Возобновление производства автомобилей в некоторых европейских странах после почти месячного простоя заводов, конечно, хорошая новость. Но в ECG считают, что этот перезапуск будет длительным и сложным. Ведь те ограничения, которые были временно введены на продажу автомобилей, губительным образом отразились на потребительском спросе и, в конечном итоге, на производстве. По данным АСЕА, только за первые недели апреля, из-за остановок производства не было выпущено около 1,47 млн. авто. Но это не все.
Ожидать ли в Украине дефицита автомобилей из-за закрытия границ
Как коронавирус повлияет на автопром в Европе: Какие марки под угрозой
Прежде всего, на вновь открывшихся предприятиях, должны будут быть обеспечены безопасные условия для работы сотрудников, в том числе с соблюдением дистанции, чтобы избежать новой вспышки COVID-19. А значит - отработанные технологические процессы будут менее эффективны. Кроме того, остается угроза сбоя поставок комплектующих. Ведь далеко не все их (комплектующих) производители в разных странах возобновят работу одновременно с автозаводами. Особую тревогу вызывают финансовые затруднения мелких и средних поставщиков. Кроме того, во многих странах остаются закрытыми границы и действуют ограничения в работе автосалонов. Пока правительства не снимут эти блокировки, о полноценной работе автозаводов говорить не приходится. Они даже не смогут объективно сформировать портфель заказов на производство.
По худшему прогнозу ECG, по сравнению с 2019 г, производство автомобилей сократится на 30%. И это при том, что карантин не продлят и заводы возобновят работу. А уже сегодня ясно, что частичные правительственные ограничения будет еще 4-6 месяцев действовать в таких странах, как Италия, Испания, Франция, Великобритания и Бельгия.
Под вопросом и отлаженная до кризиса цепочка поставок. Как в доставке готовых автомобилей, так и запчастей к ним. В ECG советуют, чтобы избежать сбоев, где это возможно, делать складские запасы и иметь/готовить альтернативные варианты. А также, констатируют, что многие логистические операторы, имеющие 50 или меньше автовозов находятся в зоне повышенного риска, и могут просто закрыть свой бизнес еще до окончания кризиса. Но и после его окончания, снижение спроса и производства значительно снизит объемы перевозок автомобилей. В ECG даже не исключают вероятности ценовой войны между перевозчиками автомобилей.
Коронавирус может стать причиной передела мирового автомобильного рынка
Европейский автопром загнали в угол. Что ждет автомобильные компании в 2020-м
Падение спроса
По итогам продаж марта, объемы приобретенных автомобилей в ЕС снизились, по сравнению в 2019-м, на 53%. Но это - в среднем. В Испании и Франции падение продаж в марте составило 70%, а в Италии - 85%. В то же время, в Германии и Великобритании этот показатель был 40%.
Не стоит забывать и о том, что европейские ограничения повлияли на остановку производства на партнерских заводах в России и Турция. В частности - такие, как Ford Otosan, Oyak Renault и FCA Tofas. Влияют они и на восстановление производства в Китае.
В ECG не исключают, что после окончания карантина сработает отложенный на время пандемии спрос. И это как-то поднимет уровень продаж. Но данный подъем будет скачкообразным - вверх-вниз. Что усложняет планирование производства. Тут в выигрыше окажутся производители имеющие склад готовой продукции и цепочку поставок, позволяющую быстро реагировать на изменение рыночных тенденций.
На примере Китая видно, что падение продаж на 80% при самых строгих ограничениях в феврале, уменьшилось до 50% в марте, когда ограничения были частично ослаблены. Исходя из этого, в ECG прогнозируют, что всплеск отложенного спроса сможет выровнять объемы продаж только к концу 2020 года. И только, если будут работать программы правительственного стимулирования покупателей новых авто.
В частности, это могут быть:
• Правительственные программы утилизации старых авто.
• Налоговые льготы производителям.
• Предоставление субсидий на покупку гибридов и электромобилей.
• Временное 0% налогообложение на финансовые и лизинговые сделки производителей оборудования.
Количество автомобильных дилерских центров в Европе будет сокращаться
Из-за коронавируса может возникнуть большой дефицит автомобилей
Но и тут, на самом деле, не все однозначно. Например, утилизация старых авто с ДВС для покупки новых авто с ДВС, может вызвать возражения сторонников экологической программы ЕС. А правительственное стимулирование покупки электрокаров и гибридов, способно создать проблемы с поставками таких транспортных средств, производство которых еще не достигло масштабов авто с ДВС. Или стимулировать импорт, а не местное производство.
Как китайский авторынок отреагировал на окончание карантина
Результаты продаж новых автомобилей за первую неделю апреля
Три сценария
В ECG проанализировали статистику 26 европейских рынков, и составили три сценария, по которым могут развиваться продажи новых автомобилей в ЕС. Для наглядности, прогнозируемые данные сравнивали с тем прогнозом на 2020 год, который был сделан при обычных условиях без карантина и коронавируса. По нему падение продаж новых автомобилей в ЕС должно было составить в 2020 году (по сравнению с 2019 г) - 360 тыс. авто или минус 2%.
Теперь, по самому оптимистическому сценарию ECG, падение продаж составит 1,2 млн. авто (минус 8%, в сравнении с 2019 г). По базовому сценарию - это 2,6 млн. авто (минус 15%). По пессимистическому - 5,6 млн. авто (минус 30%).
По лучшему, и как ожидают в ECG, наименее вероятному сценарию, средняя продолжительность карантина и блокировка производства, границ и продаж продлится 8 недель. С середины марта до середины мая. Согласно этому сценарию, ежемесячный выпуск автомобилей по всей Европе в апреле упадет на 98% в годовом исчислении. Таким образом, в лучшем случае, европейский объем производства автомобилей в 2020 году будет на 6,2% ниже, чем в 2019 году, или почти на 5% ниже нашего обычного прогноза без коронавируса. Он составит около 800 000 потерянных единиц.
Благодаря неудовлетворенному спросу, покупательская активность практически полностью восстановится уже к июню. А к концу лета продажи, по этому прогнозу, будут на 47% выше, чем обычно. А затем вернуться к естественному докризисному уровню.
Сработали ли продажи автомобилей онлайн? Что показал первый опыт карантина
Каким рынок б-у авто подошел к карантину. Итоги продаж
Как изменился спрос, цены и рынок подержанных автомобилей за время карантина
Каким украинский авторынок подошел к карантину. Итоги автопродаж
По базовому и наиболее вероятному сценарию ECG, средняя продолжительность ограничений в ЕС составит 3 месяца - с середины марта до середины июня. Поэтому, спрос начнет восстанавливаться только к концу лета. В этом базовом варианте объем производства в 2020 году будет на 13,3% ниже, чем в 2019 году, или почти на 12% ниже обычного прогноза. Что составит почти 2,16 млн потерянных единиц автотранспорта.
Худший и наиболее пессимистический сценарий в ECG считают маловероятным, но все еще возможным. Средняя продолжительность ограничений составит 4 месяца - с середины марта до середины июля. В худшем случае объем производства в 2020 году будет на 28,4% ниже, чем в 2019 году, или на 27% ниже обычного прогноза. Что равняется почти 5 млн. потерянных единиц транспортных средств.
В этом случае неудовлетворенный спрос будет меньше из-за большого экономического ущерба. Поэтому, вызванный отложенным спросом всплеск продаж будет всего на 25% (а не на 47%) больше, чем в обычное время.
Перспективы
Из стран ЕС самое быстрое восстановление спроса в ECG прогнозируют в Швеции и Польше. А наибольший всплеск продаж здесь ожидают в сегменте коммерческого транспорта. Однако, и в 2021 году значительного роста продаж новых автомобилей в ECG не прогнозируют. Спрос будет постепенно восстанавливаться в течение 5 лет или даже дольше, чтобы стабильно достичь докризисного уровня. Ведь даже в обычном докоронавирусном прогнозе, спрос должен был снижаться и достичь дна в 2023 году.
Теперь, даже по самому оптимистическому сценарию, восстановление спроса произойдет не раньше 2026 года. А по пессимистическому, это произойдет только в 2028 году. Таким образом, суммарные потери европейского автопрома с 2020 по 2028 год могут составить минус 20,5 млн. автомобилей. Хорошая новость в том, что по всем сценариям спрос на автомобили в конечном итоге восстановится, и будет выше докризисного уровня.
Как спасти автопром от последствий пандемии. В ЕС разработали план по выходу из кризиса
|