АвтоВАЗ» производит только легковые автомобили. По итогам первого полугодия его доля на российском рынке составила менее 25%. А крупнейшим игроком на рынке строительно-дорожной техники сейчас является группа ГАЗ Олега Дерипаски. По данным группы, она занимает 60% рынка в сегменте экскаваторов, 73% — в автогрейдерах.
Директор по стратегическому развитию и инвестициям дивизиона «Спецтехника» группы ГАЗ Наталья Алексеева говорит, что сегмент строительно-дорожной техники в России растет на 20-25% в год, в 2007 г. его объем составил $5 млрд. «АвтоВАЗ» мог заинтересоваться таким перспективным рынком, да и вдобавок рентабельность в этом сегменте выше, чем в легковых автомобилях, замечает аналитик «Метрополя» Михаил Пак: по EBITDA — в районе 18%, тогда как у «АвтоВАЗа» — менее 10%. А интерес Caterpillar к «АвтоВАЗу», по мнению Пака, может быть продиктован связями компании с государством. Именно оно в ближайшие годы будет инвестировать в строительство дорог и станет основным покупателем спецтехники.
На российском рынке в ближайшее время появятся и другие иностранцы: Komatsu строит завод по выпуску экскаваторов в Ярославле. Группа ГАЗ, по словам Алексеевой, также ведет переговоры о привлечении иностранного партнера в этот сегмент. Его имя будет названо в ближайшее время.
Новому игроку в этом сегменте будет сложно, считает Алексеева: «Здесь другая специфика, нежели на рынке легковых автомобилей, и важно иметь сервисную сеть». Чтобы проект был рентабельным, мощности нового производства должны быть не менее 1000 единиц техники в год, инвестиции в организацию такого производства могут составлять до $400-500 млн, считает Алексеева.
|