Украинские города массово закупают поддержанный электротранспорт из Европы. Партии бу троллейбусов и трамваев уже замечены в Днепропетровске, Одессе, Луцке, Тернополе, Виннице и Львове. Стремление обновить муниципальные парки электротранспорта за счет заграничного секонд-хенда объясняется просто: старая техника стоит в 10–30 раз дешевле, чем новая отечественная, и, как показала практика, более надежна в эксплуатации.
|
В Украине троллейбусы выпускают заводы "Богдан" и ЛАЗ, ЮМЗ, киевский "Авиант", а также действуют СП в Чернигове и Севастополе. Производство трамваев также освоили в Украине: на "Богдане", ЛАЗе, в Днепропетровске "Татра-Юг". Не смотря на то, что заводы готовы выпускать необходимое количество техники, заказами они не загружены. Украинская техника особым спросом не пользуется из-за ее дороговизны. Как сообщает "Деловая Столица", многие города предпочитают покупать подержанную заграничную технику, которая обходится в десятки раз дешевле, чем отечественная. Даже Луцк, где производятся "Богданы", планирует приобрести в Польше бэушные троллейбусы "Ельч" по 30 тыс. грн. за единицу. За таможенное оформление и доставку придется заплатить еще 35 тыс. Итого каждая машина обойдется в 65 тыс. грн. Новый троллейбус стоит в 30 раз дороже, — объясняет мэр Луцка Николай Романюк.
С этим мнением согласны и власти Тернополя, которые в следующем году планируют выпустить на маршруты города пять подержанных чешских троллейбусов марки "Шкода". Каждая из машин обойдется городскому бюджету в 150–300 тыс. грн. в зависимости от возраста и технического состояния. Львов также гоняется за европейским секонд-хендом. В прошлом месяце горсовет объявил тендер на закупку 20 подержанных чешских троллейбусов "Шкода" и такого же количества бэушных трамваев "Татра". Закупками подержанных трамваев из Чехии и Германии систематически занимается Днепропетровск.
И это при том, что в городе находится Южный машиностроительный завод, который выпускает трамваи "Татра-Юг". Сейчас горсовет проводит очередной тендер на покупку старых вагонов. "Город не может себе позволить купить новые днепропетровские трамваи стоимостью 5,2 млн грн. за штуку. За 15 млн грн. мы собираемся приобрести в Германии 20–30 бывших в употреблении вагонов", — говорит местный градоначальник Иван Куличенко. То есть за каждую "Татру" мэрия готова выложить 500–750 тыс. (вместе с доставкой, таможенными расходами и адаптацией вагонов под ширину колеи).
Приверженцами подержанной заграничной техники остается и Одесса, которая уже купила в этом году 10 старых чешских трамваев по 160 тыс. грн. за каждый. "В следующем году хотим приобрести еще десяток таких трамваев", — говорит директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Полунин. Чиновников не смущает даже такой нюанс, что заграничную технику придется адаптировать под одесские трамвайные колеи (стандартное европейское расстояние между рельсами 143,5 см, а в большинстве украинских городов —152 см). Переоборудование одного европейского трамвая под ширококолейное полотно стоит 30–40 тыс. грн.
Украинские транспортники уверяют, что проблем с ремонтом и приобретением запчастей для европейского секонд-хенда нет. Во-первых, местные власти предпочитают покупать за границей подержанный транспорт тех же моделей, которые эксплуатируются в городах уже много лет. К примеру, Тернополь, Львов, Ровно, Черновцы, Ивано-Франковск и Луганск, на улицах которых встречаются троллейбусы "Шкода", охотятся за бэушной техникой именно этого производителя.
А Киев, Одесса, Днепропетровск, Харьков и Кривой Рог покупают уже привычные для себя трамваи "Татра". То есть в случае необходимости ремонтники могут взять нужную деталь со списанного трамвая или троллейбуса, стоящего в депо. Во-вторых, продавцы подержанной техники в качестве бонуса предлагают и запчасти к ним по символическим ценам. Вместе с тем не все специалисты разделяют восторги по поводу приобретения старых машин.
"В каком бы хорошем состоянии не были эти чешские трамваи, все равно имеет место усталостный износ техники. В таких старых трамваях особенно подвержена аварийности ходовая часть, которая отвечает за безопасность пассажиров", — говорит старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства Артем Сосипатров.
Опыт удачной эксплуатации подержанной техники есть в Виннице, которой еще в 2007 году удалось договориться со швейцарским городом Цюрих о бесплатной передаче 116 списанных трамваев "Карпфен" и "Мираж". Более того, правительство Швейцарской Конфедерации согласилось даже оплатить затраты по транспортировке вагонов из Цюриха в Винницу, покупку и поставку запасных частей и оборудования, да еще и профинансировало обучение персонала КП "Винницкое трамвайно-троллейбусное управление".
Общая сметная стоимость проекта "Цюрихские трамваи для Винницы" составила $4,2 млн. Возраст трамваев перевалил за 40 лет, но жалоб на технику нет. "Несмотря на то что швейцарские вагоны вдвое старше чешских Татр, которые ездили у нас по 15–20 лет, они исправно работают в Виннице и создали даже особую ауру в городе.
По инф. "Деловой Столицы"
|