Автобусы малого класса
Сегмент 8-метровых автобусов в Украине сейчас самый активный. Таких автобусов продается 73% и судя по последним тенденциям активность здесь будет только усиливаться. Основные операторы в этом сегменте: ПАЗ, «Богдан» и БАЗ. Продажи других производителей пока эпизодические. Но в данный сектор планируют направить свой взор «Анто-Рус» и ЛАЗ, а также турецкий Отокар. О производстве 8-метровой модели заявили и в автобусном подразделении МАЗа. Что же нового было представлено на SIA.
ПАЗ
Лидер рынка – ПАЗ, показал абсолютно новую модель 8-метрового автобуса ПАЗ-32ХХ (43 пассажира, 23 места). Это очередная попытка ПАЗа предложить рынку низкопольный автобус. В прошлом году в Киеве уже показали экспериментальный ПАЗ-3237, но его судьба пока окончательно не решена. Новый концептуальный ПАЗ-32ХХ – весьма оригинальная модель, но чувствуется что она еще «сырая». Тем не менее «Руспромавто» намерено организовать производство низкопольного городского «малыша», дабы быть готовыми к конкуренции с новыми производителями. Российский производитель планирует предложить такой автобус по приемлимой цене, что наряду с удобствами салона и малым интервалом посадки, должно обеспечить успех модели. Основное направление ПАЗ-32ХХ – коммерческие городские перевозки. В то же время, ПАЗ с новой моделью уже опаздывает. Пока в «РусПромавто» готовят дорогой «низкопольник», украинские производители готовят бюджетные модификации и идут на снижение стоимости.
«Богдан»
Холдинг «Богдан» занимает в малом классе второе место. Гамма моделей, которые «Богдан» готов предложить впечатляет. К примеру, модель А092 выпускается в трех исполнениях и с различными двигателями Евро-1, Евро-3 и т.д. На Автосалоне «Богдан» представил модель А-064, рассчитанную на маршруты с невысокой интенсивностью для небольших городов. А064 вмещает 41 пассажира и имеет 14 мест для сидения. Соответственно и стоимость «Богдан» А064 самая доступная – 105 тыс. грн. ($19700). Фактически, Богдан А064 – прямой конкурент двухдверного дизельного ПАЗ-32051-07, который стоит 104 тыс. грн.
Еще одна новинка – это модель А-081 - общей вместимостью 45 пассажиров с 25 сидениями. Эта модель направлена создана для работы на интенсивных маршрутах, но в отличие от базовой А092 на 50 пассажиров (160 тыс. грн.), 81-я модель стоит 120 тыс. грн. ($22500).Таким образом, «Богдан» смог предложить рынку одну из самых доступных маршрутных моделей. Снижение стоимости по сравнению с А092 удалось достичь благодаря использованию китайских агрегатов. В холдинге «Богдан» имеют большие виды на А081, поскольку по такой цене предложить современный маршрутный автобус, практически аналогичный А092, в ближайшее время конкуренты не смогут. Но пока «Богдан» не имеет низкопольной недорогой модели, а рынок развивается в эту сторону.
БАЗ
Бориспольский Автобусный Завод уже второй год поражает быстротой разработки и конструкторской мысли. На SIA’ 2004 БАЗ вновь показал целую гамму новых моделей. В малом классе было несколько новинок. БАЗ освоил выпуск 18-местного маршрутного автобуса 2215 на шасси «Газели» с автоматическими дверями. На автосалоне показали уникальную разработку – 3-осный автобус малого класса БАЗ-3215 «Дельфин Макси», рассчитанный на 32 пассажира с 15 местами для сидения и двумя двухстворчатыми автоматическими дверями. Показательно, что «Дельфин Макси» выполнен имеет кабину от «Газели». Зачем нужна третья ось? Этот вопрос задавал каждый, кто входил в такой автобус. Дело в том, что в отличие от стандартного БАЗ-2215 длина увеличена на 700 мм, это позволило установить еще одну дверь сзади и ряд дополнительных сидений.
Однако задний мост с возросшей нагрузкой уже не справлялся и потребовалась поддерживающая ось. Можно было перейти на более грузоподъемное шасси и обойтись стандартной двухосной конструкцией, но тогда придется отказаться от низкого пола. Стоимость 3-осного «Дельфин Макси» несколько ниже, чем у обычного БАЗ-А073 с шасси ТАТА, но это с двигателем ЗМЗ-406. Такой мотор для автобуса на 32 пассажира явно слабоват, поэтому если «Дельфин Макси» и начнут выпускать, то уже с более мощным дизелем.
В гамме уже известных автобусов «Эталон» - пополнение. Появилась укороченная модификация А053 длиной 6 м на 22 пассажира. Модернизировали пригородные и сельские модификации, туристическую модификацию «люкс». Появилась и удлиненная версия 8 м на 28 пассажиров. Ценовая политика на автобусы «Эталон» до появления «Богдан» А081 была самая лояльная. К примеру, стандартный маршрутный А079 предлагают по цене 139800 грн.
Наиболее интересны перспективные разработки БАЗа с маршрутными автобусами. На автосалоне показали две новые модификации БАЗ-3202 «Пролисок» и БАЗ-212. Оба этих автобуса имеют схожие характеристики, длина 6,5 и 6,8 м, число сидений 17 и 15 соответственно, число перевозимых пассажиров 40 и 37. Объединяет их и общая концепция организации посадки. У автобусов две автоматические двери, которые расположены в центре салона. Любопытно, что используя шасси ТАТА и ЗИЛ-5301 удалось сделать автобусы низкопольными с большими накопительными площадками. В центре салона – свободное пространство, а вот для прохода к сидениям необходимо подняться на ступеньку. Очень перспективная и оригинальная конструкция. Если БАЗу удастся предложить эти модели рынку по ценам 100-120 тыс. грн. он сможет рассчитывать на лидерство в этом сегменте.
Анто-Рус
На Киевском автосалоне SIA’ 2004 херсонский завод «Анто-Рус» представил две модели собственных автобусов на шасси ЗИЛ. Как сообщили "AUTO-Consulting" , автобусное производство для «Анто-Рус» станет стратегическим направлением и предприятие намерено стать одним из активных «игроков» на рынке автобусов.
Сейчас в активе «Анто-Рус» четыре модификации: «Херсон»-3230 для городских перевозок и «Скиф» для пригородных, а также школьный и сельский автобусы.
Стоимость городской маршрутки на ЗИЛовском шасси – 110 тыс. грн. С января 2004 года в Херсоне приступили к освоению производства автобусов. Основным шасси выбрали ЗИЛ, чтобы снизить себестоимость автобуса для конечных потребителей. Создано конструкторское бюро, свой штат инженерных специалистов, подготовлен цех сварки и окраски.
«Анто-Рус» самостоятельно разработал и освоил базовую модель автобуса малого класса «Херсон»-3230 на 31 пассажира. В последствии это семейство расширилось пригородной модификацией с одной автоматической дверью, сельским автобусом и школьной моделью.
Стоимость базового городского автобуса – 110 тыс. грн. с дизельным двигателем… Это несколько выше, чем стоимость дизельного ПАЗ, но у автобуса «Херсон» есть ряд преимуществ, которые транспортники наверняка оценят? это более просторный салон и удобные накопительные площадки. На выставке «Агро-2004», которая прошла в пгт. Чубинский, интерес вызвали сельские модификации.
Свои претензии на украинский рынок высказал и турецкий Отокар. Правда, в Украину привезли «фаршированные» туристические модификации автобусов, которые могут быть востребованы лишь небольшим числом туроператоров в Крыму.
Средний и большой класс
Автобусный рынок в Украине на подъеме, но пока динамику ему обеспечивает малый класс. Тем не менее производители все чаще задумываются над тем, на чем будут ездить пассажиры завтра.
ЛАЗ
Наиболее яркой новинкой SIA’ 2004 стал новый низкопольный городской автобус ЛАЗ. С такой моделью Львовский автобусный завод может участвовать в любых тендерах. Теперь его продукция конкурентоспособна по всем параметрам. Конкурентна и цена – 587 тыс. грн. за автобус такого уровня – это вполне нормальная стоимость. Для украинской провинции ЛАЗ подготовит и более дешевые модификации, чтобы вписаться в параметры бюджетов.
Автобус с низким уровнем пола CityLAZ A183 соответствует лучшим европейским образцам. В Европе городские автобусы без ступеней уже давно признаны стандартом. При проектировании автобуса конструкторы ознакомились с разработками ведущих фирм, таких как, Mercedes-Benz, MAN, Scania и использовали их положительный опыт. Кроме того, на CityLAZ использован ряд импортных комплектующих: подвески ZF, двигатели DEUTZ, отвечающие экологическим нормам EURO-2, EURO-3, автоматические коробки передач от ZF и VOITH, пневмоаппаратура Knorr-Bremse, рулевое управление ZF, система подъема и опускания кузова, маршрутоуказатели и т.д., что значительно повышают ресурс автобуса и его износоустойчивость.
Что касается количества перевозимых пассажиров, то показатели соответствуют требованиям для больших городов. Автобус оборудован 28 креслами, а общая пассажировместимость составляет 100 человек.
Кроме того, завод изготовил и представил новый вариант автобуса ЛАЗ АХ183 CityLAZ для обслуживания аэропортов. Двери этого варианта автобуса расположены с двух сторон для удобства посадки-высадки пассажиров, а также имеются большие накопительные площадки. Безопасность пассажиров гарантирует установленный электронный ограничитель скорости до 40 км/час. За счет этого расход топлива значительно уменьшен - до 18,3 л на 100 км.
А вот ЛАЗовский междугородний автобус НЕОЛАЗ стал серийной продукцией. В рамках празднования 59-летия ЛАЗа был торжественно дан старт серийному производству НеоЛАЗ. Первый серийно сваренный каркас отправился по конвейеру.
С обновленной линейкой ЛАЗ имеет неплохие преспективы в Украине, России и Восточной Европе. Подождем теперь контрактов.
Руспромавто
Российский холдинг «Руспромавто» намерен реанимировать в Украине марку ЛиАЗ. На автосалоне представили новую низкопольную модификацию ЛиАЗ-5292 вместимостью 115 человек. На пресс-конференции представители РПА сообщили о контракте на поставку 100 ЛиАЗов в Украину, так что возрождение марки можно считать состоявшимся фактом.
Активизируется ЛиАЗ и в междугороднем сегменте. В Киеве показали междугороднюю модель ЛиАЗ-5256 R, которая по сути все тот же ЛИАЗ-5256, только с новой передней «маской». В Украине пригородние ЛиАЗы предлагают по цене 380-490 тыс. грн. Это дешевле, чем иностранные автобусы, но теперь есть и другие предложения.
»Богдан»
Холдинг «Богдан» в 2004 году сделал существенный прорыв в сегмент городского и междугороднего транспорта. Если год назад «Богдан» мог предложить в этом сегменте только городской автобус «Богдан» А144 за 325 тыс. грн., то в 2004 году появилась пригородняя модификация «Богдан» А145 по цене 352 тыс. грн. Автобус оснащен двигателем Isuzu Евро-1 мощностью 200 л.с. Комфортабельный салон «Богдана» рассчитан на 39 пассажиров. Дизайн флагманского «Богдана», показанного на SIA’2004 несколько тривиальный и его нельзя назвать автобусом 21 века, но подчеркнем, что это был опытный образец.
БАЗ
Бориспольский автобусный завод в 2004 году также станет участником тендерных баталий. На Киевском автосалоне он показал 9-метровую городскую модель с низким полом. Разработка автобуса БАЗ-А411 выполнена на высочайшем техническом уровне. Высота порога – 360 мм, а подвеска «приседает» на остановках. Автобус может перевозить до 70 пассажиров. В качестве силового агрегата на БАЗ-А411 установили немецкий дизель Deutz. Цену пока декларируют весьма невысокую, но важен сам факт, сможет ли БАЗ освоить выпуск таких автобусов и сколько они будут стоить в серийном исполнении. Напомним, что аналогов БАЗ-А411 в СНГ нет. Низкопольные автобусы есть у МАЗа, ЛиАЗа, а теперь и у ЛАЗа, но 9-метровых моделей нет ни у кого. Судя по новинкам, БАЗ имеет все шансы стать одним из лидеров рынка. Вопрос в производственных мощностях. Наряду с CityLAZ бориспольский низкопольник – главные сенсации SIA’ 2004 и сезона 2004 года.
15-метровые автобусы
В Украине пока сегмент 15-метровых автобусов не развит. В то же время ни один из производителей не привез на выставку «гармошек». А потребность в автобусах особо большого класса есть.
15-метровый автобус есть у «Богдана», но цена, которую декларировали на SIA’2004 за А231 в 759 тыс. грн. явно не по карману городским бюджетам.
Минский автозавод в 2004 году станет лидером рынка в сегменте особо больших автобусов. В Киев привезли МАЗ-107, который завод готов предложить нашему рынку. Интересную модель привезли из Ирана. 15-метровый низкопольный автобус Megatrans на агрегатах Mercedes-Benz предлагали за $140000. Хорошая цена и неплохой автобус, но проявят ли городские власти интерес к иранским моделям? И готовы ли города покупать 15-метровые автобусы? В будущем , да, а сейчас бюджеты городов позволяют закупать до 200 новых автобусов большого класса в год.
Инф. "AUTO-Consulting" |