Автобізнес LIFE | Опубліковано - 2021-09-05 19:21:11 (17031 разів прочитано)
Сегодня AUTO-Consulting расскажет о самом первом серийном мотовелосипеде ХВЗ В-901, который начали выпускать на Харьковском велозаводе в далеком 1958 году. Именно он стал первым серийным малокубатурным мототранспортом, с которого и началась история такого транспорта, как мопед во времена СССР. И совсем недавно такой экземпляр появился в коллекции AC Heritage.
Вот каким он был:
Еще до ХВЗ В-901 попытки начать выпуск легких мотовелосипедов предпринимались. Тот же ХВЗ еще в 1932 году выпустил экспериментальную партию велосипедов с подвесным мотором для Наркомата связи, но в серию они так и не пошли. Велись работы по созданию моторезированного велосипеда и на Московском велозаводе. Однако дальше постройки нескольких экземпляров этот проект не продвинулся.
Все изменилось в середине 50-х, когда изобретатель-самоучка Филипп Прибылой предложил ХВЗ собственную разработку компактного двигателя. В 1955 году на ХВЗ выпускают опытную партию велосипедных моторов Д4 «Харьков». Это был прорыв. Мотовелосипед Прибылого, построенный на базе велосипеда ХВЗ В-110 «Прогресс», показывают союзному начальству и он получает одобрение. Вот этот экземпляр. Сейчас он хранится в Музее украинской вело и мототехники (Музей ВМТ).
В 1956 году Д4 уже ленинградского производство начинают массово поставляться в розничную сеть, как комплект для самостоятельной установки на велосипед. Параллельно харьковским ЦКТБ «Велостроения» разрабатывается проект мотовелосипеда, который изначально предусмотрен под эксплуатацию с двигателем. Он проходит испытания в Харькове, участвует в нескольких пробегах на длительные расстояния и получает одобрение для серийного производства. Это и был ХВЗ В-901.
В самом начале 1958 года ХВЗ В-901 начинают выпускать на конвейере велозавода. Выпускался В-901 не долго, с 1958 по 1963 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно, как минимум, о двух поколениях ХВЗ В-901. Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов тех времен. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. В последствии такими шинами оснащали свои модели Львовский, Рижский и Пензенский мотозаводы.
ХВЗ В-901 в обязательном порядке укомплектовывали фарой, энергию для которой вырабатывала динамка. В рознице харьковский мотовелосипед стоил 117 послереформенных рублей.
Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
- База велосипеда- 1128 мм
- Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) - 500 мм
- Втулка заднего колеса - тормозная типа Tоrpedo
- Размер шин - 559 х 48 (26х2)
- Двигатель Д-4 ,45 куб.см., 1 л.с.
- Расход бензина. 1-1,2 литра на 100км
- Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.
ХВЗ В-901 вошел в историю, как самый первый серийный мотовелосипед СССР. Их было выпущено немного, всего 22 тыс. экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы. Совсем недавно в Киеве появился экземпляр В-901 в полностью оригинальном состоянии, глядя на который можно представить, какими они тогда сходили с конвейера. Вот видео этого экземпляра.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.