По прогнозам Всемирной организации торговли в 2020 году мировая экономика резко сократится на 8%, а объем мировой торговли - сократится на треть. А по данным Международного союза автомобильного транспорта (IRU) воздействие пандемии отразится на более чем 3,5 млн. компаний, которые предоставляют услуги автомобильного транспорта по всему миру. Ведь во время карантина, например, доходы от пассажирских перевозок сократились. Этот показатель варьируется от 50% для городских автобусов, до 80% для регулярных междугородних рейсов и до 100% для туристических и пригородных автобусов.
Доходы от грузовых перевозок в течение карантина снизились на 40%. А некоторые сегменты перевозки грузов в ЕС вообще были уничтожены. Это, например такие товары, как одежда, цветы, автозапчасти и строительные материалы. Поэтому, по мнению Генерального секретаря IRU Умберто де Претто, во всем мире многие коммерческие автотранспортные компании, в том числе миллионы малых и средних фирм находятся на грани банкротства. И финансовые трудности у них, как ожидается, сохранятся, как минимум до 2022 года.
Причем, по мнению Умберто де Претто, транспортные компании не могут сразу заработать в полную мощность, как только окончится карантин. В то же время, банкротство многих операторов этого рынка ставит под угрозу восстановление всей экономики.
Как поменялись планы продаж у автомобильных операторов из-за карантина
Будет ли дефицит автомобилей в Украине и как карантин повлиял на сроки выхода новинок
В Европе, Азии и Америке транспортные операторы сталкиваются с такими барьерами при перевозке грузов, как юридические ограничения, заторы на границах и задержки в пунктах погрузки и разгрузки. А перевозчики пассажиров сталкиваются с недоверием к общественному транспорту, из-за социального дистанцирования и увеличения затрат для помощи здравоохранению и для обеспечения безопасности.
Чтобы цепочки поставок заработали эффективно, в IRU предлагают ключевые краткосрочные меры:
Предоставлять прямые денежные гранты автотранспортным компаниям в качестве временной помощи, которая может быть прекращена по мере улучшения ситуации.
Облегчить доступ к кредитам для покрытия переменных затрат (таких как текущие операционные потребности), рефинансирования ранее существовавших кредитов для покупки активов (например, аренды транспортных средств), а также облегчить кредиты для обновления парков под низкие или 0% процентные ставки.
Облегчить задержки в срок погашения кредита и рассрочки платежа.
Продлить сроки оплаты и/или временно уменьшить или отказаться от налогов, сборов и пошлин, включая корпоративные налоги, социальные отчисления и налог на топливо.
Содействовать снижению страховых взносов и отмены страховых взносов за неработающие транспортные средства из-за остановленных товаров и обслуживания пассажиров.
Создание программ финансовой поддержки для временно безработных работников автомобильного транспорта и содействие реинтеграции в транспортную рабочую силу квалифицированных людей, ставших безработными из-за кризиса.
Как упадет мировой авторынок. Прогноз экспертов
Каким будет объем мирового автопроизводства в 2020 году. Прогноз Bosch
Как китайский авторынок отреагировал на окончание карантина
Нефинансовые:
Создание зеленых полос движения для грузовых автомобилей на всех границах, опираясь на политику и процедуры, которые предотвращают дополнительную и систематическую остановку грузовых автомобилей на всех границах.
● Уделять приоритетное внимание коллективным пассажирским перевозкам, особенно для работников, с принятием соответствующих мер по защите здоровья.
Определить работников автомобильного транспорта в качестве ключевых работников, предоставляя им приоритетный доступ к надлежащему оборудованию и материалам для защиты и дезинфекции, которые еще недостаточно предоставлены правительствами.
Обеспечение максимальной гибкости при толковании правил вождения, ограничений вождения и мер допуска для продления срока действия контрольных документов с истекшим сроком действия, включая визы, сертификаты и лицензии.
Эти меры должны быть скоординированы между странами и торговыми блоками.
Как спасти автопром от последствий пандемии. В ЕС разработали план по выходу из кризиса
Что происходит на рынке б/у автомобилей при карантине и закрытых границах
В Китае возобновили выпуск машин, но их не покупают
Пакет Еврокомиссии
Некоторые из этих шагов по поддержке транспортной отрасли были включены в принятый на прошлой неделе пакет Еврокомиссии. По словам Комиссара по транспорту Адины Валеан, это - конкретные способы облегчения ежедневных операций в транспортном секторе для разных видов транспорта. И это ускорит восстановление данного сектора.
В частности, будет продлен срок действия определенных сертификатов, лицензий и других разрешений для транспортных компаний. Некоторые периодические проверки в сфере автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта и безопасности на море также будут временно отложены.
Комиссия также положительно отреагировала на запросы 11 государств-членов ЕС о временном освобождении от правил ЕС в отношении времени вождения и отдыха, которые они установили для водителей. Это освобождение обеспечит водителям гибкость, необходимую им для перемещения товаров по всей Европе, даже если они сталкиваются с очередями на пограничных переходах, ограниченным доступом к отдыху и санитарным сооружениям вдоль сети. Еще девять государств-членов ЕС также уже обратились с просьбой о таком же временном освобождении и получат положительное решение в ближайшие недели.
Комиссия намерена обеспечить такие условия, чтобы ни один участник рынка не нес больше потерь, чем его справедливая доля бремени, созданного пандемией.
Такое временное послабление жестких европейских норм перевозок может пойти на пользу восточноевропейским и, в частности, украинским перевозчикам. Ведь в последрнее время ужесточение норм перевозок, труда и отдыха водителей в ЕС, фактически вытесняли их с европейского рынка транспортных услуг.
В Комисси понимают, что это далеко не все необходимые меры. В частности, автопроизводители считают данные меры недостаточными. Тем более, что за карантином следует еще одна угроза. Но обо всем по порядку.
Как лучше платить кредит за автомобиль во время карантина
Как изменился спрос, цены и рынок подержанных автомобилей за время карантина
Можно ли лишиться гарантии на автомобиль во время карантина. Как сейчас работают автосервисы
Как противостоять спаду продаж
В том, что спад продаж новых автомобилей в ЕС неизбежен, сегодня уже никто не сомневается. Вопрос в том, как его минимизировать. Так, например, немецкий автопром готовит сейчас предложения по новой программе утилизации. Ведь спад продаж, может перекрыть возобновление производства на заводах крупнейшей экономики Европы.
Главы земель Нижняя Саксония, Бавария и Баден-Вюртемберг, где находятся Volkswagen, BMW и Daimler, разрабатывают совместную стратегию сдерживания спада продаж.
Правительство Ангелы Меркель в ускоренном порядке оказало помощь более чем на 1 трлн. евро, чтобы помочь экономике Германии преодолеть кризис, вызванный коронавирусом. Однако, в автомобильной промышленности опасаются, что для них эта помощь будет сосредоточена только на чистых, а не на всех новых моделях автомобилей. Поэтому, VW и Daimler призвали правительство Германии помочь повысить спрос на автомобили. «Нам нужно быстрое решение по стимулированию покупателей», - сказал финансовый директор VW Фрэнк Уиттер, поддерживая генерального директора Daimler Олу Келлениус.
Для этого налог на транспортные средства в Германии должен быть спроектирован так, чтобы стимулировать покупки экономичных автомобилей. А любые дополнительные налоговые поступления могут быть использованы для строительства большего количества электрических зарядных станций. Помимо этого, правительство могло бы подготовить программу утилизации старых автомобилей. В соответсвии с ней, правительственная поддержка была бы ограничена автомобилями, которые соответствуют последним правилам о вредных выбросах Euro 6d.
А все крупные немецкие автопроизводители, в свою очередь, для стимулирования продаж электрокаров, могли бы бесплатно предоставлять потенциальным покупателям возможность испытать электромобили в течение 14 дней в 2021 году.
Если все это сработает, и предложения крупнейших немецких автомобильных компаний примут, немцы начнут отказываться от своих не таких уж и старых авто. В том числе - и соответствующих Евро-5. Цены на них снизятся, и в Украине можно ожидать серьезное оживление импорта б/у авто из Германии.
Но на этом, к сожалению, угрозы авторынку не оканчиваются. За время карантина все забыли о британском брексите. А его никто не отменял. И окончательный уход Великобритании из Европейского союза состоится всего через 7 месяцев. В 2021-м производители ЕС уже не будут иметь беспошлинного доступа к рынку Великобритании (и наоборот). Если придется торговать по правилам ВТО, к ежегодной стоимости осуществления автомобильной торговли могут добавиться импортные пошлины в размере около 6 млрд. евро. На фоне кризиса после пандемии - это очень неприятные дополнительные расходы. Поэтому, решением данного вопроса в ЕС и Великобритании начнут заниматься сразу после окончания карантина.
В апреле украинский авторынок сократился на 42%, но ряд операторов смогли даже нарастить продажи
|