Поводом стало продолжение тендерного “сериала” по закупке Николаевским горсоветом городских автобусов на сумму 4,5 млн. евро. В повторный тендер были внесены технические условия, которые делают невозможным участие в нем автобусов производства “Черниговского автозавода”. Основными дискриминирующими техническими условиями стали: наличие в автобусах автоматической коробки передач, вход без ступенек (низкий пол) на обоих дверях, наличие двери в кабине водителя и 25 сидячих мест в салоне.
Как сообщила AUTO-Consulting директор по продажам “ЧАЗ” Наталия Бачурна, у Черниговских автобусов МКПП, водитель входит в кабину через салон, низкий пол на одной двери, а в салоне не 25, а 24 сидячих места. Но при этом, они значительно дешевле автобусов другого участника николаевского тендера. AUTO-Consulting уже о нем рассказывал. Напомним, что на кредитные средства, которые выделял на городской транспорт Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) город Николаев мог тогда закупить вместо 46 “МАЗов” 74 черниговских автобуса “Еталон” А08128.
В Николаеве продолжается тендерный автобусный “сериал” и победителя не спешат объявлять
И слово “выделял” в прошедшем времени, в данном контексте играет важную роль. Как сообщил AUTO-Consulting коммерческий директор Торгового дома “Эталон” Вадим Шкарупин, наблюдается странная закономерность. На сегодняшний день, фактически “зависли” средства на закупку городского транспорта в нескольких городах Украины. Это - Киев (112 автобусов), Тернополь, Николаев, Чернигов, Херсон. Общая сумма по тендерам в этих городах - около 50 млн. евро. Но Европейский инвестиционный банк их, почему-то, не выделяет. И все закупки транспорта в этих городах, по неизвестным причинам, как-бы заморожены.
Отечественному рынку автобусов угрожает монополизация. Как чиновники научились манипулировать Prozorro
Что касается николаевского тендера, где вместо 46 МАЗов есть альтернатива в виде 74 автобусов “Эталон”, то, как резонно отметила Наталия Бачурна, банки дают деньги не просто так. Это, хоть и на хороших условиях, но кредиты. И городским общинам придется их не только возвращать, но и платить по ним проценты. И долг это ляжет, в том числе и на тех горожан (за счет налогов), которые на автобусах не ездят. В николаевском тендере город за те же деньги получил бы больше новых автобусов. Но в силу изменившихся требований к транспорту теперь «Черниговский автозавод» не сможет участвовать в нем, а значит город закупит меньшее число автобусов. И на такое использование средств могли бы обратить внимание общественные организации города.
На смену старым маршруткам. Автопробег “Эталон”
Есть и еще один немаловажный момент. Как сообщил AUTO-Consulting вице-президент Ассоциации “Укравтопром” Ефим Хазан, покупая импортную технику, мы сами не можем поставлять украинские автобусы ни в Турцию, ни в Белоруссию. Там на государственном уровне созданы такие условия, что наша продукция стала неконкурентоспособной. Например, в Белоруссии, по словам Ефима Хазана, не признают украинские технические сертификаты, там введен утилизационный сбор, а местные производители имеют ценовые преференции. Все это делает украинскую продукцию неконкурентоспособной по цене.
В Украине, такого государственного протекционизма нет, наших производителей государство не защищает. В результате, по данным Ассоциации “Укравтопром”, только за 10 месяцев нынешнего года объем импорта белорусских автобусов в Украину вырос на $2 млн., а их доля на на отечественном рынке выросла. На сегодняшний день, по средним, большим и особо большим автобусам она составляет 30%, а по большим и особо большим - свыше 50%. И это при том, что Украина пыталась ввести против белорусской автотехники санкции.
По информации Вадима Шкарупина, из 128 миллионов евро, которые выделяли на закупки городского транспорта европейские банки с 2018-го по 2021 год, 81 миллион было потрачено на покупку белорусской техники. Из 550 единиц приобретенного транспорта, почти 70% - это техника, завезенная из Белоруссии.
Фактически получается, закупая автобусы импортного производства, городские общины фактически стимулируют развитие заграничных автозаводов. А отечественные производители один за другим сворачивают производство. И их становится все меньше и меньше. “Богдан”, “Бориспольский автозавод” проводят процедуру банкротства. А те, которые остались, инвестируют собственные средства в новые разработки, создание современных моделей. Но не могут окупить свои инвестиции.
К слову, тендер в Тернополе, на котором ЧАЗ выиграл поставку городу 15-ти 12-метровых автобусов А12220 до сих пор не закрыт. При этом, “Черниговский автозавод” уже инвестировал миллионы гривен в закупку необходимых импортных комплектующих (двигатели FTP-Iveco, мосты ZF, АКПП Allison) для постройки автобусов для Тернополя. Но банк ЕИБ до сих пор не выделил средства на их закупку. А Тернополь с 2019 года ждет новых автобусов.
Автобус «Эталон» приехал в Тернополь
Если вернуться к повторному тендеру в Николаеве, который объявили в сентябре 2021 года, то его анонсировали так, что технические условия были расширены для участия польских, китайских и турецких производителей автобусов. А черниговские автобусы вывели «за рамки» дискриминационными техническими требованиями тендера. То есть, попросту говоря, ЧАЗ даже не допустят к конкурсу, - прогнозируют в корпорации «Эталон».
Рассказывая обо всех этих тендерных перипетиях широкой общественности и постоянно поднимая вопросы тендерных закупок, в ЧАЗ, фактически, защищают всех отечественных производителей, которые не имеют государственной поддержки. А их продукция очень часто, также, как и автобусы “Эталон”, по разным надуманным причинам просто не допускается к тендерам по закупкам. И на государственные средства, и на деньги европейских банков.
Чтобы получить ответы на приведенные выше вопросы, “Черниговский автозавод” организовал пресс-конференцию и официально пригласил на нее главу представительства ЕИБ в Украине Жана-Эрика де Загона и николаевского мэра. Но ни один, ни другой не пришли. Хотя, возможно, смотрели пресс-конференцию онлайн и сделают соответствующие выводы.
Черниговские автобусы готовы покупать. Автопробег «Эталон»
|