Первая реакция, которую мы услышали на авторынке на инициативу ВААИД (Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров) о переходе с бумажных на электронные справки-счета - автобазары хотят закрыть, и привязать покупателей и продавцов б/у авто к автосалонам. Но так ли это?
В мае украинский авторынок опять сократился на 12%
Как сокращение авторынка влияет на дилерские сети в Украине
Стоит ли ждать улучшений на авторынке в этом году?
Как сообщил AUTO-Consulting глава правления ВиДи АвтоСити Артем Ткаченко, по его оценкам, в 2015 г. объем операций на рынке авто с пробегом составит 40-60 млрд грн., будет продано около 400 тыс. авто со средней стоимостью в диапазоне 100-150 тыс. грн. Таким образом, рынок автомобилей с пробегом превысит рынок новых авто не только в количественном, но и в денежном выражении. К сожалению, практически весь этот рынок находится в тени. Около 50% всех сделок на вторичном рынке происходит через так называемых "перекупов" и полулегальные площадки, еще около 45% - через частные объявления и лишь менее 5% - через легальных операторов рынка.
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, главная цель подобной инициативы – удешевить покупку подержанного автомобиля. При переходе на электронные справки-счета, покупателю не надо будет платить за выписку бумажной справки-счета (800-1300 грн). Кроме того, по мнению Олега Юрьевича, электронная система даст больше шансов не приобрести автомобиль, который находится в угоне. И еще один положительный момент: подержанными автомобилями смогут торговать автосалоны.
На своей страничке в Facebook Олег Назаренко написал: сегодня купить/продать/переоформить б/у авто можно на 1) автобазаре, 2) прямо в МРЕО и 3) у нотариуса. Мы хотим, чтобы разрешили еще и автосалонам торговать б/у авто. Будет тогда выбор 1) автобазар;2) МРЕО; 3) нотариус; 4) автосалон. Разве это плохо?????
Директор «АИС Маркета» Виктор Карачун добавил к этому перечню еще и частные биржи. Что касается авторынков, то они не исчезнут до тех пор, пока в стране не будет порядка.
Спасет ли трейд-ин автомобильный бизнес?
Для чего Украине нужны подержанные электромобили?
Какие автомобили продолжают покупать в кризис
Какими будут цены на автомобили в ближайшие месяцы?
В желании ВААИД помочь автосалонам, когда спрос на новые авто упал катастрофически, нет ничего плохого. Но ведь… автосалоны торгуют подержанными автомобилями и сегодня. И таких автосалонов не мало. Однако из-за специфики законодательства, они в основном работают как агенты за комиссионные от сделки. А сама сделка все равно заключается между продавцом и покупателем. Салон лишь выступает комиссионером. Но быть в роли брокеров крупный бизнес явно больше не желает.
Успех тех же «перекупов» заключается в том, что они выкупают и затем самостоятельно реализовуют авто. Продавец им отдал авто и забыл. А в случае с легальной схемой trade-in ему долго приходится ожидать реализации своего авто.
Еще одна причина, по которой господин Назаренко считает целесообразным перейти на электронные справки-счета – борьба с коррупцией в ГАИ. По его словам, бумажные справки-счета можно просто купить, проставив туда любую стоимость автомобиля. И эти купленные справки не дают никакой гарантии, что вы приобретаете чистый автомобиль, а не находящийся в розыске. Точно также, уверен господин Назаренко, как и справки о проверке на угон, которые выдаются некоторыми фирмами на авторынах.
По словам господина Назаренко, доступ к базам угона, в частности Интерпол, СНГ и другие имеет ТОЛЬКО МВД, поэтому, что там за фирмы и на какой угон они сверяют, Олег Назаренко не знает. Но ведь, образно говорит господин Назаренко, общество борется против того, чтобы простодушным гражданам цыгане "впаривали" бронзу под видом золотых колец. И, по его мнению, торговля б/у автомобилями через автосалоны, тоже является одним из видов такой борьбы. Только вместо бронзы доверчивых покупателей уберегут от авто, находящихся в розыске.
Вот только не понятно, как это будут делать автосалоны, если к базам угнанных авто МВД имеет доступ только МВД. Тут единственный разумный аргумент, что к автосалону, как к юридическому лицу, можно будет впоследствии, хотя бы, предъявить претензии. Но это - слабое утешение. Судиться с юридическим лицом – удовольствие сомнительное.
По мнению директора «АИС Маркета» Виктора Карачуна, все, кто имеет разрешение на выдачу справок-счетов, и так имеют доступ к электронной системе. И те компании, которые сегодня аккредитованы при ГАИ, точно также смогут выдавать вместо бумажных, и электронные справки-счета.
Что касается проверки на угон, даже при покупке автомобиля на базаре, оформлять его надо в МРЭО. И там или сами проверяют, когда ставят на учет, или требуют справку о том, что автомобиль не числится в угоне. Раньше такие справки действительно выдавали прямо на авторынке аккредитованные при ГАИ фирмы.
И, к слову, прежде, чем отдавать деньги за понравившийся автомобиль и оформлять на него документы, очень желательно проверить его родословную в МРЭО. Чтобы не оказалось, что вы заплатили за чужой автомобиль, который уже давно в розыске. Особенно после известных событий в Донбассе, где своих авто лишились тысячи автовладельцев.
Чтобы заменить бумажные справки на электронные, необходимо внести изменения в постановления о порядке государственной регистрации транспортных средств (№1388) и о торговле автомобилями (№1200). В ВААИД надеются, что это удастся сделать до конца нынешнего года.
По информации AUTO-Consulting, далеко не все автосалоны, которые реализуют подержанные автомобили по системе трейд-ин, используют бумажные справки-счета.
По словам Артема Ткаченко, возможность выписки электронных справок-счетов (ЭСЧ) будет предусмотрена только для новых авто. И только официальными дилерами. Это никакое не «зарегулирование» рынка, и не упрощение «для избранных». Объяснение имеет под собой вполне логическую подоснову. Для возможности выписать электронную справку счет необходимо будет 2 предусловия: 1) наличие в базе электронной декларации на импортируемый автомобиль (данные из электронной базы таможни), а электронные декларации оформляют только официальные импортеры в соответствии с меморандумом ВААИД-Гостамслужба; 2) наличие акта осмотра-авто, выписывать который опять-таки смогут только официальные дилеры. Таким образом, «серым» автосалонам перекроют «кислород».
Поскольку, резюмировал господин Ткаченко, на б/у авто кроме акта осмотра необходимы также акт проверки и заключение эксперта по цене, то на них ЭСЧ выписываться не будут. При этом критерии подключения к самой базе ЭСЧ остаются неизменными, ведь ЭСЧ будут реализованы на базе существующего ИТ-решения АРМ "Торгівля КТЗ".
Автомобильные операторы пересматривают прогнозы по авторынку
ТОП-10 самых доступных новых автомобилей в Украине
Какие авто еще можно купить за 200 тыс. грн.?
Частные продавцы авто, по словам господина Ткаченко, по-прежнему будут иметь выбор: продавать свой б/у авто через авторынок, объявление на сайте, знакомому или через автосалон. Для них совершенно ничего не меняется. При этом, при продаже б/у авто по-прежнему будет выписываться обычная справка-счет, а не ЭСЧ. По крайней мере, на данном этапе реформы. В случае создания Центров предоставления админ. услуг МВД (для этого нужно принятие законопроекта 2567) возможно появление предпосылок для дальнейшей либерализации рынка благодаря открытию баз данных и повышению прозрачности услуг ГАИ и, как следствие, можно будет работать над внедрением ЭСЧ для б/у авто.
То есть – чуть ли не единственный положительный момент от введения электронных справок-счетов – борьба с милицейскими фирмами, которые продают их бумажные версии, в данном случае не сработает. Ведь для б/у авто справки-счета останутся бумажными. Хотя, не сработают для этого и ЭСЧ. Даже, когда их тоже введут для б/у авто. Ведь эти же фирмы могут вновь аккредитоваться при ГАИ и брать плату за выдачу теперь уже электронных справок.
В чем же тогда конкретный выигрыш от ЭСЧ для тех, кто хочет продать/купить подержанный автомобиль? По мнению Артема Ткаченко, перевод операций из наличной (из рук в руки) в безналичную форму (продажа через дилера) приведет к легализации рынка, повышению его прозрачности и, как следствие, - увеличению поступлений налогов и сборов в бюджет, которые будут уплачиваться операторами рынка.
Уровень защиты интересов покупателей авто с пробегом будет равен уровню защиты прав покупателей новых авто, потому что при покупке б/у авто у дилера на покупателя будет в полной мере распространяться действие законодательства о защите прав потребителей. Риски покупки авто, находящегося в угоне, с перебитыми номерами, со "скрученным пробегом" - все это будет исключено, так как на кону стоит репутация дилера, заработанная годами: никто не станет из-за сомнительной выгоды рисковать своим гудвиллом. Покупатель получит авто с полной историей "прошлой жизни", с проведенной предпродажной подготовкой и техосмотром (при необходимости), а на "свежие" официальные авто (до 5 лет) - еще и дополнительную гарантию от дилера.
К этому перечню Виктор Карачун добавил такие преимущества перехода на электронные справки-счета, как скоринг (процесс оценки автомобиля, как система), удобство ведение отчетности для продавцов, отсутствие проверок, общая база, отсутствие рисков мошенничества.
То есть, как ни крути, получается, что в первую очередь, введение электронных справок-счетов выгодно крупным продавцам автомобилей, а не частным лицам-«перекупам». Хотя, по мнению AUTO-Consulting, частные (физические лица) покупатели могли бы получить в этом пакете реформ нечто большее, например, законодательную гарантию на приобретаемый автомобиль. Иначе какой смысл идти в автосалон для оформления сделки? Но дилеры соблазняют сервисом: здесь удобно и все услуги сразу, включая оплату по безналу. Но станут ли переходить на безналичные расчеты сейчас, ведь с комиссией банков – это не очень выгодно.
Очевидно одно, что реформа рынка подержанных автомобилей будет. Она уже необходима не только продавцам и покупателям, но и дилерам.
Цены на б-у авто ушли в неадекват и превысили стоимость новых
На украинском рынке бу авто начали снижаться цены
|