Очевидно, что Указ Президента является одним из шагов на пути внесения изменений в действующие законы. Тем не менее, Указ касается, в первую очередь, ОАО «ЛуАЗ» и на данном этапе к ЗАЗу прямого отношения не имеет.
Что касается ЗАО «ЗАЗ», то это крупнейшее автомобильное предприятие Украины вследствие мудрейшего решения Президента, парламента и правительства получило возможность работать согласно Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» с 1998 года. Напомним, что СП «АвтоЗАЗ-Дэу» было создано в 1997 году, и иностранный инвестор внес (как это предписано данным Законом) 150 млн. долларов в виде прямой денежной инвестиции, а также предоставил кредит заводу на сумму 45 млн. долларов на очень выгодных условиях – LIBOR +1,5 % годовых. Насколько нам известно, более крупной иностранной инвестиции за весь период существования Украины как независимого государства в страну не поступало.
Благодаря поддержке со стороны Президента, Парламента и Правительства за последние 5 лет ЗАЗу удалось встать на ноги и нарастить объемы производства с 1000 (!) автомобилей в 1997 году до 70 000 в 2003г. Только за 8 месяцев этого года сошло с конвейера и было реализовано 42 220 автомобилей. Эта инвестиция стала одной из самых эффективных и реально работающих в нашей стране.
В настоящее время на ЗАЗе проводится масштабная программа модернизации. После полного ее завершения на мощностях предприятия будет ежегодно производиться до 250 тысяч автомобилей, в том числе моделей «Славута», «Таврия». Opel Astra, Lanos и ВАЗ – методами полномасштабного и мелкоузлового производства. В 2004 году планируется выпустить до 120 тыс. автомобилей. В создание двух производственных линий для выпуска Opel Astra и автомобилей семейства Lanos будет дополнительно инвестировано около 300 миллионов гривень, из которых 170 миллионов - на протяжении 2003 года.
На сегодняшний день, на ЗАЗе работает около 18 тысяч специалистов производственного и административного секторов. В течение неполных двух лет будет дополнительно создано около 2 тысяч новых рабочих мест и модернизировано около 5 тысяч существующих. Кроме того, на производственные проекты ЗАЗа будут трудиться около 25 тысяч человек, работающих на 508 предприятиях Украины – поставщиках комплектующих, запасных частей, сырья и материалов и около 10 тыс. человек, занятых в сфере продаж и автосервиса.
Что касается приведения законодательства в соответствие с международными нормами, то в Верховном Совете Украины уже рассматриваются два законопроекта по внесению изменений в соответствующие законы. Кабинет Министров, насколько нам известно, также готовит к внесению на рассмотрение Парламента тщательно проработанный законопроект, который предусматривает создание равных конкурентных условий для отечественных и иностранных автопроизводителей. В частности, по этому проекту определенные преференции будут предоставляться только тем предприятиям, которые производят автомобильную технику и комплектующие происхождением из Украины. Согласно международной практике, товар считается происхождением из той страны, где создано более 50 % его добавленной стоимости (т.е. доля комплектующих и материалов в товаре, произведенных в этой стране, превышает 50 %).
В ходе переговоров с Европейской Комиссией по поводу интеграции Украины в ЕС неоднократно поднимался вопрос об отмене льгот, которые, по их мнению, не считаются общепринятыми. В частности, Европейская Комиссия настаивает на отмене льгот по уплате НДС и при этом комиссией было согласовано повышение ставок ввозной пошлины на автомобили до 30 %, которое дало бы возможность создать равные конкурентные условия для всех автопроизводителей и обеспечило бы надежную защиту рынка на переходный период, что полностью соответствует условиям вступления страны в ГАТТ/ВТО. Кабинетом Министров был разработан и согласован с ЕС соответствующий проект закона, который мог реально снять все существующие противоречия, однако этот проект по каким-то причинам не получил должного внимания и не был внесен на рассмотрение Верховной Рады.
Кроме того, статьей 4 Закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» установлено, что «законодательные акты, принятые после вступления в силу этого Закона, которые отменяют или сокращают льготы, определенные ним, не распространяются на предприятия по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, которые имеют инвестицию (в том числе иностранную) исключительно в денежной форме, зарегистрированную в установленном законодательством порядке и составляет по официальному валютному курсу Национального банка Украины на день внесения такой инвестиции в уставный фонд означенного предприятия сумму эквивалентную: не менее 150 млн. дол. США, - при производстве легковых автомобилей; не мене 30 млн. дол. США, - при производстве грузовых автомобилей и автобусов; не менее 10 млн. дол. США, – при производстве комплектующих изделий к автомобилям и автобусам».
В соответствии со всеми принятыми международными нормами срок действия законов является неизменным при любых обстоятельствах. Ту же норму устанавливают и Законы Украины «Об инвестиционной деятельности» и «О защите иностранных инвестиций в Украине». Отмена Закона снизит до нуля и без того низкую инвестиционную привлекательность нашего рынка. Его действие можно приостановить, но с обязательным введением должного компенсационного механизма регулирования рынка, т.е. с поднятием пошлины, что создаст положительный инвестиционный климат, необходимый не только для автомобилестроения, но и для всех других отраслей.
В связи с тем, что Украина заявила о своем намерении вступить ЕЭП, то было бы логичным, если украинское законодательство в первую очередь будет приводиться в соответствие с нормами, существующими в этом союзе. А там Россия имеет действующую пошлину на ввоз автомобилей в размере 25% (идет также речь о ее повышении до 35%), 5% - налог с продаж и НДС. При этом российские автопроизводители платят только НДС, т. е. имеют преференцию перед иностранными производителями почти в 30%. В ходе переговоров с ВТО Россия добилась установления для собственной промышленности семилетнего переходного периода. Состояние же индустриального комплекса Украины известно всем. Украине жизненно необходим переходный период для поднятия технологического уровня производства. Это соответствует международной практике и согласуется с нормами ВТО. Кроме того, хотелось бы напомнить модели поведения таких богатейших стран-членов ВТО как США или Франция, когда в случае возникновения малейшей угрозы отечественным производителям они идут на любые протекционистские шаги, даже не согласующиеся с международными нормами.
Хотелось бы подчеркнуть, что на украинском автомобильном рынке существует много негативных и губительных для страны и бюджета явлений, таких как безналоговый ввоз автомобилей компаниями - налоговыми «дырами», использование свободных экономических зон для импорта автомобилей без уплаты налогов через так называемую «отверточную сборку» и так далее. Законодательным аналитикам вполне есть с чем бороться во благо государства и общества, а не травить отечественных производителей. Мы уверены, что это понимание есть как в Правительстве, так и в Парламенте. Несмотря на все сомнения и трудности, разумный компромисс, достигнутый в отношении автомобильной отрасли пять лет назад, на примере успешной динамики развития ЗАЗа на деле продемонстрировал мудрость и дальновидность решения, принятого Президентом, Парламентом и Правительством. Мы убеждены, что такая положительная практика в разрешении законодательных несогласованностей в государстве будет сохранена.
Последствия отмены преференций будут абсолютно катастрофическими не только для автомобильной индустрии, но и для экономики страны в целом. В лучшем случае Украина сможет претендовать на право стать страной «отверточной сборки».
Запорожский автозавод работает исключительно в законодательном поле Украины, и все сотрудники завода убеждены, что правительство примет все возможные меры для того, чтобы автомобильное производство в Украине было сохранено, а десятки тысяч людей не потеряли работу, а бюджет страны – сотни миллионов поступлений. За 8 мес. этого года только ЗАЗ перечислил в бюджет налогов на сумму 70,6 млн. грн. (в том числе начислений на заработную плату - 54,3 млн. грн.). В 2002 году - 54,7 млн. грн. и 45,2 млн. грн. – соответственно.
В международной практике принято, что в рамках поддержки отечественного производителя правительства государств выделяют для развития автомобильной промышленности целевые много миллиардные гранты, что широко практикует и ЕС. В частности, можно упомянуть такие негосударственные компании Volksvagen и GM-Opel, которым государством были выделены целевые гранты на суммы 115 и 570 млн. дол. США соответственно на производство автомобилей в Восточной Германии, включая средства на развитие производства бывших марок Trabant и Wartburg. Компания Fiat получила два гранта на общую сумму 1,7 млрд. долларов США для предприятий по производству автомобилей и двигателей в Италии и т. д. Мы понимаем, что экономическая ситуация в стране не предоставляет возможности правительству использовать метод целевого финансирования. Следовательно, мы уверены, что в стране будут созданы равные конкурентные условия для отечественных и иностранных производителей, т. е. будет создан должный защитный барьер на переходный период.
Т. Ш. Васадзе
Народный депутат Украины
Председатель Наблюдательного Совета
ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод»
Предоставлено пресс-службой "УкрАвто"
|