Поводом для этого материала стала информация из РФ. Местные дилеры очень переживают, что онлайн-продажи уведут покупателей из автосалонов и уменьшат их заработок на сопутствующих услугах.
Дилеры Hyundai в РФ увидели угрозу своему бизнесу в онлайн-продажах дистрибьютора. Показательный момент
Насколько такие опасения оправданы, сказать сложно. Ведь, например, в ЕС даже в карантин, когда автосалоны были закрыты, взрыва онлайн-продаж автомобилей не произошло.
Еще до карантина некоторые производители делали шаги по максимальной оцифровке покупки нового автомобиля, онлайн-исследований и маркетинга. И это были не только премиум-бренды, но и такие массовые марки, как FCA и Nissan. В последние годы многие бренды в Европе запустили пилотные программы для различных этапов онлайн-продаж. Это, например, Volvo Cars, Daimler, Toyota, BMW Mini, PSA, Renault и Nissan, хотя объемы продаж в совокупности были очень малы. В то же время, такие бренды, как Tesla и китайские стартапы Nio и Lynk & Co, с самого начала стремились создавать модели продаж для прямых потребителей, а также использовать эти модели в Европе.
Во время карантина объем онлайн-транзакций и альтернативных поставок автомобилей в Европе хоть и увеличился, но остался довольно низкими. Даже несмотря на то, что на рынках, где дилерские центры были закрыты, например, в Великобритании, правительство разрешило варианты покупки в «один клик. На данный момент общая доля рынка онлайн-продаж в Европе, по-прежнему, в однозначных цифрах.
В Украине, по данным AUTO-Consulting, ситуация с онлайн-продажами (если говорить об объемах), еще более скромная. Даже несмотря на ограничения в работе автосалонов и карантин. Поэтому, с учетом всех ограничений и с соблюдением всех правил, некоторые украинские импортеры и дилеры умудрялись проводить безопасные живые тест-драйвы. Например, в компании “Виннер Импортс Украина”, потенциальным клиентам привозили продезинфицированные тестовые авто прямо к дому. Точно также - на эвакуаторе им доставляли уже приобретенные, оплаченные и заказанные заранее (до карантина) новые автомобили.
В пресс-службе компании “Рено Украина” AUTO-Consulting сообщили, что также пробовали онлайн-сервис. По их опыту, такой формат оказался неудобен. А те онлайн-продажи, которые происходили во время жесткого карантина у других брендов, на самом деле, не были 100-процентными продажами онлайн. Это была многоходовая операция по передаче авто из салона клиенту.
Причины более, чем скромных результатов онлайн-продаж у нас - очевидны. Покупателей, которые «вслепую - по картинкам» закажут и оплатят через сайт дорогие товары, а тем более автомобили, у нас практически нет. Исключение могут составить только определенные клиенты. Кроме того, и зарубежные, и украинские трейдеры отмечают, что автомобиль - это такой товар, который надо испытывать на ходу, за рулем. Получать эмоции от реального тактильного контакта с машиной. Не случайно наши автомобилисты отдают предпочтение тем авто, которые есть в наличие. Их можно потрогать, посидеть в салоне и провести тест-драйв. Чего пока не может предоставить покупка в интернете. Зато - такая форма коммуникации с потенциальными покупателями, как предложение покупки онлайн, помогла больше узнать о целевой аудитории.
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор ТОВ «Хюндай Мотор Украина» Игорь Гладковский, украинский рынок, как и мировой, находится на начальной стадии онлайн продаж. Сейчас учатся и нарабатывают лучшие практики, как дистрибьюторы с дилерами, так и потребители. Эпидемиологическая ситуация текущего года, безусловно, ускорила процесс. Первоочередная задача “Хюндай Мотор Украина” на данном этапе – наладить удаленное консультирование клиентов, и в этом помогают онлайн инструменты обратной связи на сайтах дистрибьютора и дилеров. Количество подобных инструментов постоянно растет, что вселяет оптимизм.
В пресс-службе “АВТ Бавария Украина” AUTO-Consulting сообщили, что клиент премиум сегмента хочет видеть то, что он покупает, почувствовать во время тестовой поездки. Кроме того, ему необходимо проговорить все детали своего заказа со своим персональным менеджером. Клиенту не все равно, на чем ему ездить следующие 2 года.
В компании “Порше Украина” считают, что рынок Украины еще не готов к полноценному процессу онлайн покупки автомобиля. Приобретение автомобиля, в большинстве случаев, – это долгосрочный процесс, состоящий из нескольких этапов. Среди них – поиск и выбор, сравнение предложений, тест-драйв автомобиля. В этом процессе все еще важна роль менеджера и его коммуникация с клиентом как в онлайне, так и личный контакт, - уверены в пресс-службе компании.
Тем не менее, развитие онлайн-продаж у нас в стране продолжается. Из свежих примеров, старт онлайн-продаж в компании “Еврокар” в начале нынешнего года, в период усиления карантина. Чтобы привлечь покупателей к этой новой услуге, на модели внедорожников Skoda Karoq и Skoda Kodiaq предлагалась скидка в 4%. Аналогичная акция была и у “ММС Украина” в 2020-м, когда на отдельные модели Mitsubishi, при покупке из онлайн, была скидка в 3%. Бренд Volkswagen запустил в Украине кампанию «5 причин, чтобы выбрать T-Roc онлайн». Тогда клиент мог выбрать автомобиль с онлайн склада с дополнительной выгодой и подтвердить свой заказ у менеджера дилерского центра. Бренд SEAT разработал видео-инструкцию о том, как выбрать автомобиль онлайн – от момента подбора автомобиля на складе, до момента резервации автомобиля у дилера. Уже после этих шагов клиент мог получить счет на оплату и согласовать место и время получения своего автомобиля.
Каким видят украинский авторынок в 2021 году ведущие операторы. Прогнозы рынка
Как сообщили AUTO-Consulting в Группе компаний “АИС”, здесь уже многие процессы продажи осуществляются в онлайне. Это, например:
- Онлайн консультации по всем вопросам приобретения.
- Онлайн видео- или фото-презентация автомобиля.
- Подготовительные документальные вопросы по проведению сделки.
- Для некоторых корпоративных клиентов, которые не требуют предварительного осмотра авто – доставка по адресу Клиента.
Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе компании “АВТ Бавария Украина”, здесь работают в некоей гибридной системе продаж. Клиент уже сейчас имеет возможность оформить запрос через сайт (предложение на авто, счет на авто, назначить дату проведения тестовой поездки, встречи с конкретным менеджером по продаже, а также запросить обратную связь по конкретному вопросу).
Бренд PEUGEOT совсем недавно запустил новое направление работы в Украине – фирменный «интернет-магазин» с максимально широким предложением автомобилей, которые имеются на украинских складах: как импортера, так и дилеров. Теперь потенциальному покупателю доступен удобный подбор необходимого автомобиля, возможность сортировки по различным параметрам, информация о местонахождении желанной модели (контакты дилера), изображения автомобиля в данном цвете и выбранной комплектации. Интернет-магазин PEUGEOT доступен по ссылке https://cars.peugeot.ua.
Практически у всех импортеров уже достаточно давно работают онлайн-конфигураторы, с помощью которых потенциальный покупатель может сформировать собственный автомобиль. Выбрать необходимую комплектацию, двигатель, цвет, дополнительное оборудование и т.д.
Когда же онлайн-продажи новых автомобилей заработают у нас, что называется. в полную силу? По мнению Игоря Гладковского, полноценные онлайн продажи начнутся не через год или два. Поэтому, на данном этапе, перед “Хюндай Мотор Украина” стоит цель в развитии микса онлайна с оффлайном, с постепенным увеличением доли онлайн действий.
Причем, у нас очень велика вероятность того, что онлайн-продажи не отвадят покупателей от офлайн автосалонов. Ведь последние получили недавно право сразу самостоятельно регистрировать проданный новый автомобиль с техпаспортом и номерными знаками. И через салон покупателю сделать это удобнее. Заодно можно задать и какие-то вопросы по новому автомобилю. Так что скорее всего в ближайшее время будет существовать некая гибридная форма продаж, совмещающая и онлайн, и офлайн элементы.
В 2020 году онлайн-продажи новых автомобилей достигли почти 2% мировых продаж. По прогнозам экспертов AUM, в В 2021 году, когда ожидается отступление кризиса, эта доля снизится до более низкого уровня. Однако, затем процесс может быстро ускориться, по мере роста доверия клиентов и их интереса к онлайн-платформам. Теоретически, к 2025 году глобальные онлайн продажи автомобилей достигнут уровня проникновения около 6%.
Кабмин разрешил регистрировать новые авто прямо в автосалонах. Как это будет работать?
|