В Ассоциации автоимпортеров (ВААИД) разобрались чем «грозит» автовладельцам данный закон на самом деле, и какие в нем есть «подводные камни».
По мнению генерального директора ВААИД Олега Назаренко, у граждан-физлиц, которые владеют транспортным средством или планируют его приобретение нет оснований для волнений. Принятый Закон хоть и является «сырым», ни о каком массовом изъятии автомобилей у физических лиц не может быть и речи. Почему, попробуем объяснить ниже.
Давайте зададимся вопросом, какая автомобильная техника в первую очередь нужна армии? Это транспортные средства для перевозки большого количества грузов, людей и для подготовки/укрепления боевых позиций. То есть, это в первую очередь – грузовики, автобусы, строительная и другая специальная техника на их базе, в т.ч. тракторы, экскаваторы и т.п. Высшие военные чины, которые пользуются легковым автотранспортом пешком у нас никогда не ходили и автомобилями всегда были обеспечены.
Вывод первый – легковые автомобили в «армию» призывать не будут. Но это с точки зрения реальных потребностей и здравого смысла. Давайте не забывать, в каких реалиях мы сегодня живем. Например, о военных/милиции/местных администрациях перешедших на «другую сторону» и, которые прикрываясь Законами Украины могут попытаться использовать их в своих личных и корыстных интересах. Или просто о случаях откровенных злоупотреблений или воровства в украинской армии.
И так, как обычный человек может защититься, если столкнулся с ситуацией, когда его личный легковой автомобиль престижной марки «присмотрелся» кому-то из «принимающих решения лиц».
1. Для начала Вам, как физ. лицу будут обязаны вручить документ «аналогичный» повестке в военкомат под роспись о получении. Если Вы активный бизнесмен/предприниматель/сотрудник, Вас вряд ли застанут дома для вручения таких документов.
2. При попытке изъятия автомобиля, может оказаться, что автомобиль не на ходу, например, отсутствуют элементы топливной системы или системы зажигания, что сделает невозможным его транспортировку.
3. Также Закон предусматривает подписание акта приема-передачи транспортного средства. Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, Вы можете просто не подписывать данный документ.
3. У Вас есть возможность обратиться в суд и оспорить решения военкомата об изъятии, аргументируя, например, что автомобиль находится в кредите и является «кормильцем» всей вашей семьи, состоящей из 4 человек и родителей на пенсии.
4. Если Вы даже просто отказались отдавать свой легковой автомобиль – в Законе не прописано наказание за его неисполнение, то есть уголовное дело на Вас никто не заведет.
5. Для тех, кто ставит автомобиль на учет в органах ГАИ, есть еще одна возможность «минимизировать риски» - написать заявление о запрете передачи персональных данных третьим лицам. Соответственно Ваши данные не попадут на стол «распределителям» чужого имущества.
Таким образом, «правила» Закона носят скорее характер «добровольной передачи», нежели «принудительного изъятия».
Другие слабые места Закона.
Перед изъятием транспортного средства должна быть проведена его оценка. Регламента и порядка такой оценки в Законе не прописано, соответственно кто и как будет ее делать непонятно. Также Закон прописывает необходимость компенсации стоимости автомобиля его владельцу, если автомобиль будет уничтожен. Так вот, порядка и регламента осуществления такой компенсации тоже нет. Самое главное, что КМУ не имеет права разрабатывать это процедуру, так как согласно Закона компенсация должна быть проведена за средства гос. бюджета. А в гос. бюджете на 2014 г. нет такой статьи расходов. Соответственно, чтобы Закон начал действовать – парламент должен вначале внести изменения в Закон о госбюджете на 2014 г.
Если даже попытаться выполнить Закон, какие есть возможности для любителей «легкой наживы»?
Например, Вы являетесь «куратором» процесса по «призыву» автомобилей в армию, их оценке и выплате компенсации (даже если это разные люди из разных государственных ведомств, организовать такую группу не составит труда). Вы можете найти сотни/тысячи, а то и более автовладельцев 20-30 летних ВАЗов, Волг, Москвичей и т.п. стоимостью 500…1000 долларов. Нужный оценщик оценит принятые автомобили в 5…10 тыс. дол. Далее автомобили показываются по документам, как уничтоженные в рамках боевых действий. Из бюджета по итогу вынимается 10 000 долларов живых денег за каждый а/м. Вырисовывается очень простая и легкая схема системного разворовывания государственного бюджета в особо крупных размерах.
И еще одна мысль. АТО входит в финальную стадию, и руководство страны заявило о планируемом ее завершении. Если порядок на востоке страны будет наведен в ближайшее время – главный вопрос, кому и для чего понадобился данный закон? Пока что на выводы напрашиваются не очень хорошие.
В некоторые автосалоны уже поступают предложения от столичных военкоматов выделить служебные авто для их нужд. Причем, особо не скрывают, что речь идет о обеспечении автотранспортом сотрудников РВК, а не о АТО.
Пресс-служба Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров... |