Электрокары – мировой тренд. Их продажи растут. Правда, в разных странах это происходит по-разному. В Норвегии доля электромобилей (и гибридов) в продажах новых авто достигает уже 40%, в Исландии – 12%, в Швеции – 6%, в Китае – 2,2%, в США – 1,2%. А вот в Германии программа стимулирования продаж электромобилей провалилась. Не смотря на премию при покупке в 4 000 евро, вместо запланированных 300 тыс. электрокаров, за прошлый год их приобрели меньше 45 тыс. человек. А что же Украина?
У нас тоже было стимулирование рынка электромобилей, притом довольно существенное. Как же стимулировала у нас продажи электрических транспортных средств отмена всех налогов на них?
Что дали украинскому рынку льготы на импорт электромобилей. Итоги 9 месяцев продаж
Напомним, что с 1 января 2018 года на импорт новых и подержанных электромобилей в Украине был установлен специальный безналоговый режим. Электрокары стали ввозить к нам из-за границы без уплаты акциза и налога на добавленную стоимость. Пошлину на них отменили еще с 1 января 2017 года, Поэтому, импорт авто с электрическими двигателями теперь вообще не облагается НИКАКИМИ налогами. Остался только налог при первой регистрации. Для кого это стало стимулом, AUTO-Consulting уже рассказывал.
Нет искры. Что дала отмена всех налогов на электромобили в Украине. Статистика продаж
Но время идет, сеть зарядных станций для электрокаров расширяется. А на рынке появляются новые модели электромобилей с бОльшим пробегом от одной зарядки. Возможно, ситуация изменилась, и продажи электрокаров (особенно новых) стали расти в Украине с космической скоростью.
Полгода назад соотношение новых и подержанных электромобилей, которые были реализованы на украинском рынке, составляло: 8,72% и 91,28% соответственно. По сравнению с 2017-м процент новых электрокаров стал меньше. В 2017-м соотношение было 12,5% и 87,5%. По итогам 2018 г. доля новых электромобилей у нас немного выросла. Теперь - 11% и 89%. Но это все равно меньше, чем в 2017-м, когда электрокары не имели таких идеальных налоговых условий, как сейчас.
По данным AUTO-Consulting, в прошедшем 2018 году было продано (всего!) 617 новых электромобилей, из которых 8 уже были коммерческими (класс LCV). Для понимания – это всего лишь 0,8% отечественного автомобильного рынка. Было в 2017-м – 0,45%.
Удобно ли использовать электрокар в Украине. Развенчиваем мифы
Рейтинг самых популярных моделей новых электроавто выглядит так: Nissan Leaf (129 шт.), BMW i3 (103 шт.), Hyundai Ioniq (95 шт.), Tesla Model X (60 шт.), Tesla Model S (45 шт.), KIA Soul (35 шт.), Renault ZOE (18 шт), Tesla Model 3 (11 шт). Как видим, здесь только 3 модели, которые продаются в Украине официально. Остальные – «серые».
Французская электричка, но пока не экспресс. Тест-драйв Renault ZOE
Что касается подержанных электромобилей, их продажи в минувшем году также увеличились. По данным AUTO-Consulting, в 2018-м у нас реализовали 5006 подержанных электромобилей. Это в 8 раз больше, чем новых, и это – почти на 100% больше, чем в 2017 году. Из них – 4666 легковых и 339 коммерческих. Но это всего лишь 3,4% от рынка б-у автомобилей, а было 3%.
И если реализация легковых увеличилась на 86%, по сравнению с 2017-м, то объемы продаж коммерческих авто возросли аж в 8 раз. Можно сказать, что трендом 2018 года стал рост продаж грузовых электромобилей. Их, что называется, наконец-то распробовали.
Среди моделей подержанных легковых электрокаров, как и в 2017-м, лидирует Nissan Leaf. А на второе место вырвался коммерческий Renault Kangoo ZE. Третья позиция – у BMW i3, четвертая – у Tesla Model S, пятая – у Mercedes-Benz B-Class EV.
По количеству проданных в прошлом году подержанных электрокаров, как и в 2017-м, среди регионов Украины лидирует Киев. Далее – пропорционально. Но отметим, что в 2018 году заметно вырос спрос на б-у электромобили в Черновицкой, Закарпатской и Житомирской области.
Как видим, рост продаж электромобилей в Украине, конечно, есть. Но с учетом того, что для них созданы фактически идеальные условия, общее число в 5623 шт, которые прибавились за 2018 год – не впечатляет. И показатель 0,8% и 3,4% от общего авторынка (новых и б-у авто соответственно) тоже пока очень мал. Кроме того, основными пользователями привилегий от безналогового ввоза электромобилей, пока что (как и раньше) стали те, кто торгует подержанными машинами. То есть Украина зачем-то стимулирует обновление электромобилей в других странах, превращаясь в сток для отработанных электрокаров со всего мира.
Лидирующие позиции «серых» импортеров новых и подержанных электрокаров говорят о том, что официальные представители автомобильных марок, пока относятся к электромобилям очень осторожно.
Украина может стать мировым лидером по производству электрокаров
Какие электрокары приедут в Украину после автосалона в Париже
Сами авто – дороговаты и не обеспечивают частным покупателям ожидаемой экономии на топливе. А также желаемого комфорта эксплуатации, ведь сеть зарядных станций в Украине – оставляет желать лучшего. Но ни у кого нет особого желания инвестировать в ее расширение. Наверное, это две главные причины, из-за которых электромобили у нас в стране продаются пока слабо. Даже не смотря на полное освобождение от налогов.
С другой стороны, растет парк коммерческих электрокаров. Компании сами сделали для себя зарядки на корпоративных паркингах, и запускают электромобили по городским маршрутам. Экономия очевидна: больше никто не сливает топливо и не отклоняется от маршрута. Да и сервисное обслуживание у электромобилей проще. Поэтому, в 2019-м можно ожидать еще большего роста коммерческих электрических парков.
Президент подписал Закон, освобождающий электромобили от НДС и акциза
Электромобили освободили от НДС и акциза еще на 4 года
|