Как известно в июне Виталий Кличко подписал с польской компанией меморандум про сотрудничество. Но меморандум - это не контракт, хотя он и может привести поляков к сделке на 70 млн. евро по поставке для Киева 50 трамваев.
PESA – единственный польский производитель, который выпускает трамваи с колеей 1524 мм - именно такая в Киеве. Директор отдела маркетинга восточных рынков Дариуш Скотницкий отмечает в интервью Польскому радио, что его компания давно знает о потребностях украинской столицы в новых трамваях. Еще до того, как Кличко стал мэром, они вели переговоры с киевскими властями.
Трамваи PESA ездят в Венгрии, Болгарии, Румынии. Есть они в Калининграде, а трамваи Pesa Twist в количестве 60 штук эксплуатируют и в Москве. Скоро их там будет 120 штук - хвалится Дариуш. Помимо этих городов,Pesa можно увидеть во многих регионах Польши. Для компании толчком к развитию стал "контракт века" на 186 единиц под Евро-2012. И уже сейчас Pesa стала крупнейшим производителем трамваев в европе, а в 2015 году выпустит 240 машин.
В Украину польская компания намерена не просто продать трамваи. "Я не скрываю, что эта сделка не ограничится только поставкой вагонов, речь идет и о создании в Киеве центра по обслуживанию нашей техники, ведь она уже другого уровня и требует качественного сервиса" - говорит Дариуш Скотницкий. "Есть определенные планы и по сборке, то есть производству вагонов в самом Киеве" - продолжает менеджер Pesa.
Помимо этого меморандум предполагает и сотрудничество с местным бизнесом и наукой, - резюмировал Скотницкий.
В то же время, в Pesa намного больше гордятся контрактом с немецким Deutsche Bahn на 1,2 млрд. євро. Такой долгосрочный контракт для польской фирмы - это уже новый уровень.
Киев же подкупают условия кредита на приобретение польских трамваев. которые субсидирует и польское правительство. Подобных условий не предлагает никто. Важно, чтобы этот проект оставил для города не только многолетние кредитные обязательства и польские трамваи, но и позволил городу самому стать производителем современной техники для остальных городов Украины. В этом случае такая сделка имеет смысл, но в интервью Польскому радио в Pesa не слишком развивали производственную тему. Да и производство, если таковое и будет, может свестись к сборке после транспортировки из Польши на сервисной станции.
Киеву важно прописать инвестиционные условия для польского производителя, со сроками и степенью локализации производства. В этом случае такая сделка будет выгодна Украине и Киеву, а поляки получат доступ к емкому рынку в качестве уже украинского производителя. Но смогут ли на Крещатике составить грамотно инвестобязательства и проконтролировать их выполнения? Пока всё говорит о прагматичном подходе города к трамвайному вопросу. Будем надеяться, что все получится.
Какие еще трамваи закупит Киев
|