Заметим, что со времени предыдущего визита в декабре 2003 года, когда была произведена пилотная партия автомобилей, на линии производства Opel Astra произошло много перемен. Во-первых, все работники теперь четко знают весь процесс, а их действия доведены до автоматизма. Во-вторых, отработана система контроля каждой операции. В-третьих, даже по наличию комплектующих заметно, что серийное производство должно стартовать на днях. В-четвертых, в цеху сборки кузова окрашенные в «таврические» цвета - значит они прошли уже ЗАЗовскую «малярку».
Напомним, что Opel Astra выпускают в Украине методом мелкоузлового производства. Это означает, что в Запорожье поступают штампованные элементы кузова (лонжероны, крылья, двери, капот, части днища). Здесь, на сварочной линии, все эти разрозненные элементы сваривают и готовый кузов поступает в «малярку».
Сварка – один из важнейших этапов производства автомобиля. Фактически, при этом формируется геометрия автомобиля. В Запорожье методом точечной сварки производят тысячи соединений, а значит, необходима и система контроля за качеством данных операций.
Параллельно с производством автомобиля ведется и контроль качества. На первичных этапах проварки отдельных элементов он визуальный, но фамилия сварщика того или иного шва четко известна.
Важнейшая операция сварки боковин, днища, крыши, передка и багажника производится в сварочном кондукторе, где геометрия контролируется инструментально.
После навески дверей в проемы, их фиксируют при помощи магнитов, и контролер проверяет идентичность зазоров. В случае, если возникают расхождения – их фиксируют и исправляют.
На выходе из сварочного участка кузов еще раз проверяют визуально и инструментально. Вдоль всех зазоров, контролер прокатывает так называемую «звездочку-щуп», чьи лучи имеют различную толщину. В результате, если «звездочка» застряет – значит зазор имеет другую величину и его необходимо откорректировать. Все отклонения фиксируются в журнале и контролер ставит свою печать. Выборочно кузова досконально проверяют в участке контроля геометрии, где перемеряют каждый размер.
В цехе окраски кузов также проходит несколько стадий контроля после каждой операции. Качество лакокрасочного покрытия на ЗАЗе гарантируют не ниже, чем у немецкого производителя.
В сборочном цеху кузова закрывают защитными чехлами, чтобы не повредить краску при сборке. От поста к посту вместе с автомобилем двигается и листок контроля, где ставится отметка о том кто и когда выполнил ту или иную операцию.
После окончательной сборки автомобиля проводится контроль работы электроники, развал схождения, работы двигателя и т.п.
Как нас заверили на ЗАЗе, качество украинских Opel Astra будет идентично немецким автомобилям. И немцы очень долго убеждались в этом. Но теперь «зеленый свет» дан. Второй этап реализации "Опелевской" программы предполагал модернизацию существующих производственных мощностей, включая цеха сварки, окраски и сборки, совершенствование системы логистики, создание необходимых условий для доставки и хранения комплектующих и машинокомплектов. Работы по подготовке производства велись в строгом соответствии с графиками. В развитие производства на ЗАЗе только в 2003 году было инвестировано около 200 млн. грн.
Была установлена новая линия по сварке кузовов «Опель Астра», оборудование для которой поставлено компанией “Adam Opel” AG». Ее производительность – до 15 тысяч кузовов в год. Установка оборудования и его наладка велась украинскими специалистами с участием их немецких коллег.
Существенной модернизации подвергся цех окраски. Реконструированы транспортная система конвейеров, которая позволяет адресовать кузова на сборку в зависимости от будущей комплектации каждого автомобиля. Системы управления поставила немецкая компания «Siemens» (на сумму около 500 тыс. евро). Создан также участок воскования кузова для обеспечения 12-летней "опелевской" гарантии от коррозии кузова. Аудит, проведенный компанией Opel, подтвердил соответствие качества окраски действующим стандарам Opel.
В цехе сборки в рамках модернизации проведен монтаж транспортной линии, которая состоит из подвесного толкающего конвейера подачи и складирования окрашенных кузовов, напольного тянущего тележечного конвейера подсборки кузова, подвесной системы для установки узлов шасси и напольного конвейера окончательной сборки. Также установлено современное диагностическое оборудование.
Увеличение числа комплектующих для новых программ ЗАЗа потребовало реконструкции складской системы, а также улучшения логистики. Ведется строительство двухэтажного склада площадью 12 тыс. кв.м. Комплекс включает в себя контейнерную площадку с козловым краном (2,7 тыс. кв.м), терминал для хранения 112 сорокафутовых контейнеров и автотерминал на 7,7 тыс. кв.м.
Автомобили пилотных партий Opel Astra, выпущенные на ЗАЗе, успешно прошли аудит и сертификацию качества у немецких коллег. Специалисты завода, работающие над проектом мелкоузлового производства Opel Astra прошли обучение в Украине, на предприятиях Opel в Польше и Германии.
Официальное начало промышленного полномасштабного производства и продаж автомобилей Opel Astra, произведенных на ЗАО «ЗАЗ», состоится 27 февраля 2004 года.
Убедиться в соответствии утверждений заводчан можно будет уже в марте.
Инф. "AUTO-Consulting"
Советуем почитать:
Как делают двигатели МеМЗ. Репортаж с завода
Моторесурс двигателя МеМЗ – 300 тыс. км. Проблем с холостым ходом на Daewoo Sens больше нет
Как делают Opel Astra на ЗАЗе
Как делают Daewoo Sens
Как делают Таврии и Славуты
Благодарим за содействие "Клуб Автомобильных журналистов"
|