Внимательно читая историю Skoda, узнаешь невероятные вещи. Точнее - начинаешь понимать, насколько невероятными они были для своего времени.
Чешская сенсация. 60-летняя история Skoda Octavia
Начало истории
История ŠKODA началась в 1895 году, когда большие любители велосипедов Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент решили, что сами могут создавать и делать велосипеды. Что тут такого? Ничего. Лаурин был механиком (что вполне естественно), а вот Клемент был… продавцом книг. Но надо заметить, что Вацлав Лаурин был не просто технарем, а интуитивным механиком с творческим воображением. А Вацлав Клемент был образован и, говоря современным языком, разбирался в маркетинге и рекламе. Их идея была в том, чтобы делать удобные и надежные велосипеды из лучших доступных материалов по разумной цене.
Так в 1895 году в небольшой ремонтной мастерской в Млада Болеславе появилась компания Laurin & Klement, в которой работало 5 сотрудников. Всего через год Laurin & Klement уже предлагали 5 моделей велосипедов Slavia, а сама компания расширила штат до 21 сотрудника.
Велосипеды настолько хорошо продавались, что всего через 4 года после своего стартапа, Лаурин и Клемент решили добавить к педалям велосипедов компактные бензиновые двигатели. Так в 1899 году компания Laurin & Klement начала производство мотоциклов. Их “фишкой” было то, что после кропотливых экспериментов, талантливый механик Лаурин стал первым в мире, кто достиг идеального расположения силового агрегата в нижней части рамы. Конструкция мотоциклов оказалась настолько удачной, что к концу года их выпуск достиг около 4000. И это в 1899 году!
Все подробности о новом поколении Skoda Octavia. Операция на сердце
Свои моторы
С самого начала клиенты, покупавшие мотоциклы, могли выбирать между двумя модификациями, предлагающими выходную мощность 0,9 кВт или 1,3 кВт. Столько выдавали одноцилиндровые двигатели, также производимые Laurin & Klement.
Невероятно, что уже в 1904 году, на родине автомобиля, в Германии началось лицензионное производство, созданного Laurin & Klement мотора под маркой Germania.
В том же 1904 году молодая чешская компания представила CCCC - свой первый рядный 4-цилиндровый двигатель, и расширила линейку двухколесных транспортных средств, включив в нее модели с водяным охлаждением мотора. Для них команда под руководством Вацлава Лаурин разработала сцепление и установила 2-скоростную коробку передач. Это позволяло запустить двигатель, даже когда мотоцикл был неподвижен.
Мало кто знает, но компания L & K разработала и свой собственный карбюратор, и зажигание с электромагнитным индуктором низкого напряжения и прерывателем контакта.
Все эти технические новшества устанавливали на 3-колесные автомобили и мотоциклы с коляской. За практичность их с удовольствием покупали коммерсанты. Масса трехколесного автомобиля LW составляла 160 кг, а его максимально возможная полезная нагрузка - 200 кг. Это означало, что два пассажира могли сидеть на кожаном двойном сиденье, которое было оптимально защищено от брызг воды и пыли днищем из листового металла.
В грузовом варианте корпус кузова был расположен перед радиатором. А дополнительные предметы багажа могли быть привязаны к трубчатой раме, которая одновременно выполняла и защитные функции. Водитель сидел на седле мотоцикла над задней осью, глядел вперед через головы пассажиров или на крышу грузового пространства. Это транспортное средство передвигалось благодаря 1-цилиндровому двигателю с водяным охлаждением мощностью 3,7 кВт (5 л.с.) и развивало скорость до 40 км/ч.
Лучше Боша
С первым двигателем, созданным Laurin & Klement на самом деле было не все так просто, как может показаться. 1-цилиндровому мотору мощностью 1,25 л.с., предназначенному для мотоциклов Slavia, поначалу не хватало одной важной вещи - магнитоэлектрического зажигания. В те времена этот компонент производили только предприятия Роберта Боша в Штутгарте. Лаурин и Клемент написали ему письмо, на которое Роберт Бош ответил лично. Это письмо до сих пор хранится в коллекции Национального музея технологий в Праге, и чехи утверждают, что в нем 12 ошибок и опечаток. А по сути, Бош предложил Лаурину и Клементу свое устройство по 80 марок за штуку. Он не был готов предоставить какую-либо скидку и отказался от идеи Лаурина и Клемента о тестировании устройства на машине, изготовленной в Млада-Болеславе. Дальнейшая переписка ни к чему не привела. И видимо, она утомляла Боша, так как он стал отвечать, не оплачивая почтовые расходы. То есть - за счет Лаурина и Клемента.
В итоге, через какое-то время болеславские инженеры сами поняли принцип работы зажигания и разработали собственную систему, которая была легче, дешевле и практичнее, чем у Роберта Боша.
Вся почта Австро-Венгрии
Появление зажигания сделало практичные и гибкие коммерческие трехколесные автомобили и мотоциклы с коляской L & K очень привлекательными для владельцев малого бизнеса и государственных почтовых служб. Предлагались и грузовые трехколесные велосипеды, собранные из проверенных компонентов. Вскоре не только в Праге, но и почтальоны в Вене стали использовать чешские модели для перевозки своих грузов. Потом их примеру последовали в Будапеште. Благодаря своей надежности и практичности 3-колесные модели L & K появились и в других странах. В 1908 году несколько трехколесных транспортных средств Laurin & Klement типа «LW», а также мотоциклы и грузовые модели добрались даже до Мексики.
Спортивные победы
Популярности продукции Laurin & Klement способствовало участие в спортивных соревнованиях. Нарцис Подседничек сначала был одним из торговых представителей велосипедов Slavia, а потом - старшим мастером на предприятии Laurin & Klement. Он успешно представил мотоцикл Laurin & Klement в первой международной гонке Париж - Берлин. Подседничек без поломок и с хорошим результатом проехал дистанцию в 1196 км. Что стало еще одним доказательством надежности продукции Laurin & Klement.
В 1906-м чешский мотогонщик Вацлав Вондржих на мотоцикле L & K выиграл неофициальный чемпионат мира, который был организован Международной федерацией мотоциклистов в Париже. В Дурдане под Парижем он проехал 5 кругов (270 км) за беспрецедентные для того времени 3 часа, 5 минут и 15 секунд.
Первый автомобиль
Невероятно (с учетом того, как долго многие автопроизводители шли к своим успешным моделям), но у Лаурина и Клемента все получилось уже с первой попытки. В 1905 году они сделали свой первый автомобиль Voiturette A, который сразу имел огромный успех и стал классикой в чешской автомобильной истории. А все потому, что многие автомобильные технологии уже были отработаны на мотоциклах и 3-колесной версии LW.
Благодаря 2-цилиндровому V-образному двигателю объемом 1 литр и мощностью 7 л.с., который в том же году презентовали на Пражском автосалоне, L & K VOITURETTE A могла разгоняться до 45 км/ч. Таково было максимальное ограничение скорости в Австро-Венгрии. Кроме того, первый чешский автомобиль обладал выдающимися для тех времен характеристиками управляемости и вождения, а также отличным соотношением цены и качества. Первое фото Voiturette A, было опубликовано во второй половине 1905 года, сначала Allgemeine Automobil Zeitung, а затем - журналом Sport hry. Продавали автомобили Лаурина и Клемента и в Киеве в салоне «Грунау и Ко» на улице Городецкого.
Год спустя за этим двигателем последовал первый 4-цилиндровый двигатель типа D. А в 1907 году - 8-цилиндровый FF - один из первых в мире восьмицилиндровых моторов.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, компания начала производство и для вооруженных сил. К тому времени Laurin & Klement производили не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, авиационные двигатели и сельскохозяйственную технику, например, моторизованные плуги.
Чтобы реализовать свою мечту о создании еще более крупной компании в 1925 году Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент объединили свое предприятие с машиностроительной фирмой Škoda из Пльзеня. С тех пор на эмблеме всех автомобилей из Млада Болеслава появилась крылатая стрела.
Некоторые из исторически важных моделей Skoda также отмечают юбилеи в 2020 году. Но это - уже другие истории, о которых AUTO-Consulting тоже обязательно расскажет.
Хорошо ли вы знаете историю Skoda Octavia? Тест к 60-летию модели
|