Специалисты давно заметили, что в периоды бурного развития, когда продажи новых машин растут, на рынке секонд-хэнда царит затишье и наоборот - подержанные машины становятся популярнее во времена спадов.
В прошлом году объем продаж новых автомобилей в США достиг рекордной цифры - 17,4 млн, а розничные продажи подержанных машин упали с 43 млн (в 1999 г.) до 40 млн. В текущем году, который обещает стать провальным для американской экономики, объем продаж новых автомобилей снизится, а розничные продажи подержанных машин вернутся на прежний высокий уровень.
Крупнейшие производители уже значительно увеличили расходы на маркетинг, который в ситуации спада является ключевым фактором, поддерживающим продажи. По данным CNW Marketing/Research, автопроизводители в этом году уже увеличили маркетинговые расходы до $2200 в среднем на один автомобиль, в прошлом году эта цифра равнялась $1500.
В частности, американское подразделение DaimlerChrysler планирует предложить на сертифицированные подержанные автомобили Dodge, Chrysler и Jeep гарантию на восемь лет или 80000 миль. Стоимость гарантии зависит от возраста, модели и пробега автомобиля.
Кроме того, действие некоторых сервисных программ, созданных для новых машин, будет распространено на подержанные, так что покупатели получат большую часть тех выгод, какие имеют покупатели нового автомобиля, сказал Кейт Хелфрич, отвечающий в DaimlerChrysler за продажи подержанных автомобилей.
GM и Ford уже предлагают подобные программы. Впрочем, их гарантийные условия скромнее, чем у DaimlerChrysler. GM гарантирует четыре года и 60 000 миль, а Ford Motor - шесть лет и 75000 миль. В то же время Toyota и Honda предлагают гарантию на шесть лет или 100000 миль.
Объем продаж подержанных автомобилей растет, но цены на них почти не меняются, сообщил Chicago Tribune главный экономист Национальной ассоциации автодилеров П.Тейлор. Средняя стоимость подержанного автомобиля у дилеров в этом году составляет около $13650, что всего на 1% больше, чем в прошлом году. Средняя цена новой машины выросла на 2,5% до $25485.
Сложившаяся ситуация беспокоит британские компании, занимающиеся лизингом автомобилей. До начала этого года эти традиционные оптовые покупатели и продавцы подержанных автомобилей отчетливо понимали, чего ждать от рынка: цены на подержанные машины и их остаточная стоимость плавно снижались. По данным Центра экономических исследований (CEBR), к концу 2000 г. цены на подержанные автомобили упали почти на 30%. Однако с начала текущего года на британском вторичном авторынке наметилась тенденция к стабилизации и, возможно, даже улучшению ситуации: цены на подержанные автомобили выросли на 6-7%.
Еще один фактор влияния на рынок подержанных автомобилей - перенасыщение машинами, проданными в 1999-2000 гг. "Серьезные проблемы начинаются, когда на остаточную стоимость машин оказывают влияние одновременно несколько вещей, особенно избыточность предложения, причем как новых, так и подержанных автомобилей", - говорит Л.Клейтон, гендиректор GMAC, подразделения GM, занимающегося лизингом.
Директор по лизингу британской автокомпании Vauxhall М.Хокинс считает, что в настоящее время снижение остаточной стоимости подержанных автомобилей останавливается и в среднесрочном периоде можно ожидать ее роста. Однако, по его словам, рост вряд ли будет быстрым и значительным, поскольку на пораженном кризисом перепроизводства рынке новых автомобилей продолжается жесткая ценовая конкуренция.
Такое положение дел сохранится до тех пор, пока предложение не сравняется со спросом. Если в ближайшие несколько месяцев будет зафиксировано снижение индекса потребительской уверенности, то продажи новых автомобилей упадут. Это, в свою очередь, скажется на вторичном рынке.
|