Как свидетельствует статистика, число сделок по покупке подержанного автомобиля в январе сократилось в 6 раз, по сравнению с декабрем и в 2,5 раза по сравнению с январем 2003 года. Отмечают спад сделок по зачету поддержанного автомобиля в счет нового (trade-in) и дилеры. Вернее желающих пойти на такую сделку не убавилось, но вот налогообложение сделало эту операцию малопривлекательной. Нотариальные конторы также зафиксировали уменьшение числа генеральных доверенностей. Теперь Доверитель может получить в конце уведомление об уплате 13%-ого налога, если доверенная особо решит продать автомобиль. Парадоксально, что он о факте продажи автомобиля может даже не знать, но именно он является плательщиком 13%-ого налога.
Кризис на вторичном рынке уже сказался на «первичном». Так, многие дилеры отметили снижение продаж в январе. Пока паники не поднимали, списывая все на сезонное затишье, но приток покупателей новых автомобилей явно поубавился. Владельцы просто не знают как грамотно расстаться со своим старым автомобилем и не попасть на «деньги».
Цены
Предварительно, автомобили на вторичном рынке в январе подорожали на 10%. Разумеется, активности рынку такой рост цен не прибавил. У многих операторов подержанные авто просто «зависли». По данным "AUTO-Consulting", цены на вторичным рынке и так находился в граничном верхнем положении. «Сверху» на них давит стоимость новых авто, выше которой секонд-хенд стоить не может. Понимают это и сами продавцы, но исправно приписывают % к желаемой цене. Показательно, что перегонщиков смена налогообложения не затронула, по крайней мере тех, кто оформил Субъекта предпринимательской деятельности. Они платят фиксированный налог, как и до 1 января 2004 года. В сложившейся ситуации в проигрыше оказались именно частные владельцы, желающие расстаться со своей старой машиной.
Чтобы быть в курсе новых поступлений о продаже б/у автомобилей - подпишитесь на ежедневную рассылку автомобилей
Сколько нужно теперь платить
Законодатели посчитали, что средства, вырученные от продажи автомобиля – это доход граждан и с него они должны заплатить 13%. На самом же деле, ранее заработанные деньги, на которые человек купил автомобиль, уже являлись его доходом и он, как правило, уплатил с них подоходний налог. При продаже автомобиля через несколько лет он не только не зарабатывает, а наоборот – теряет, так как автомобиль с годами теряет свою стоимость. (в этой фразе не учитываются общие колебания цен на рынке, которые произошли в 2002-2003 гг.). Логически, получается, что владелец вообще не должен платить 13%-ый налог, либо должен его платить с разницы стоимости покупки и продажи, если таковая положительная. Но законодатели решили иначе. Налог 13% уплачивается со всей суммы продажи автомобиля. Впрочем, в том же Законе «О налоге с доходов физических лиц» есть положение, согласно которому владелец легковушки (равно как и мотоцикла, мотороллера, моторной или парусной лодки) может отдать в казну несколько меньшую сумму — достаточно заверить договор купли-продажи у государственного нотариуса и уплатить госпошлину в размере 5%.
Третий путь – это продажа по доверенности, но как уже упоминалось выше, в конце года вас могут известить о необходимости уплатить 13% с суммы, за которую продал авто ваш нынешний покупатель.
Получается, что из трех возможных путей, более выгодным является вариант с госнатариусом и 5%-ой пошлиной. Но государственные нотариусы, в отличие от частных, в выходные дни не работают, да и не привыкли они обслуживать потоки клиентов, что также не способствует активизации продаж на авторынке, который работает именно по уик-эндам. То есть автовладельцы заранее должны быть готовы к огромным очередям к государственным нотариусам.
Но ключевым моментом является сама сумма сделки. По закону ее должен обозначить эксперт-оценщик, имеющий соответствующую лицензию. Оценку автомобиля он производит на основании спецлитературы, учитывая состояние и возраст автомобиля. Он же несет и ответственность за указанную стоимость авто.
В случае, если договор купли-продажи оформляют через биржу, то сумма сделки может быть любой, поскольку брокер не несет за это никакой ответственности. Продавец, указав в договоре стоимость в 500 грн, спокойно уплачивает с них 13% налога. А при постановке на учет в ГАИ покупатель проводит новую оценку уже у эксперта и с другой суммы уплачивает 3% пенсионного сбора.
На сегодняшний день, это самая распространенная схема продажи авто в обход необоснованных платежей.
Что будет дальше
Как нам сообщили в ВААИД, автодилеры планируют внести в Верховную Раду поправку к злополучному Закону. Суть ее в том, чтобы установить разумную пошлину с продажи авто, которая бы способствовала наполнению бюджета и не была бы бременем для автовладельцев. Но до реализации этих намерений должно пройти время.
Уже в начале февраля дилеры новых автомобилей начали бить тревогу, поскольку желающих купить новое авто не поубавилось, но все они ссылались на сложности с продажей прежнего авто. Фактически весь trаde-in переместился на базары. Фактически, располагая законодательной инициативой и возможностями для лоббирования, автодилеры должны вернуть цивилизованный рынок обратно к себе.
Посмотреть цены на подержанном рынке на AUTOonline
Посмотреть цены на подержанные авто во Всеукраинском Виртуальном Автосалоне
Отзывы в форуме "Насколько подорожают иномарки?"
См. в форуме: Варианты продажи авто...
Инф. "AUTO-Consulting" |