Тест топлива на АЗС. Что нам заливают под видом солярки
тест-драйви | Опубліковано - 2004-05-27 16:02:44 (21899 разів прочитано)
В период ошеломляющего роста цен на топливо возможны любые махинации. Прибыль розничных сетей растет с каждым днем, а сотрудники АЗС не успевают менять ценники. Вчерашнее топливо по 2,20 грн. за литр, сегодня можно пустить уже по 2,60 грн., а если еще пару дней придержать, то и за 2,80 его купят.
Что же нам заливают под видом дизтоплива? На этот вопрос попытались ответить сотрудники Института потребительских экспертиз, в очередной раз проинспектировав для этого ряд киевских АЗС. Дизтопливо исследовалось в профильной лаборатории по нескольким параметрам, таким как цетановое число, содержание серы и воды, фракционный состав и т.д. Вот что у них получилось…
Цетановое число.
Этот показатель характеризует способность топливной смеси собственно воспламенятся. Цетановое число определяет период задержки воспламенения топливной смеси – это тот промежуток времени, который проходит от момента впрыска топлива до начала его горения. Цетановое число дизельного топлива зависит от его состава. «Чем ниже цетановое число, тем выше жесткость работы дизельного двигателя, расход топлива и дымность отработанных газов. А чем оно выше – тем ниже скорость нарастания давления и менее жестко работает двигатель»*.
Нижний предел значения цетанового числа у нас – 45 единиц. В Европе — не ниже 48. По хорошему, цетановое число летней солярки должно составлять 47—51 единиц.
Все испытуемые как сговорились. Значение цетанового числа все АЗС показали на уровне 45-46 единиц, что вполне достаточно для уверенной работы обычных дизелей, но современные быстроходные турбодизели европейских авто рассчитаны на европейскую же солярку с европейским же цетановым числом. Поэтому не приходится удивляться тому что “и мощность не та и работа пожестче”.
Массовая доля серы.
Сера – это один из самых главных показателей качества топлива с экологической точки зрения. Сера, сгорая в двигателе, образует оксиды (SO2 и SO3), которые при взаимодействии с водой (или ее парами) образуют серную и сернистую кислоты.
Происходит это оттого, что дизтопливо, получаемое из нефти с высоким содержанием серы (большинство российской нефти именно такое) содержит много серы. Для того, чтобы привести содержание серы в норму, используют гидроочистку, где в среде водорода удаляется сера и некоторые другие вредные компоненты.
Выбросы всех этих «неприятностей» в атмосферу, в свою очередь, плохо воздействует на здоровье тех, кто дышит выхлопными газами, которые в больших городах их жители гордо именуют «воздухом». Подвергаются вредному воздействию и двигатели. «Увеличение содержания серы выше допустимых значений приводит к росту коррозионной агрессивности топлив и продуктов их сгорания, а также повышению износа деталей двигателя, образованию отложений, нагарообразованию и повышению токсичности выбросов».
Согласно действующему в Украине ДСТУ 3868-99 содержание серы в дизтопливе реализуемом на АЗС не должно превышать 0,5%. А вот в Европе и «братской» Москве требования гораздо жестче – содержание серы должно быть не более 0,05%. Ощутите, что называется, разницу….
«Отличилась» в этом параметре заправка, продающая топливо под брендом «НК Альянс» – содержание серы в здешней «солярке» оказалось равным 0,57%. С другой стороны баррикад оказались АЗС Экойл (0,107%), и АЗС, принадлежащие джобберам ТНК, сетям КЛО и ЮТ, – 0,14% и 0,17% соответственно.
Фракционный состав.
Показатель, «указывающий состав топлив, определяющий количественное содержание фракций выкипающих в определенных температурных пределах». В дизельных топливах определяются температуры, при которых перегоняются 50% и 96% топлива. Первая должна быть не больше 280°С, вторая не больше 370°С. « Чрезмерное облегчение фракционного состава привести к снижению цетанового числа и увеличению жесткости работы двигателя, ухудшению пусковых свойств, возрастанию износа топливной аппаратуры и возрастанию утечек топлива; чрезмерное утяжеление фракционного состава может привести к ухудшению смесеобразования и пусковых характеристик, повышению нагарообразования и закоксовыванию форсунок, увеличению дымности и повышенному износу деталей двигателя». Особенно чувствительны к изменению фракционного состава турбодизели с непосредственным впрыском топлива. По фракционному составу проверенные образцы топлива каких либо особых нареканий на вызвали – такая себе среднестатистическая «образцово показательная картина».
Температура вспышки в закрытом тигле.
«Показатель, указывающий минимальную температуру горючего вещества, при которой в условиях испытаний над его поверхностью образуется смесь паров или газов с воздухом, способная вспыхивать в воздухе от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения». Этот показатель характеризует температуру воспламенения топлива. Зависит от фракционного состава топлива, чем он легче, тем ниже температура вспышки.
Говорит в первую очередь о пожароопасности топлива. По свидетельству практиков контролеров, иногда попадаются таланты, «бодяжащие» дизельное топливо до такой степени, что оно имеет температуру вспышки в закрытом тигле около 20°С. В случае ДТП с участием автомобиля, заправленного таким топливом, безопасность водителя в этом случае представляется весьма условной. Температуру вспышки на грани требуемого значения 35°С показал образец топлива приобретенный на АЗС «Реле». Ниже ДСТУшного значения не опустился никто.
Содержание воды.
В идеале воды в топливе быть не должно вообще. «Вода в топливах находится в растворенном и свободном состояниях. Растворенная в топливе вода вымерзает при низких температурах и выделяется в виде мелких кристаллов или хлопьев, которые могут забить фильтры и нарушить работу двигателя. Свободная вода ухудшает прокачиваемость топлива, снижает теплоту сгорания топлива и вызывает коррозию деталей двигателя».
У всех все на «пять». Вода не была обнаружена ни в одной пробе.
Вывод.
* - Все выделенные звёздочкой цитаты взяты из «Каталога топливно-смазочных материалов» под редакцией А.К. Караулова, г. Киев, 2002г.
Информация предоставлена «Институтом Потребительских экспертиз». По всем вопросам относительно методики определения и достоверности приведенных в статье данных просим контактировать по тел: (044) 235-01-91
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.