
Во время тестов со всех этих датчиков поступает огромное количество данных - около 16 терабайт в день. А в автомобилях, оснащенных сенсорной технологией для полностью автоматизированного вождения - около 40 терабайт. Вся эта информация передается в DATA Центр, расположенный примерно в двух километрах от Кампуса. Планируется, что к 2021 году в Центре обработки данных будет обработано более 200 петабайт данных. Чтобы все это «переварить» используется процессор в 100 000 ядер (!).
На сегодняшний день испытательный парк автономных авто состоит из 40 автомобилей. Но скоро их станет 80, и эти транспортные средства будут проходить тестирование не только в Германии, а и в США, Израиле и Китае.
Сколько такой беспилотник будет стоить – вопрос открытый. Но абсолютно ясно, что не дешево. Например, электронные «мозги» 4 уровня по производительности, как 75 ноутбуков. А 5 уровня – как 150. В BMW говорят, что возможным автономное вождение делает только искусственный интеллект. К этому в BMW и стремятся, сотрудничая с Intel, Continental и компаниями-партнерами из США и Китая.
Пятый уровень автономности
На пресс-конференции, посвященной открытию Кампуса, на всех местах разложили барабанные палочки. И это вызвало удивление. Мол, к чему? А понятно все стало, когда начались демонстрационные тесты самих беспилотных BMW 7 Autonomous с системой Personal CoPilot.
Собрался куда-нибудь поехать – доставай смартфон, чтобы вызвать машину. Нет – в службу такси звонить не нужно. Касанием к экрану подзываешь свой автомобиль. Например, с подземной парковки. А когда он подъедет, просто садишься на заднее сиденье. Именно так все и происходило на тестовой площадке Кампуса.
Рулить беспилотником не нужно. Можно сидя сзади, нажать на кнопку на планшете, прикрепленном к спинке переднего кресла. И все. Единственное условие: путешествие может начаться только после того, как все пассажиры пристегнули ремни безопасности. Дальше можно сидеть и смотреть в окно, а при желании – даже играть на барабане. За баранку держаться не нужно. Машина сама доставит куда нужно.
«А я-то зачем брал права?», - подумал корреспондент AUTO-Consulting, - за руль все равно не пустили. Хотя, с другой стороны, что там делать, на водительском кресле? Баранка крутится сама, машина разгоняется и тормозит тоже самостоятельно. Она даже сигналит сама, если в поле зрения попадает человек или машина. Такой автономный автомобиль точно ничего не нарушит. А полиция в Кампус приехала, наверное потому, что на открытие BMW Autonomous Driving Campus прибыл сам премьер-министр Баварии. Ведь это большое событие не только для Баварии и Германии, а и для всего автомобильного мира.
Те экспериментальные BMW 7 Series BMW, на которых ездил кореспондент AUTO-Consulting имели 5-й уровень автономности. С ним уже можно выезжать на дороги общего пользования. Что в BMW собираются сделать в 2021 году. И тогда…
Пассажиры сидят в машине, никак не влияя на управление, водительские права не требуются. Автомобили станут общаться между собой. Но в салоне еще останутся педали и баранка. А вдруг водитель сам захочет проехать за рулем… Ради развлечения или от скуки. Эх, пропали безлимитные немецкие автобаны! Скоро гонять по ним будет некому.
И еще: пока не понятно, появится ли у беспилотников будущего свободное место в багажнике. В тех, которые видел корреспондент AUTO-Consulting, весь багажный отсек был заставлен аппаратурой. То есть, элементарный мешок картошки положить некуда. Есть еще над чем поработать инженерам. Но с этой задачей они точно справятся до 2021 года. А вот для водителей уже скоро грядут «черные времена».
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.