Институт Потребительских экспертиз любезно согласился предоставить нам материалы проверок, которые мы ниже и приводим:
1.В этот раз список параметров, по которым мы проверяли бензин, был несколько расширен. Помимо определения октанового числа, фракционного состава, массовой доли серы, были введены следующие параметры: плотность, кислотность, испытания на медной пластинке (коррозионность), суммарное содержание ароматических углеводородов и содержание бензола. Это было сделано для получения более полной картины о качественных характеристиках топлива.
Способ отбора образцов топлива проводимый в строгом соответствии с ГОСТом требует отбора проб в стеклянную тару. Но мы этого не стали делать по следующей причине – ведь подобный способ отбора 100% выдавал бы в нас независимую контролирующую структуру. Кроме того, по словам сотрудников испытательной лаборатории нефтепродуктов Института биоорганической химии и нефтехимии, краткосрочное хранение автомобильного топлива в металлических канистрах специально предназначенных для подобных целей никак не скажется на параметрах топлива. Скрупулезное соблюдение требований ГОСТа было бы, безусловно, необходимо в том случае, если конечной целью проверок являлось привлечение к административной ответственности продавцов топлива. Ну а нашей целью, является предоставление необходимой информации для вынесения читателями самостоятельного решения по данному вопросу.
3.Исследования проводились специалистами профильной лаборатории 10 Химмотологического Центра Министерства Обороны Украины, аккредитованной на независимость и техническую компетентность в системе Национальной системы аккредитации Украины. Эта лаборатория является центральным контролирующим органом качества ГСМ украинской армии.
Исследуемые АЗС
2. НК Альянс (Буоноато) – ул. Оранжерейная, 1;
3. ТНК (Золотой гепард) – пр. Краснозвёздный, 123;
4. АЗС Тиса – ул. Большая Окружная, 4-б;
5. ТНК (КЛО) – пр. Глушкова, 10;
6. ЮТ Сервис – пр. Воссоединения, 28;
7. АЗС Волна – пр. Ватутина, 2-а;
8. Лукойл – ул. Б. Васильковская, 139-а;
9. ТНК (Золотой гепард) – Харьковское шоссе, 179-а;
10. Украина – нафта – пр. Комарова, 42;
11. ТНК (КЛО) – пр. Московский, 6;
Исследуемые параметры.
Все граничные нормы брались из ДСТУ 4063-2001
Октановое число. Исследовалось по моторному методу. Из-за более жестких условий исследования эта величина всегда меньше чем величина аналогичной цифири полученной по исследовательскому методу - в среднем на 10 единиц. У бензина А-76 октановое число исследовательским методом не измеряют, у А-80 по исследовательскому методу - 80, по моторному –76, для всех остальных марок соответствие – моторный метод дает показатель приблизительно на 10 единиц меньше, чем исследовательский.
Снижение октанового числа приводит к нежелательному преждевременному самостоятельному сгоранию бензина в камере сгорания. При этом падает мощность двигателя, появляется детонация, могут застучать «пальцы», растет дымность (топливо хуже сгорает). В результате «горят» клапана и «летят» кольца.
Если в прошлых испытаниях октановое число у всех поголовно АЗС было не ниже нормы, то в этот раз на АЗС, принадлежащей фирме «Волна» октановое число оказалось существенно ниже нормы – на 1,3 единицы! У АЗС «Украина – нафта» октан был предельно допустимый и составлял - ровно 82,5 единицы, что является граничным показателем для 92-го бензина. Это при том, что у остальных участников теста октановое число было «с запасом качества» - и составило не ниже 83 единиц. А рекордсменом стали АЗС КЛО (джоббер ТНК) с запасом качества на 0,9 единицы, и АЗС Тиса, с запасом 1,5 единицы. Но некоторая неравномерность фракционного состава топлива у последней АЗС может привести к такому же неравномерному процессу горения топлива в двигателе.
Фракционный состав. Бензин имеет сложный химический состав. В него входят множество различных углеводородов, имеющих разную температуру кипения. Обилие легкокипящих углеводородов (фракций) обеспечивает максимально полное испарение бензина в камере сгорания до момента его поджига искрой (в момент искрообразования бензин в камере сгорания в идеальном случае должен находиться исключительно в газообразном виде). Кроме фракционного состава на это влияет еще и степень нагрева топлива происходящее в процессе его сжатия. При достаточно высокой степени сжатия и соответственно высокой степени нагрева возможно самовоспламенение топлива. В принципе, в дизельных двигателях подобный способ воспламенения это норма, в бензиновых же, преждевременная сгорание приводит к вышеперечисленным проблемам. Слишком большое содержание низкокипящих фракций приводит к появлению паровых пробок в топливной системе и увеличенным потерям на испарение. Слишком большое содержание высококипящих фракций, также приводит к появлению ряда проблем в работе ДВС. В первую очередь это падение мощности ДВС из-за неполного сгорания топлива, затрудняется пуск двигателя и повышается дымность. Кроме этого из-за попадания невыгоревших остатков топлива в масляную систему увеличивается износ ДВС. Эти проблемы становятся еще более заметными для двигателей с пониженной компрессией (по любой причине. Это могут быть как б/у иномарки, так и ЗАЗы, ВАЗы, ГАЗы).
Нетипичный, облегченный, фракционный состав у АЗС «Волна» - и это при плотности ниже требований ДСТУ (норма – 725-780 кг/м. куб у «Волны» - 722) и запредельно низком октановом числе, а также практически максимальной массовой части бензола (4,9 при норме не выше 5), что может позволить усомниться в качестве этого бензина.
Завидную стабильность все пробы показали по такому показателю, как сумма остатка топлива в колбе и потерь во время фракционной перегонки. При норме не более 4 процентов, ВСЕ бензины показали результат 2,0 %. Очень обнадеживает.
Содержание серы. Сера, входящая в состав автомобильного топлива, при сгорании последнего взаимодействует соединяется с кислородом воздуха (окисляется). Возникшие оксиды серы с водяными парами образуют серную и сернистую кислоты, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя. Кроме деталей двигателя кислота разрушает все металлические поверхности системы выпуска отработанных газов и портит катализаторы. В конце концов, все это попадает в атмосферу. В этот раз сенсационных результатов по содержанию серы не было. Сера присутствовала у всех, но у 80% проверяемых АЗС колебалась в пределах 0,02 – 0,03 % (при максимальной разрешённой концентрации 0,05%)*. Опять огорчил Лукойл – содержание серы в его бензине составило 0,055%, что не является нарушением ДСТУ, но, не лучшим образом отражается на состоянии двигателя. Очевидно, это топливо производилось из сернистой или высокосернистой нефти. Кстати, с 1.01.08 массовая часть серы во всех без исключения бензинах не должна превышать 0,015%.
Кислотность и коррозионность. Рост этих показателей приводит к увеличению коррозии и интенсивности изнашивания трущихся деталей двигателя и системы подачи топлива. К счастью для автолюбителей величины этих параметров указывают на отсутствие коррозионно активных веществ в тестируемых бензинах.
Суммарное содержание ароматических углеводов. В бензинах ароматические углеводороды повышают их детонационную стойкость (т.е. октановое число), но при этом растет нагарообразование, и они могут оказывать агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые уплотнения (фильтры, сальники и т.д.), потому, что, по сути, эти вещества являются растворителями.
Наибольшее количество ароматических углеводородов оказалось у топлива НК Альянс – 54,7%. Наименьшее в бензине АЗС Волна.
Бензол. Не испаряясь полностью во время такта сжатия (замечание справедливо для всех бензиновых двигателей имеющих компрессию в цилиндрах ниже 16 атмосфер), бензол способен конденсироваться на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров. Кроме этого, чем выше содержание бензола в бензине, тем токсичнее продукты его сгорания.
На грани фола «играет» АЗС «Волна» - содержание бензола 4,9 %, что всего на 0,1% не дотягивает до максимально разрешённого. Высокое содержание бензола также и у НК Альянс (3,66%) и Украина – Нафта. Заправляясь на этих АЗС 92-ым бензином, следует почаще менять моторное масло в двигателе. А вот джобберы ТНК завидно стабильны – у всех содержание бензола колеблется от 2,02 до 2,32%.
Выводы.
У двух из трех несетевых АЗС октановое число находилось на грани дозволенного или было ниже нормы, при этом одна из них умудрилась выпасть также и из дозволенной плотности. У «сетевиков» столь пренебрежительного отношения к качеству не допустил никто. «Сетевики» подтвердили свое реноме (если не считать несколько повышенного содержания серы у АЗС Лукойл). На АЗС, принадлежащих джобберам ТНК, показатели 92-го и 95-го бензинов, кроме, естественно, октанового числа, весьма схожи, что говорит, во-первых, о высоких технологиях производства автомобильных бензинов, а во-вторых, о надлежащей работе служб контроля качества нефтепродуктов.
Итак, на 92-ом бензине киевского разлива ездить можно, а вот у кого заправляться – решать Вам. Тест 95-го бензина на киевских заправках
Название показателя |
Значение по нормативным документам для А - 92 |
НК Альянс (Буоноато) |
ТНК (Золотой Гепард) |
Тиса |
ТНК (КЛО) |
ЮТ Сервис |
Плотность при 20 С, кг/м.куб |
725-780 |
770 |
762 |
757 |
760 |
760 |
Октановое число по моторному методу |
Не менее 82,5 |
83,2 |
83,0 |
84,0 |
83,4 |
83,0 |
Фракционный состав: |
|
|
|
|
|
|
- температура начала перегонки, С |
не ниже 30 |
39 |
42 |
41 |
40 |
39 |
- 10% переганяются при температуре, С |
не выше 75 |
66 |
55 |
54 |
59 |
60 |
- 50% переганяются при температуре, С |
не выше 120 |
114 |
111 |
106 |
114 |
111 |
- 90% переганяются при температуре, С |
не выше 190 |
164 |
173 |
159 |
169 |
166 |
- конец кипения, С |
не выше 215 |
201 |
209 |
206 |
209 |
210 |
- остаток в колбе,% |
не больше 1,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
- остаток и потери,% |
не более 4,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Кислотность, мг КОН на 100 см.куб бензину |
не более 3,0 |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
Массовая доля серы,% |
не более 0,05 |
0,02 |
0,02 |
0,028 |
0,03 |
0,02 |
Испытания на медной пластине |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
Суммарное содержание ароматических углеводородов, % |
не более 45 |
54,7 |
39,7 |
44,2 |
46,2 |
39,0 |
Массовая часть бензола,% |
не более 5,0 |
3,66 |
2,31 |
3,22 |
2,66 |
2,02 |
Название показателя |
Значение по нормативным документам для А - 92 |
АЗС Волна |
Лукойл |
ТНК (Золотой гепард) |
Украина - нафта |
ТНК (КЛО) |
Плотность при 20 С, кг/м.куб |
725-780 |
722 |
755 |
760 |
747 |
759 |
Октановое число по моторному методу |
Не менее 82,5 |
81,2 |
83,1 |
83,0 |
82,5 |
83,0 |
Фракционный состав: |
|
|
|
|
|
|
- температура начала перегонки, С |
не ниже 30 |
36 |
40 |
38 |
36 |
39 |
- 10% переганяются при температуре, С |
не выше 75 |
48 |
54 |
59 |
51 |
57 |
- 50% переганяются при температуре, С |
не выше 120 |
84 |
111 |
114 |
96 |
107 |
- 90% переганяются при температуре, С |
не выше 190 |
136 |
168 |
169 |
161 |
166 |
- конец кипения, С |
не выше 215 |
184 |
201 |
214 |
214 |
214 |
- остаток в колбе,% |
не больше 1,5 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
- остаток и потери,% |
не более 4,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Кислотность, мг КОН на 100 см.куб бензину |
не более 3,0 |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
отсуствует |
Массовая доля серы,% |
не более 0,05 |
0,035 |
0,055 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
Испытания на медной пластине |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
выдерживает |
Суммарное содержание ароматических углеводородов, % |
не более 45 |
27,1 |
42,6 |
40,5 |
32,2 |
44,2 |
Массовая часть бензола,% |
не более 5,0 |
4,90 |
1,80 |
2,18 |
3,97 |
2,32 |
Информация предоставлена «Институтом Потребительских экспертиз». По всем вопросам относительно методики определения и достоверности приведенных в статье данных просим контактировать по тел: (044) 235-01-91
|