Корреспондент AUTO-Consulting стал первым журналистом, который управлял автономным украинским автомобилем на полигоне в Кременчуге.
Тест-драйв беспилотного автомобиля КрАЗ Спартан. Видео
Но в этот раз все было намного масштабнее. А тесты для двойной безопасности проходили на полигоне Continental недалеко от Полярного Круга. Почему двойной? Потому, что во-первых, на закрытом полигоне меньше риск с кем-нибудь столкнуться. А во-вторых, потому, что там прототипы не увидят лишние глаза. Нам тоже запретили фотографировать. Но кое-что заснять удалось. Хотя, самое главное – это личные впечатления и ощущения.
Демонстрация новых разработок Continental проходила по нарастающей. Но перед тем, как приехать на тестовый полигон и пустить журналистов за руль, в Continental провели исторические параллели.
Когда автомобили окончательно превратятся в гаджеты. Обзор новинок выставки CES 2018
ЕС намерен еще больше ужесточить стандарты по автомобилям. Какие системы теперь будут обязательными в авто
Зачем все это делается
Безопасностью дорожного движения, оказывается, озаботились еще в позапрошлом веке. В 1865 году в Великобритании, чтобы избежать ДТП, перед каждым автомобилем ходили специально обученные люди с красными флажками. В 1930 году был проведен первый краш-тест, кинохроника которого сохранилась. Автомобиль на скорости километров в 30 врезается в железобетонную опору. И от удара водитель, в прямом смысле, выпадает из машины.
По статистике сегодня каждый год в ДТП во всем мире погибает 1,25 миллиона человек! Из них 22% - пешеходы, 4% - велосипедисты и 23% - мотоциклисты. То есть – практически половина (49%) – это не водители, и не те, кто находился в автомобиле.
В Continental, изучив статистику ДТП, пришли к выводу, что, конечно, существует масса факторов, на которые автопроизводители и водители повлиять не могут. Например, качество и освещение дорог. Но из того, на что способны повлиять автопроизводители, можно выделить 4 главных направления. Это – безопасные шины, антиблокировочная система (АБС), система электронной стабилизации (ESP) и система автономного экстренного торможения.
Можно ли обмануть автопилот. Эксперимент.
Хронология появления систем безопасности на авто
В историческом разрезе, смертность на дорогах, которая росла с момента появления первых автомобилей, стала падать в 1973 году, после того, как появились ремни безопасности на передних сиденьях. И в дальнейшем количество ДТП с фатальным исходом уменьшалось постоянно, благодаря появлению новых систем безопасности. 1978 г – АБС, 1982 г – подушка безопасности водителя, 1985 год – подушка безопасности переднего пассажира, 1995/96 гг – система электронной стабилизации и ассистент торможения, 1996 г – начало тестов EuroNCAP, 1998 г – адаптивный круиз-контроль, 2001 г – система слежения за полосой движения, 2006 г – система автономного аварийного торможения (AEB), 2014 г – датчики давления в шинах (TPMS). Благодаря всем этим системам, с 1972 г до наших дней, количество фатальных ДТП в Европе снизилось с 20 000 в год до 3 170.
К чему это все? Да к тому, что буквально каждую систему безопасности в современном автомобиля можно усовершенствовать. А точнее – довести до совершенства. Это и сделали в Continental в рамках специальной программы Vision Zero, которая объединяет в себе элементы активной и пассивной безопасности, и должна способствовать нулевому количеству фатальных ДТП на дорогах.
Теория и реальность
В реальности, все чего добилась компания Continental в этом направлении, можно было самостоятельно проверить за рулем на полигоне в Арвидсъяур. Что корреспондент AUTO-Consulting и сделал.
Первым номером программы был… Ford Mustang. Представьте себе слалом на Mustang. С задним приводом. С 5-литровым мотором. На скорости 70 км/ч. По льду! Можно легко представить себе, как забрасывает корму, и машина пытается поехать боком, поперек дороги. Какая же нужна система стабилизации, при всех приведенных выше исходных, чтобы не сбить фишки? Для того, чтобы продемонстрировать работу новой ESP Continental под названием Side Slip Angle Control надо было проехать два круга. Один – с включенной новой системой, второй – с работающей старой - обычной. Угадайте, когда Mustang развернуло? Правильно: когда работала старая система стабилизации.
Следующим подопытным был пикап Dodge с 300-сильным мотором. На нем демонстрировали контроль движения и торможения. Разгоняешься, а потом – резко тормозишь, нажимая ногой на педаль. И так несколько раз. На втором круге, торможение делает уже не водитель, а электронная система торможения Continental MK C1 HAD (Highly Automatic Driving – высокоавтоматизированное вождение).
Она сперва учится, как надо правильно тормозить – для этого первый круг, когда тормозит сам водитель. А потом система тормозит сама, и делает это лучше водителя. Во-первых, - мягче. Во-вторых, тормозной путь получается короче.
Корреспонденту AUTO-Consulting, днем раньше уже показывали в Continental экспериментальные шины, которые сами определяют тип дорожного покрытия и подстраиваются под него. О них мы расскажем подробнее в ближайшие дни.
Частично, технологии, примененные в этих экспериментальных шинах, были в следующей тестовой машине – Mercedes-Benz S-Class. Но, как оказалось, они были не главным ноу-хау в этом автомобиле, а входили в новую систему Continental под названием Road Condition Observer. Ее дисплей расположен на центральной консоли и там есть вся информация о том, что происходит вокруг, над и под автомобилем. Эту информацию сообщают датчики и радары, которые находятся в авто и шинах. Еще часть информации поступает в бортовой компьютер из облачного хранилища данных и от GPS. А кое-что могут сообщать другие автомобили, которые двигаются по тому же маршруту, но спереди. И значит – знают самую актуальную дорожную обстановку.
Все эти данные обрабатываются компьютером, который управляет режимом работы мотора, подвески, системой стабилизации и экстренного торможения. И автомобиль проходит самые опасные участки на максимальной скорости и с максимальной безопасностью. Когда сидишь за рулем такого авто, не нужно думать о том, хватит ли тебе тормозного пути, и будет ли снос в ледяном повороте. Автомобиль уже заранее знает, что будет впереди, и подготовит все системы, скорректирует режим движения.
Даже, если дорога шахматкой то покрыта льдом, то – голый асфальт, и колеса находятся на разных покрытиях. От знаний, опыта и умений водителя фактически ничего не зависит. Это – фантастика, которая уже воплощена Continental в реальность.
Но больше всего впечатлил Volkswagen Passat с системой Motion Control. На заснеженной извилистой трассе инспектор попросил корреспондента AUTO-Consulting убрать руки с руля, а ноги – с педалей. И машина поехала сама, лихо выписывая виражи, практически без заносов. Первые пару минут было страшновато. Руки у руля, правая нога – над педалью тормоза. Потом – надоело, стал смотреть в окно. А машина самостоятельно проехав маршрут, остановилась на исходной позиции. Никакого шаманства. Просто автомобиль вела система GPS, в карте у которой был прописан наш извилистый маршрут.
Побывав за рулем беспилотника, корреспондент AUTO-Consulting должен отметить, что согласен с теми, кто считает, что половинчатые решения в робомобилях не годятся. Они должны быть полностью автономными, и никаким образом не привлекать к управлению людей. Дело в том, что уже через пару минут такой езды человек отвлекается от дороги. И начинает, в лучшем случае, рассматривать пейзажи за окном или просматривать почту в смартфоне. А в худшем – может задремать.
Насчет завтрашнего дня перечисленных выше технических новинок, есть небольшое уточнение. Они все готовы к установке в автомобили уже сегодня. Эти разработки – часть программы Continental Vision Zero, цель которой – ноль аварий на дорогах. И если все эти умные электронные помощники Continental собрать в одном автомобиле, он станет полностью автономным. То есть будущее в Continental делают уже сегодня. Поэтому, можно сказать, что корреспондент AUTO-Consulting побывал в не таком уж и далеком будущем. И водителям уже стоит начинать искать себе другую профессию.
Киев-Арвидсъяур-Киев
Когда водителей окончательно выгонят из-за руля автомобиля? Обзор систем автопилотов
Когда у водителей отберут руль? Перспективы беспилотных автомобилей
|