Сначала перелет из Киева в самый северный аэропорт Европы Ивало, оттуда на автобусе в городок Саариселка. А еще в получасе езды от него через лес (да, собственно, в тех краях везде лес) – пункт нашего назначения – White Hell. Весь этот путь длиною в день, мы проделали для того, чтобы попасть в Белый Ад. Именно так переводится название тестового полигона Nokian Tyres.
Географически полигон расположен в Финской Лапландии за Северным Полярным кругом. Он занимает территорию более 700 гектаров и включает более 20 различных испытательных треков. Протяженность трасс составляет более 100 км. На полигоне можно тестировать поведение шин на снегу и льду, свойства сцепления во время разгона и торможения и т.д. Здесь с ноября по май, ночью и днём моделируются условия экстремального зимнего вождения. Перепад температуры в течение одних суток может достигать 40 градусов. Во время полярной ночи, когда большую часть суток стоят сумерки, условия работы осложняет плохая видимость. Весной приходится всё время воевать с разницей температур в холодные ночи и солнечные дни. В общей сложности в течение года здесь тестируется более 20 000 шин.
Тут - в Ивало, состоялось беспрецедентное для Nokian событие – презентация сразу 5 новых зимних шин семейства Hakkapeliitta. Три из них будут продаваться в Украине. Это - Nokian Hakkapeliitta 8, Nokian Hakkapeliitta R2 SUV и Nokian Hakkapeliitta R2.
Как сообщил AUTO-Consulting вице-президент Nokian Tyres по маркетингу и коммуникациям Анти-Юсси Тахтинен, зимние шины – это основной бизнес компании. 70% продаж Nokian Tyres – это именно зимняя резина.
Поэтому, полигон в Ивало и работает круглый год и, фактически, круглые сутки. Круглый год – потому, что хотя летом лед с озера и сходит, недалеко от берега построили большой крытый «каток» длиной в полкилометра. Под крышей, которая защищает от солнца, лед на вечной мерзлоте держится на катке круглый год. И на нем тест-пилоты из Nokian проверяют управляемость, сцепление с дорогой и торможение шин, которые разрабатываются. Причем, делают это и днем и ночью. Имеется в виду Полярная ночь.
То есть, можно сказать, что, как и на заводах Nokian Tyres, разработка, создание и усовершенствование шин ведутся в компании круглогодично и практически круглосуточно.
Финский ответ России: Как и где делают шины Nokian Tyres. Репортаж с завода
Эта работа положительно сказывается на результатах. К примеру, зимняя шина нынешнего сезона Nokian Hakkapeliitta 7 за время производства (с 2009 по 2012 годы) неоднократно оказывалась лидером тестов более 30 автомобильных изданий. Это – своеобразный мировой рекорд побед. А мы приехали за Полярный Круг, чтобы испытать наследницу этой, без преувеличения, уже знаменитой сегодня модели – Nokian Hakkapeliitta 8.
Можно предположить, что без круглогодичной и круглосуточной работы, Nokian было бы нелегко улучшить и без того хорошие свойства Hakkapeliitta 7. Улучшали их, ориентируясь на пожелания клиентов. Последние хотели, чтобы новинка была менее шумной, более стабильной при разных температурах и лучше вела себя на влажной поверхности. Чтобы выполнить три таких «простых» пожелания, инженерам-разработчикам Nokian потребовалось 3 года.
Если говорить кратко, в Hakkapeliitta 8 по сравнению с Hakkapeliitta 7, изменили рисунок протектора, увеличили количество шипов «медвежий коготь», которые стали чуть короче, усовершенствовали конструкцию самой шины и используют новый состав резиновой смеси под названием Eco Stud 8, в котором вдвое больше каучука, чем в Hakkapeliitta 7. Это значит, что восьмерка меньше подвержена влиянию перепадов температур и шина сохраняет стабильные характеристики в диапазоне от +2 до -35 по С. Параллельно с выполнением пожеланий клиентов, у Hakkapeliitta 8 улучшилась курсовая устойчивость и чуть уменьшились высота протектора и вес. Причем, последнее никак не повлияло на износоустойчивость шин. Зато, повлияло на сопротивление качению.
Как сообщил AUTO-Consulting специалист по техническим характеристикам Nokian Tyres Марти Мори, чтобы определить стойкость Hakkapeliitta 8 к износу, комплекты этих шин раздали финским и шведским таксистам. Они на разных машинах и в разных условиях намотали на Hakkapeliitta 8 от 25 до 55 тыс. км. Это и есть ориентировочный ресурс хода новинки, который с учетом неэкстремальной таксистской эксплуатации, в обычных условиях будет еще больше. Причем, это будет экономичный, или точнее – экономящий топливо ход. У Hakkapeliitta 8 снижено сопротивление качению. Как сообщил AUTO-Consulting Анти-Юсси Тахтинен, благодаря снижению сопротивления качению, новинка может экономить топливо.
Доходчиво и понятно, а главное, - наглядно, низкое сопротивление качению Hakkapeliitta 8 нам продемонстрировали на полигоне. Тестовый автомобиль заехал на снежную горку, а потом скатился оттуда на нейтральной передаче сначала на комплекте Hakkapeliitta 8, а потом – на шинах другого производителя. Каждый раз на льду озера ставилась фишка, отмечавшая дистанцию, которую прокатился автомобиль. На Hakkapeliitta 8 он проехал метров на 20 больше.
Nokian грязи не боится
Тест «зеленых» шин в украинских реалиях
Чтобы исключить влияние человеческого фактора – ведь понятно, что один водитель ездит лучше, другой – хуже, - в White Hell придумали и такой «фокус». За руль тестовой машины посадили радиоуправляемого робота. Он и выписывает виражи на льду, на комплектах шин разных производителей. Чтобы определить, какие шины лучше, достаточно сравнить скорость, на которой автомобиль держит дорогу (лед). Hakkapeliitta 8 оказалась самой скоростной. К слову, более половины затрат, идущих на разработку продукции, компания Nokian Tyres расходует на тестирование продукции.
Полигон – это место для безопасного баловства. Как ведет себя Hakkapeliitta 8 в условиях дорог общего пользования, корреспондент AUTO-Consulting тоже проверил. Надо сказать, что езда за Полярным кругом имеет свою специфику. Во-первых, снег настолько белый, что обочины дороги – это не контрастные ограничительные полосы, как у нас. И дорога, и обочина сливается в одно большое белое пространство. Поэтому, съехать в кювет – ничего не стоит. Чтобы наверняка двигаться именно по дороге, нас просили держаться ее центра. Но на поворотах многие все равно заезжали в сугробы. Другая особенность – олени. Они могут спокойно стоять посреди дороги и это хороший стимул проверить эффективность торможения. Потом олени спокойно уходят на обочину, а вы едете дальше.
Неплохим испытанием шин оказался и подъем на сопку, с которой можно взлететь на параплане. В Финляндии это делают лыжники, которые так катаются по заснеженным склонам.
Корреспондент AUTO-Consulting испытал все новинки Nokian, которые появятся в Украине к следующей зиме. Тогда мы и расскажем о них подробнее. К слову, официальные технические релизы по новинкам Nokian выходят именно сегодня. Как стало известно AUTO-Consulting, новая Hakkapeliitta 8 будет несколько дороже Hakkapeliitta 7. Примерно на 10-11%.
Шина – это всегда компромисс, поскольку необходимо соединить в одном продукте почти исключающие друг друга качества. Это в Nokian стараются сделать, чтобы «белый ад» не случился с вами на дороге.
Основные тенденции рынка шин сезона 2012-2013 гг.
Зимние шины. Главные новинки сезона 2012 и 2013 гг.
|