«АвтоКрАЗ» сообщил, что за 20 лет (до 2012 года) Минобороны Украины закупило у предприятия всего 20 грузовиков, не смотря на то, что у КрАЗа были готовы и даже приняты на вооружение сразу несколько моделей: КрАЗ-6322, КрАЗ-63221, КрАЗ-6446, КрАЗ-5233ВЕ, КрАЗ-5233НЕ.
Основные поставки техники КрАЗ для украинской армии начались с 2014 года, когда обнаружилось, что даже выехать из части, порой, было просто не на чем. Все мы помним, на какой технике тогда воевала наша армия. Кто забыл – вот на чем воевали в 2014-м.
То, что технику для армии необходимо было закупать – вне всякого сомнения. Понимали это и военные. И то, что закупать армейские машины нужно было именно у КрАЗа - логично и правильно. AUTO-Consulting еще тогда, первым среди СМИ, информировал о попытках силовиков формировать парки не на отечественной технике. Так, что нас не получится обвинить в заангажированности. И о всех новинках КрАЗа для военных мы также писали в числе первых.
Нацгвардия закупает КАМАЗы
Национальная Гвардия продолжает закупать МАЗы вместо КрАЗов. Фото
Украина опять закупает МАЗы для силовиков (обновлено)
Судя по информации, которую обнародовал "АвтоКрАЗ", их продукцию военные также закупали. Так, в 2014 году Минобороны закупило 100 автомобилей, в 2015-м - 599 шт, в 2016 г - 241 шт, в 2017 г - 273 шт, в 2018 г - 59 шт. Кроме того, около 1000 автомобилей приобрела Национальная Гвардия Украины и 500 единиц закупили Пограничные войска. Всего получается 2772 шт. Приличный объем.
Для понимания, весь рынок гражданских грузовиков Украины в 2014 году составил 1422 единиц, а в 2015-м – 1585 штук. Это всех производителей всех классов. А вот интересно, сколько же закупили Богданов?
Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе «Богдан Моторс», за все время в силовые структуры было поставлено около 800 единиц грузовых автомобилей Богдан. Почти всегда, а в 2019 году регулярно, эти поставки шли с опережением сроков контракта.
Таким образом объем армейских поставок Кразов и Богданов – 2772 vs 800.
Если вспомнить хронологию событий, то Нацгвардия еще в 2014-м вынуждена была принять решение закупать не только МАЗы, но и КАМАЗы, в дополнение к КрАЗам вовсе не от отсутствия патриотизма. Первые конфликты с Минобороны у «АвтоКрАЗа» также начались еще в 2015-м, когда никаких «Богдан-МАЗов» еще не было. Тогда Военная прокуратура даже подавала в суд за срыв поставок.
Но судя по приведенной выше статистике, КрАЗы продолжали закупать и весьма активно. Нельзя сказать, что государство не помогало "АвтоКрАЗу" . Кроме военных, закупали КрАЗы и государственные предприятия. И вот, в 2018 году в интервью «Телеграф» генеральный директор «АвтоКрАЗ» Роман Черняк уже открыто заявил о предстоящем банкротстве:
Один только «Ощадбанк» в судах требует с «АвтоКрАЗа» 1 млрд. гривен. Известные автомобильные бренды прошли через процедуру банкротства и до сих пор работают. Я не вижу в этом ничего страшного.
Страшного в этом ничего нет. Вот только правильно ли будет с точки зрения минимизации рисков, если Минобороны будет закупать технику только у одного предприятия, которое находится в состоянии банкротства?
В том же интервью Роман Черняк привел и статистику производства «АвтоКрАЗа». В 2014 году завод выпустил 1388 грузовиков, из которых 600 единиц было для нужд силовых структур. В 2016-м объем производства сократился до 800 штук. В 2017-м произвели уже 629 КрАЗов. Как видим, Богданы тут еще были не при чем, а выпуск автомобилей на КрАЗе постоянно снижался. Долговая же нагрузка только росла. Судя по объемам поставок, именно государство несколько лет держало КрАЗ на плаву своими заказами.
В сентябре 2018 года Хозяйственный суд Киева возбудил дело о банкротстве "АвтоКрАЗа" по иску Ощадбанка.
А в 2019 году акции «АвтоКрАЗа» начали продавать за долги. 20 августа хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил иск "Ощадбанка" к ООО "Феррэкспо", ООО "Газотурбинные технологии", ООО "Новые промышленные технологии", ООО "Проминек", ООО "Перт" об обращении взыскания на принадлежащие им акции "АвтоКрАЗ" номинальной стоимостью 185 млн грн (32,7% уставного капитала предприятия) в счет погашения долга компании путем продажи на публичных торгах в пределах процедуры исполнительного производства
В том же 2019 году ушли за долги и акции заводов-поставщиков «АвтоКрАЗа». Так, «Ощадбанк» взыскал с АвтоКрАЗа акции Токмакского кузнечно-штамповочного завода, Херсонского завода карданных валов, Симферопольского завода авторулей и Каменец-Подольского автоагрегата. Кому в итоге будут принадлежать все эти акции? И не сменят ли новые собственники специализацию предприятий-смежников? Вопросов, действительно, очень много. И рисков тоже.
Исходя из этой информации, опять же возникает главный вопрос: «А правильно ли поступили в Минобороны, что не заказали в 2019 году грузовики у «АвтоКрАЗа»?
Ответ на него будет не простой. Но пока «АвтоКрАЗ» не разберется со своими долгами, заводу будет не просто рассчитывать на крупные заказы. И патриотизм здесь не при чем.
|