После наступления Нового года по старому стилю, можно уже с полной уверенностью сказать, что 2018-й начался. Итоги продаж 2017 года подведены, лидеры и аутсайдеры названы. Как уже сообщал AUTO-Consulting, в 2017-м был установлен новый посткризисный рекорд. Объем реализации новых автомобилей в Украине превысил 80 тыс. штук. Но, как оказалось, является ли этот рекорд подтверждением того, что рынок восстановился? - вопрос.
Украинский авторынок за 2017 год установил посткризисный рекорд
Рейтинг самых продаваемых моделей авто в Украине за 2017 год
По мнению большинства операторов, несмотря на рост продаж, до восстановления отечественного автомобильного рынка пока далеко. Так, по мнению генерального директора компании «АвтоКапитал» Ярослава Пригары, о восстановлении говорить пока преждевременно. Ведь продажи 2017-го более чем в 2 раза ниже показателей докризисного 2013 года.
С этим согласен и директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик. В частности, он сообщил AUTO-Consulting, что результаты продаж 2017-го, скорее похожи на очень небольшую стабилизацию. Восстановлением рынка можно будет называть цифры порядка 400-500 тыс. и более новых легковых авто в год. Это соответствует емкости наших восточно-европейских соседей (с учетом размера населения).
Глава «Рено Украина» Яна Миненко сообщила AUTO-Consulting, что в 2017 г рынок рос за счет отложенного спроса в период кризиса, после резкого спада в 2015 г. Максимальным рынок был в 2008 году на уровне 660 тыс. Поэтому, потенциал автомобильного рынка Украины в стабильный экономический период может составлять около 300 тыс. новых автомобилей в год. В 2015 году рынок достиг своего дна, и показатели рынка новых пассажирских автомобилей достигли 46 тыс. единиц. В связи со стабилизацией ситуации в стране (в сравнении с 2014 и 2015 годами) рынок понемногу начал оживляться.
Статистика продаж автомобилей в Украине за 2017 год. Рейтинг самых популярных моделей
Украинский рынок грузовиков за 2017 год вырос на 84%
Основные тренды и «евробляхи»
Среди главных трендов ушедшего года Яна Миненко отмечает рост продаж юридическим лицам, рост продаж премиум-автомобилей и кроссоверов. Также наблюдался рост продаж автомобилей, благодаря финансовым услугам (кредит, лизинг).
Ярослав Пригара среди основных трендов назвал массовый ввоз б/у автомобилей и ценовые войны операторов. Относительно «евроблях», господин Пригара считает, что эта тенденция не оказала сильного влияния на продажи новых премиальных автомобилей.
Сергей Боровик сообщил AUTO-Consulting, что по его мнению, основными тенденциями прошлого года были «Дизельгейт» – и как его следствие - супер демпинг и слив стоковых складов, свезенных со всего мира.
Продолжил набирать обороты легальный и нелегальный б/у импорт. Украинский феномен популярности электромобилей (достаточно условный, так как в абсолютных цифрах показатели продаж пока что скромные). Из старых трендов – дальнейший рост популярности и рост доли SUV. В Украине снова стал популярным А-класс, благодаря феноменальному успеху бренда Ravon.
Среди тенденций 2017-го, по мнению господина Боровика, также возобновление автокредитования и продолжение роста доли юрлиц, каждый третий новый авто куплен предприятием или организацией. Что касается «евроблях», цифры говорят сами за себя, - считает Сергей Боровик. Динамика роста рынка новых ЛА к концу года практически обнулилась из-за «евроблях». И в ближайшие годы б/у импорт будет в наибольшей мере влиять на очень скромные показатели продаж новых автомобилей.
Госпожа Миненко считает, что «евробляхи» и импорт б/у иномарок по льготным акцизам существенно повлияли на рынок новых авто. По ее мнению, рынок на еврономерах неконтролируем, он создает сильное напряжение среди собственников, купивших авто по правилам, и теми, кто пользуется авто, минуя финансовые затраты в виде налогов. Помимо этого, использование авто на иностранных номерах провоцирует 3 вида рисков – криминогенные, социальные и экологические.
Успех премиума
Почему же при всех этих трендах, и на фоне экономики страны в целом, на украинском рынке новых автомобилей так велика доля премиум-брендов? Ярослав Пригара считает, что премиум-сегмент всегда восстанавливался раньше остальных сегментов рынка.
По мнению Сергея Боровика, динамика роста премиум сегмента по итогу года гораздо ниже среднерыночной – всего 16%. Соответственно до 15% упала и его доля. Но это в любом случае в два раза больше, чем в докризисные годы. Причин как обычно несколько:
- кризис ударил в первую очередь по среднему классу, в меньшей степени по состоятельным украинцам;
- покупатели премиум марок в меньшей степени рассматривают б/у импорт, в отличие от покупателей в лоу-кост и масс-маркет;
- демпинговые распродажи некоторых премиум-моделей, когда цены опустились до уровня масс-маркета.
Авто с какими двигателями предпочитали украинцы в 2017-м
Импорт подержанных автомобилей за 2017 год вырос в 3 раза. Самые популярные модели
Почему покупатели подержанных авто перестали звонить по объявлениям
Прогноз на 2018 г.
Каковы же ожидания операторов рынка относительно продаж в нынешнем 2018-м?
Яна Миненко в 2018-ый год смотрит оптимистично. В «Рено Украина» рассчитывают на рост рынка и в 2018 г, и надеются, что он будет около 100 тыс. новых легковых автомобилей. В бюджете страны заложен рост экономики в виде 3% роста ВВП, показатель инфляции - до 9%. Такие макроэкономические показатели будут способствовать восстановлению благосостояния украинских граждан и соответственно рынка легковых автомобилей, уверена госпожа Миненко.
Ярослав Пригара сообщил AUTO-Consulting, что в их компании планируют, что в 2018 году на украинском рынке будет реализовано бОльше автомобилей, чем в 2017 году, но на какую величину - не уточнил.
Сергей Боровик не так оптимистично оценивает результаты нынешнего года. В частности, он сообщил AUTO-Consulting, что у него очень осторожные прогнозы рынка новых ЛА. Пессимистический сценарий – стагнация или небольшой минус. Оптимистический сценарий – 5%-10% рост.
Самые резонансные события на украинском авторынке в 2017 году
Ведущие операторы дали прогноз украинского авторынка на 2018 год
|