Сегодня легковыми автомобилями с ГБО (газо-баллонным оборудованием на пропан-бутане) уже никого не удивишь. Но, коммерческая техника, пока в подавляющем большинстве, использует дизель. Однако, тенденции перехода на газ начались и среди перевозчиков. Так, в Украине уже много газовых автобусов ATAMAN с двигателями Isuzu. Есть газовые «ГАЗели» на метане. Да и со времен СССР еще остались ЗИЛы, работающие на сжатом газе.
IVECO, первой среди иномарок, предлагает серийный Daily CNG с битопливным двигателем. Фургон, в качестве основного источника топлива, использует сжатый газ метан, а в случае, если газ закончится – есть возможность проехать еще 70-80 км на резервном баке бензина.
IVECO New Daily стал лучшим Фургоном года
IVECO представила полноприводную версию New Daily 4x4
Производитель обещает, что IVECO New Daily CNG ничем не уступает дизельным версиям, а напротив экономит от 20% и выше в эксплуатации. Кроме того, газовая Daily уже сейчас отвечает нормам Евро-6, заметно тише (-5 дБ) в ходу и вовсе не избирательна к качеству топлива. При наличии специальной станции, заправлять IVECO Daily CNG можно хоть из магистральной трубы.
Насколько все это соответствует действительности - нам и предстояло выяснить в ходе тест-драйва.
Тест-драйв нового Iveco Daily. Маленькая революция
Революция – это хорошо, но рама – надежнее
Еще во время теста дизельной версии, AUTO-Consulting досконально изучил все особенности нового поколения Iveco Daily. Фургон получился очень удачным и единственным в Европе, который сохранил рамную конструкцию. не считая «Газель», конечно. Отметим, что рама у фургона обеспечивает прочность и долгий срок эксплуатации, что особенно важно на наших дорогах. У нового Daily сегодня – лучшая жесткость среди легких коммерческих автомобилей. И эта модель - единственное транспортное средство в своей категории, способное иметь полную массу до 7,2 тонн и грузоподъемность до 4700 кг. А всего в семействе Daily – более 8000 (!) конфигураций. В нашей IVECO Daily CNG рама сыграла еще одну важную роль. Баллоны для сжатого природного газа (CNG) удалось компактно расположить между лонжеронами рамы, и они вообще не повлияли на габариты и объемы грузового отсека.
Напомним, что IVECO Daily New может иметь исполнение полной массой от 3,5 до 7,2 тонн, с полезной нагрузкой (включая водителя) до 4700 кг и с массой буксируемого прицепа до 3500 кг. Новый Daily – это 3 варианта колесной базы, 5 вариантов длины и 3 варианта внутренней высоты для фургонов. А также 6 вариантов колесной базы и длина от 3 до 6,2 м для грузового шасси. Это 9 вариантов багажного отделения объемом от 7,3 до 19,6 м3.
Разумеется, присутствуют и варианты «голого» шасси, на которое можно установить любой кузов или надстройку.
Тестовый IVECO Daily CNG был в исполнении фургон, с полной массой 3,5 т – самый востребованный сегмент на украинском рынке. Если убрать рекламные наклейки, то отличить «газовую» Daily снаружи смогут лишь очень внимательные и только справа, где находится лючок заправочной горловины с надписью «CNG». Вся остальная конфигурация, комплектация снаружи и внутри – идентична дизельным вариантам.
Сзади фургон имеет удобную широкую ступеньку на высоте всего 450 мм, а пол грузового отсека расположен на высоте 675 мм – это ниже, чем у основных конкурентов и очень удобно при погрузке. Задние дверки открываются на 270 градусов. Боковая сдвижная дверь открывает проем шириной 1100-1260 мм, в зависимости от исполнения. В него также легко грузить европаллеты погрузчиком.
В кабине, как дома
Кабина нового IVECO Daily порадует обилием места, полноценным сидением для 3-х пассажиров и 15-ю отсеками для всего, что может понадобиться водителю. Здесь без труда удастся разместить бумаги формата А4, бутылки с водой, документы и т.п. А под пассажирским сидением есть даже скрытая емкость для инструмента, куда может поместиться небольшой рюкзак. Полезные отсеки в Daily везде – ящички есть даже в дверях.
Сверху над лобовым стеклом под самой крышей – традиционная консоль для бумаг и мелочи, которые достаешь прямо «с потолка». Есть еще три держатели стаканов, а также специально разработанные отделения для мобильных телефонов и планшетов.
Рычаг КПП в новом Iveco Daily расположен очень удобно, на «бороде» центральной консоли, как в семейных минивэнах. Переключать передачи легко, включения - четкие. Оборотов руля от упора до упора у нового Daily – 3 и ¾, а радиус поворота в 10,5 м - это – лучший показатель в данной категории.
На панели приборов – все, как и у дизельной версии, даже датчик уровня топлива похож. Есть еще и лампочка резервного хода, которая загорается, когда фургон переходит на использование 14-ти литрового резервного бензинового бака. Его хватит на 70-80 км пробега, т.е. до ближайшей АГНС. Проконтролировать же точно, сколько бензина осталось в этом баке, не удастся. Индикация – только лампочка и она начинает светиться, когда в баке остается примерно 5-6 л.
В моторном отсеке у New Daily CNG – тоже все похоже на дизельную версию, за исключением приборов топливной аппаратуры. К слову, обслуживать машину – очень удобно. Даже протереть стекло можно со специальной ступеньки в бампере. Мелочь, конечно, но удобная.
А у нашей Daily газ!
Газовая IVECO Daily CNG оснащена 3,0-литровым Natural Power EEV двухтопливным двигателем мощностью 136 л.с. и крутящим моментом в 350 Нм при 1500-2730 об\мин. Мотор разрабатывался на базе дизельного агрегата, но имеет ряд оригинальных деталей (головка цилиндров, распредвал, и др.) И, само собой, что здесь установлена другая топливная аппаратура, смеситель, свечи зажигания и т.п.
Газовый двигатель Daily CNG явно рассчитан на работу именно на метане и под газ оптимизированы фазы газораспределения, моменты впрыска. Принудительно перейти на бензин – не получится. Да и нет смысла. Дальше поймете почему. Когда запас газа иссякнет, автомобиль перейдет на резервную бензиновую схему самостоятельно. Притом, происходит это даже на ходу. Никаких рывков, только загорается лампочка резерва и автомобиль немного теряет динамику. На бензине двигатель Daily CNG выдает 82 л.с. и момент в 230 Нм. На практике это означает, что доехать можно, но былой резвости, тяги и динамики Daily не покажет. Бензин – это на крайний случай, если вдруг поблизости нет АГНС.
Зато на метане Daily очень резвая. 120-130-140 км\ч по трассе идет спокойно, даже не напрягаясь. Эластичность мотора в диапазоне 80-120 км\ч у нас не вызывала нареканий. И передаточный ряд КПП тоже вполне логичный.
Подвеска у IVECO Daily сохранила фирменную энергоемкость. Спереди – это проверенные временем торсионы, сзади – рессоры. Такое сочетание неплохо справляется с любыми украинскими дорогами. Мы поездили по таким участкам, которые не выдержали даже шины, но подвеску ни разу не пробило.
Кстати, за баллоны тоже можно не переживать. Они хоть и расположены внизу, но надежно защищены металлическим листом. Емкость 6 баллонов позволяет заправить примерно 40-42 м3 метана. Примерно, потому что объем газа сильно чувствителен к температуре окружающего воздуха и этот показатель может меняться. Такой емкости хватит где-то на 350 км пробега и еще 60-80 км Daily сможет проехать на резервном бензиновом баке в 14 л.
Заправить метаном Iveco Daily CNG – не сложнее, чем накачать шину. Необходимо открыть люк, присоединить переходник к заправочной горловине и включить колонку.
Теоретически, крупные транспортные предприятия могут заправлять Daily CNG просто из магистральной трубы. Для этого компании нужно будет установить газовый компрессор, который создаст давление до 200 атм и заправлять свои автомобили на собственной АГНС.
У нас газ, а у Вас?
Подведем итоги. В ходе теста IVECO Daily CNG мы не ощутили никакого дискомфорта, от эксплуатации газовой версии. Всю работу фургон выполняет точно так же, как и дизельная версия. Тяга – отличная, динамика – тоже. Водителю и вовсе нет нужды подстраиваться под особенности машины. Единственно, нужно помнить о расположении газовых заправок АГНС, которых не так много, как обычных АЗС.
Но экономия от эксплуатации Daily CNG – более чем ощутимая. Полные баллоны метана (42,2 м3) нам обошлись в 575 грн. (1 м3 метана на момент теста стоил 13,62 грн). Этого хватило на 350 км пробега. То есть 1 км обошелся в 1,64 грн. У дизельных фургонов этот показатель будет под 2 грн. Экономия в реальных условиях эксплуатации IVECO Daily CNG действительно получается 20%. Но в городских условиях показатель будет еще выше. Это уже из практики.
К примеру, перевозчики, которые уже больше года эксплуатируют газовые автобусы ATAMAN A092G6 с двигателем Isuzu в качестве маршрутных такси, легко достигают экономии 30-40% от перехода на газ.
Ну а теперь - о ценах. Наш фургон IVECO Daily CNG 35-140 обойдется примерно в 40000 евро, в зависимости от исполнения. Шасси такой же грузоподъёмности будет стоить на 2 500 – 3 000 Euro дешевле. IVECO готова предложить газовую Daily CNG и в качестве базы для украинских производителей автобусов. Такая машина уже сегодня соответствует нормам Евро-6 и на ближайшее десятилетие они могут гарантировано строить бизнес с IVECO, ориентируясь на любые шасси.
Подробнее об IVECO New Daily в Украине
Инф. и фото AUTO-Consulting
|