Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы: Авто новости от AUTO-Consulting - Днепр

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новости Автопродажа. Автосалоны Статистика автопродаж Растаможка авто Работа в автобизнесе Продажа/аренда автобизнеса Автомобильный форум
Поиск по новостям

Расширенный поиск
Разделы
Главная
Новости
 Рынок автомобилей
 Акции в автосалонах
 Тест-драйвы
 Статистика автопродаж
 Рынок автобусов
 Рынок грузовиков
 Военная техника new
 Производство автомобилей
 Законодательство
 Автобизнес LIFE
 Дилерская сеть
 Кредиты/лизинг/страхование
 Сельхозтехника
 Авто-электроника
 Рынок запчастей
 Рынок шин
 Мототехника
Виртуальный автосалон
 Продать авто
 Советы владельцам авто
Подписка на новости


• Новости по теме: Днепр
• Пожарные Днепра получили новую спецтехнику
• Украинский мотоцикл Днепр пересек пустыню Сахара задолго до ралли Париж-Дакар
• «Атлант-М Днепровская набережная» в очередной раз стал лидером по объемам продаж Volkswagen в Украине
• Днепр закупил десятки единиц современной коммунальной техники
• Днепр получил белорусские троллейбусы
• Тест-драйв мотоцикла КМЗ Днепр-16. Был ли шанс выжить у Киевского мотозавода?
• В Днепре и Львове в рамках Kia Драйв Тур 2016 прошли более 500 тест-драйвов
• На шасси КрАЗ завершается создание мобильного ракетного комплекса "Днепр". Видео
• Как киевский мотоцикл «Днепр» позволяет путешествовать во времени
• Украина потеряла Днепрошину
Еще по Днепр...
Новости от AUTO-Consulting
Все новости по теме - УкраинаМотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы
Автобизнес LIFE | Опубликовано - 2017-05-09 10:35:11 (2507 раз прочитано)
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы - ДнепрAUTO-Consulting уже рассказывал об автомобилях, которые вынесли все тяготы Великой Отечественной войны. Но Красная Армия воевала и на мотоциклах. Сегодня наш рассказ о мотоциклах-солдатах, об их создателях и появлении новых заводов.
Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться через леса. К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу.

Автомобили Великой Победы. Малоизвестные факты



Автомобили времен Великой Отечественной войны были замечены в Киеве

Автомобили времен Великой отечественной войны опять оказались в строю

Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем автоматным огнем. Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами).



Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R75, BMW R71 и Zundapp КS750. Одиночные мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.





В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адьютанты и редко когда офицеры. И только после оккупации Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотопехотные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.



Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600.



Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов "Днепр" и "Урал" в СССР тогда еще не было. а ВМW же только за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 - 18 635 шт.



А до войны 1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте.



Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.



По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.



Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве , Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.



Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха.



Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!





И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже 7430 мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).



К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук.



Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.

Ленд-лиз



Но стоит отметить, что куда более весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по лtнд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.



Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20. Все они были поставлены без колясок.



Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт.. В армии он получил прозвище "Валуй".



Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, но были все же надежнее М-72, хотя и не такие практичные в эксплуатации.



Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА как вспомогательный транспорт.

М-72



Мотоцикл М-72 отличался рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.



М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.



Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают реплики легендарного М-72.

Киевские мотоциклы М-72



Как уже писал AUTO-Consulting, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.



Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь после этого года разрешили их продажу населению.



Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же было. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 в Шевченковском районе города Киева был организован мотоциклетный завод, он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.



Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской.

Автомобили Великой Победы. Малоизвестные факты

P.S. В 2017 году на фестивале OldCarLand была представлена финальная линейка мотоциклов Dnepr Vintage, которая завершает историю киевских мотоциклов с коляской, начавшуюся еще с М-72. Limited Edition партия Dnepr Vintage была собрана уже не на мотозаводе, а на KMZ Dnepr Motorcycles в сотрудничестве с AUTO-Consulting Design, из последних комплектов заводских деталей. Как отмечают авторы проекта Dnepr Vintage: киевские мотоциклы заслужили, чтобы их выпуск был завершен специальной серией и качественной техникой. Именно это и было целью проекта Dnepr Vintage.



С Днем Победы!

Тест-драйв мотоцикла КМЗ Днепр-16. Был ли шанс выжить у Киевского мотозавода?

FaceBook     Twitter     Livejournal
Обсудить в форуме Новости по теме - Украина Все новости по теме Автобизнес LIFE

Если Вы хотите получать анонсы новостей по почте - подпишитесь на новости сайта


Интересное по теме...
• У угонщиков появилось новое "оружие". Код-грабер, который вскрывает и заводит авто
• Кто создал моду на тюнинг «Жигулей» в 80-е годы
• Найден способ избавиться от пробок. Илон Маск не держит его в тайне
• Автоцентр Nissan «Н Моторс Юг» стал генеральным партнером ралли «Кубок Лиманов»
• Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы
• Какие интересные авто можно было увидеть на фестивале OldCarLand 2017
• "Дизельгейт" теперь грозит еще одному автопроизводителю
• Китайский гиперкар стал быстрейшей машиной Нюрбургринга, опередив даже Lamborghini Huracan
• Музейные экспонаты ЛуАЗа покажут на OldCarLand 2017
• На OldCarLand в Киеве представят 900 автомобилей
• Как в Венгрии проходят фестивали ретро авто
• BMW приняли участие в презентации новой коллекции Louis Vuitton
• Renault Megane седан запустил для поклонников необычный тест
• Солист группы O.Torvald Женя Галич стал лицом бренда Kia в Украине
• BMW ищет идеи, которые изменят мир
Главные новости
• Тест-драйв Ford Kuga: искусство простых вещей
• Президент Mitsubishi Осаму Масуко рассказал о будущем бренда
• Какой будет BMW 8-й серии
• Киевский хлеб и торт будут ассоциироваться с Mercedes-Benz
• Украинская команда вошла в ТОП-5 лучших в мире по послепродажному обслуживанию Renault Trucks
• Полиция получила 635 автомобилей Mitsubishi Outlander PHEV
• Как Renault готовится к старту продаж электромобилей в Украине
• Глава Mitsubishi Осаму Масуко рассказал о новинках в Украине
• На что способны строительные самосвалы Scania. Тест-драйв в гранитном карьере
• В Каннах дебютировал высококлассный микроавтобус Renault TRAFIC SpaceClass
• В Украине доступна специальная комплектация хэтчбека Kia ceed
• Порошенко выступил против ввоза нерастаможенных автомобилей
• В Украине существенно снижены цены на итальянское ГБО Tartarini
• В Украине определили лучшего дилера SKODA 2016 года
• Продолжится ли рост авторынка летом. Мнения основных операторов
• В Украине представят обновленные Chevrolet AVEO и TRACKER
• С сегодняшнего дня в Украине вводится фотофиксация техосмотра
• Крупный сетевой оператор начал продажи б/у Volkwagen
• Украинская система фотофиксации нарушений ПДД уже устарела, не успев запуститься. Мировой опыт
• Украинский дилер Toyota получил премию Ichiban
Все новости...
Заводы, где делают
Ваши машины
Украинский авторынок за 100 лет
ЗАЗ, Как делают ZAZ Forza
Богдан (Черкассы), 2009,2013 год
Богдан JAC
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкасский Автобус 2003, 2016 год
КрАСЗ
ЛАЗ 2015
Еврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Киевский мотозавод 2015
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 год
FORD Otosan
MAN & Neoplan Турция
IVECO
MAN
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Счетчики


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Отзывы в форуме о Днепр
• Нужна квартира в Днепре
• Обмен валюты в Днепропетровске
• Обмен валюты в Днепропетровске
• Масло Shell Helix Ultra 5W-40 синтетика в Днепропетровске. С
• Грузоперевозки Днепропетровск. Переезды. Грузчики.
• Грузоперевозки днепропетровск perevoz-dnepr
• Кузовной ремонт в Днепропетровске
• Заказ, аренда автобуса, микроавтобуса Днепропетровск.
• Качество трассы Киев-Кременчуг-Днепропетровск (Н-08)!
• ДТП в Днепропетровске 20.03.2013

Свежие объявления о продаже авто
• Subaru Forester 2008 13200$
• Suzuki SX4 2008 139760Грн.
• ??? 210700 20 2007 24800Грн.
• Chevrolet TACUMA 2007 24828Грн.
• Seat Cordoba 2008 162300Грн.
• Volkswagen GOLF 2006 97152Грн.
• Kia RIO 2012 183880Грн.
• Mazda CX - 5 2013 23500$
• ???? ??? ?????? ????????? 60 ?????. 1981 105500Грн.
• Infiniti FX-35 2008 16100$
• Hyundai Sonata 2012 17000$
• Chevrolet Aveo 2011 128857Грн.
• ??? 1987 1700$
• Nissan ROUG 2008 16000$
• Hyundai 2007 10800$
Скидки у дилеров
Продать авто
 
Связь
Тел.: +38 044 496 28 50 / 51 / 52
Пишите нам >>>
Сделать стартовой | В избранное
Экспорт новостей |
Реклама на сайте
Распечатка, сохранение, перевод на другой язык или носитель материалов, опубликованных в новостях AUTO-Consulting, допускаются только для личного использования. Другое использование материалов (в том числе, частичная либо полная публикация) допускается только с разрешения ИАГ AUTO-Consulting. Использование материалов www.autoconsulting.com.ua, допускается при наличии гиперссылки на www.autoconsulting.com.ua.