Для того, чтобы понимать, что такое Kirkham необходимо вспомнить о легентарной AC Cobra (она же Ford Shelby Cobra). Судьба Cobra сложилась весьма неординарно, однако об истории создания и победах модели написана масса трудов разного формата, и пересказывать все это здесь мы не будем. Имеет смысл лишь упомянуть, что сборка машин силами самого Кэрола Шэлби продолжалась всего 6 лет – с 1962 по 1968 год. Сколько автомобилей было выпущено за это время, достоверных данных нет, но наиболее часто упоминается тираж в 1137 штук. Эти машины (их серийные номера начинались буквами CSX) и считаются оригинальными. С окончанием производства начался этап аукционов, на которых цена аутентичных родстеров раз за разом покоряла все новые вершины. А затем – эпоха репликаров.
Можно сказать, что копии Cobra строили все и везде. Сегодня в мире существует как минимум 50 производителей этих машин. Среди них, естественно, не утихают споры, чья копия наиболее близка к оригиналу. Но большинство предпочитает не гнаться за тотальной достоверностью, а ограничиваться внешним сходством (о некоторых причинах этого ниже) – доходит до того, что подобные автомобили строят на агрегатах серийных моделей (например, Ford Scorpio с двигателем объемом 2 л) и облачают в бутафорские пластиковые кузова.
На фоне этого, по сути, святотатства интерес вызывает деятельность лиц, имеющих непосредственное отношение к модели. Права на марку АС в 1996 году приобрел некто Алан Лебински, он собирался возобновить выпуск Cobra, но дальше сбора заказов и нескольких экземпляров дело не пошло, и, в конце концов, его следы затерялись где-то на просторах средиземноморских оффшорных зон. Сам же Кэрол Шэлби (после 1967 года он занимался другими проектами для Ford, Dodge и даже выращивал перец «чили» на собственных плантациях) учел ажиотаж вокруг своего детища – возобновил в 1989 году мелкосерийную сборку и по сей день выпускает примерно по 75 машин в год. Но спрос на Cobra гораздо больше, поэтому первую скрипку на рынке играют именно реплики.
Среди них особое место занимает продукция небольшой американской фирмы Kirkham Motorsports, принадлежащей Томасу и Дэвиду Керхэмам. Их репликары можно заказать и в России и Украине.
В то время как большинство «копировальных» контор разменивалось на дешевые самоделки, братья Керхэм подошли к делу весьма серьезно и обстоятельно. Со своей собственной оригинальной Cobra с серийным номером CSX3104 они однажды сняли трехмерную компьютерную модель кузова. Спустя некоторое время судьба занесла их в Варшаву, на авиазавод, некогда собиравший советские МиГи. Томас с Дэвидом обратились к директору предприятия с необычным предложением – наладить выпуск алюминиевых кузовов по их «лекалам». Положительный ответ был дан уже через 12 часов – так началась еще одна история легендарной Cobra. Впрочем, на это имя Kirkham Motorsports не претендует, предпочитая завоевывать признание делом, а не словами. Гораздо важнее названия для них достоверность и качество.
Семейноя предприятие (в штате всего 10 человек) предлагает клиентам 4 машины: 289 KMS/Street, 289 KMS/FIA, 427 KMS/Street и 427 KMS/SC. Алюминиевые кузова всех моделей приходят из Польши в мастерские компании в штате Юта. Здесь они крепятся на сваренные из 4-дюймовых стальных труб рамы через пространственный каркас, стальной или алюминиевый. Затем устанавливается подвеска – полностью независимая для всех колес на двойных треугольных рычагах. Хрестоматийная конструкция, что и говорить. В качестве упругих элементов – конические пружины и амортизаторы Penske, обычные или регулируемые. Однако как опция предлагается и рессорная подвеска, какой Cobra оснащались в начале своего пути. А вот неразрезной задний мост из той же поры вернуть нельзя – на его месте конструкция с качающимися полуосями. Сам дифференциал представляет собой алюминиевую копию оригинального Salisbury (тот был стальным), также можно заказать современный узел от Jaguar XJ12 или XKE. Тормоза на всех машинах тоже современной конструкции – суппорты и вентилируемые диски Wilwood диаметром 310 мм. Колеса – репродукция оригинальных 15-дюймовых дисков Halibrand с центральной гайкой и резиной GoodYear Racing White Eagle (245/60R15 спереди и 275/60R15 сзади). Здесь все точно, как 40 лет назад.
Во всех перечисленных деталях 4 модели не отличаются друг от друга. Разница же заключается по большей части во внешнем виде, а точнее в исторических штрихах, присущих Cobra разных серий и годов выпуска. Так, 289 Street – это реплика самой первой Cobra с мотором объемом 289 кубических дюймов. 289 FIA – ее омологированная гоночная модификация, оснащенная дугой безопасности и 4-точечными ремнями. 427-я модель является флагманом линейки и представляет собой слепок с самого мощного из знаменитых родстеров – 7-литровой Cobra. Как и в случае с младшей 289-й, исполнение 427 Street является дорожной версией, SC – гоночная модель.
Очень важны для поклонников и такие тонкости, как рисунок радиаторной решетки, форма крыльев, дверей. Все это разнится в зависимости от модели. Зев радиатора, например, может быть узким или широким, с дополнительным вырезом для масляного радиатора или без него. Отверстия для охлаждения тормозов тоже могут быть, а могут и отсутствовать. Топовые 427-е машины имеют более широкие крылья и дают возможность вывести выхлоп через 2 устрашающего вида патрубка «4-в-1» по бокам. Отличаются по форме «козырьки» воздухозаборников на капоте. Особый внешний эффект достигается полировкой некрашеного алюминия – традиционные гоночные полосы могут быть матовыми или блестящими, в контраст с кузовом. В общем, вариаций масса, и покупатель может выбирать различные комплектующие практически в любых сочетаниях.
Но главное внимание, несомненно, стоит уделить выбору двигателя. В принципе, в Kirkham Motorsports могут установить на машину практически любой мотор, но лучше соблюдать оригинальную рецептуру, которой соответствуют фордовские 8-цилиндровые агрегаты линеек Windsor (так называемые small block) или FE (big block). Все блоки цилиндров закупаются не абы у кого, а у самого Кэрола Шэлби! Самый скромный из двигателей – 5-литровый (построенный на 289-м блоке), он развивает 350 л.с. На том же блоке может быть построен и 6-литровый мотор. Следующий по рангу 7-литровый двигатель имеет в основе уже «большой» 427-й блок. Но и это не предел. Во главе гаммы находится особый агрегат, его рабочий объем увеличен до 7,9 л (482 дюйма3). С головками Edelbrock, коваными «квадратными» поршнями (диаметр и ход равны 108 мм) это чудовище развивает 621,8 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент в 830 Нм.
Справиться с этими приводящими в трепет показателями помогают 3-дисковое сцепление и механическая 5-ступенчатая трансмиссия Tremec (есть и 6-ступенчатый вариант).
А теперь – внимание. Вес любого родстера – около 900 кг. И 100 км/ч самый мощный набирает всего за 3,9 сек! К сожалению, в машине нет прибора, который мог бы измерить силу переживаний водителя в эти мгновения. И вообще, в отличие от сверхтехнологичных Bugatti, Ferrari и Lamborghini, эти реплики обходятся без каких бы то ни было электроники, вспомогательных или страховочных систем. Волей-неволей содрогнешься, пытаясь представить себе это ускорение на маленьком (колесная база Cobra всего 2286 мм – меньше, чем у Daewoo Matiz!) открытом автомобиле, где к тому же у руля и тормозов нет усилителей. Зато можно понять, чего на самом деле стоила гонщику победа на трассе в легендарные 60-е. «Да, были люди в наше время…» – имеет полное право сказать старик Шэлби.
Естественно, такие машины не могут сегодня пройти сертификацию для дорожного использования практически ни в одной стране – выполненные по канонам 40-летней давности, они просто не способны вписаться в современные требования по безопасности и экологичности. Но разве это может стать препятствием для настоящего ценителя? Тем более что родная среда обитания для этих родстеров – не дороги общего пользования, а асфальт гоночной трассы в один из трек-дней. Ну и главное место в коллекции, естественно.
Как и любой шедевр, эти репликары обходятся недешево – в Европе цена на продукцию Kirkham Motorsports колеблется вокруг €130 000 (в зависимости от модели и комплектации). Сравните это со стоимостью оригиналов: один из них – Shelby Cobra Daytona 1964 года с индексом CSX2287 в 2001 году был продан за $4,4 млн.
В соседней России изначально был только один родстер Kirkham Motorsports – в Екатеринбурге (в Москве больше предпочитали оригинальные Cobra). Представители фирмы планируют продавать в России не более пяти-шести машин в год. Конечно, если заказы будут поступать регулярно, то возможна и организация сборки в России. И тогда цена может снизиться до $150 000. Однако это весьма отдаленная перспектива. В любом случае, такая машина – достойный объект вложения денег, альтернативный дорогому, но все равно массовому автомобильному продукту. Отметим, что теперь Kirkham есть и в Украине, чему автомобильная общественность безгранично рада, так как не так много в нашей стране настоящих автомобильных легенд.
По материалам Сергея Знаемского
Подробнее о Kirkham Motorsports
|