В Восточной Европе в декабре ситуация неоднародна. Так, в Польше был зафиксирован рост спроса на 11%, в Словакии +20,8%. Чехия пребывала в стагнации, а на всех остальных рынках был спад. Страны Прибалтики дружно «упали» на –40-57%. Большой спад в Румынии –22%, а в Болгарии уже нет 40% рынка.
В ЕС по-прежнему обеспокоены развитием кризисных явлений, но активно ищут способы их победить. Торможение ключевых рынков говорит о том, что кризис в автобизнесе еще не закончил свои негативные влияния. Прогнозы на будущее пока не утешительные, но уже не сулят апокалипсис. В 1 квартале спад на ключевых рынках продолжится, и его величина будет зависеть от усилий властей по преодолению кризисных явлений в экономике. К примеру, Германия намерена стимулировать продавать б-у автомобили дополнительными премиями таким продавцам в размере 2,5 тыс. евро. Франция будет поддерживать финансовый сектор, чтобы он не прекращал кредитование и целево поможет автопроизводителям.
В Испании пока нет четких планов по выходу из кризиса, который затронул сектор недвижимости и тянет за собой все остальные сферы. В Великобритании будут точечно помогать автопроизводителям, по симу эффект будет не такой значительный.
Наиболее протекционистские действия по защите своего рынка предприняла Россия. Здесь не только повысили пошлины для иномарок и выделили кредиты автопроизводителям (правда только истинно российским), но и намерены закупать за бюджетные деньги только автомобили российских заводов. Государство будет датировать половину кредитной ставки при покупке российских машин, а также бесплатно доставит эти машины на Дальний Восток. Такой комплекс действий позволит по мнению российских властей приведет к сохранению объемов производства внутри РФ, но общий рынок ожидает спад в 19%.
В Украине в 2008 году зафиксирован рекорд – 623 тыс. автомобилей, но положение Украины на европейской арене не изменилось – то же 7-е место, как и год назад. Шансов подняться на 6-е место Испании с продажами более 1 млн. в год нет даже теоретически. Хотя еще в начале 2008 года они еще были. Уже в следующем году Украина может утратить и 7-е место, уступив его более стабильной Бельгии. Но все будет зависеть от экономической ситуации, и быстротечности кризиса в обеих странах.
Даже предварительные прогнозы на 1 квартал 2009 года для Украины не утешительные. Спад продаж составит 30-40%, с ростом до 50% к концу квартала, а дальше…Уже сейчас в отдельных областях Украины фиксируют снижение продаж на 40-60%, притом это объемообразующие области и это тревожный сигнал. Украинские власти вначале подготовили план спасения автопрома, провели его через Верховную Раду, но после «вето» Президента ситуация выглядит абсолютно нелогично. Получается, что защищать рынок власти взялись с помощью повышения акцизного сбора на все автомобили, дифференцировав их по мере роста объема двигателя. В дополнение дополнительную нагрузку возложили на покупателя, увеличив налог с владельцев транспортных средств опять дифференцировав его от «кубиков». Но и для уже имеющихся авто также подняли налоги, притом чем старше авто – тем больше налогов. Насколько такой конгломерат налогов будет спасать рынок? Время покажет. Пока же украинцам стоит готовится к росту стоимости автомобилей в гривневой составляющей до 45% при полном сворачивании кредитных программ. В декабре по данным AUTO-Consulting кредитование на авторынке составило менее 5% и было представлено реально лишь в 4-х дилерских сетях. Такой объем автокредитов уже не делает погоды на авторынке. В 1 квартале 2009 года этот показатель может еще больше снизиться. В таких условиях автомобильным операторам необходимо срочно менять сбытовую политику, ориентируясь только на «кэш» в условиях снижения темпов роста доходов населения.
Продажи новых автомобилей в Европе по странам за 2008 год
Market |
'08 |
'07 |
% Chg 08/07 |
Pos. '08 # |
Pos. '07 # |
Pos. Chg 08/07 |
GERMANY |
3 090 040 |
3 148 163 |
-1,8 |
1 |
1 |
0 |
RUSSIA |
2 840 000 |
2 410 000 |
+17,8 |
2 |
3 |
1 |
ITALY |
2 160 131 |
2 493 106 |
-13,4 |
3 |
2 |
-1 |
UNITED KINGDOM |
2 131 795 |
2 404 007 |
-11,3 |
4 |
4 |
0 |
FRANCE |
2 050 282 |
2 064 543 |
-0,7 |
5 |
5 |
0 |
SPAIN |
1 161 176 |
1 614 835 |
-28,1 |
6 |
6 |
0 |
UKRAINE |
623 252 |
542 332 |
+14,9 |
7 |
7 |
0 |
BELGIUM |
535 947 |
524 798 |
+2,1 |
8 |
8 |
0 |
NETHERLANDS |
499 980 |
505 538 |
-1,1 |
9 |
9 |
0 |
POLAND |
319 965 |
292 376 |
+9,4 |
10 |
13 |
3 |
AUSTRIA |
293 697 |
298 182 |
-1,5 |
11 |
12 |
1 |
SWITZERLAND |
287 489 |
284 688 |
+1,0 |
12 |
14 |
2 |
ROMANIA |
285 489 |
312 532 |
-8,7 |
13 |
10 |
-3 |
GREECE |
267 242 |
279 794 |
-4,5 |
14 |
15 |
1 |
SWEDEN |
253 982 |
306 794 |
-17,2 |
15 |
11 |
-4 |
PORTUGAL |
213 386 |
201 816 |
+5,7 |
16 |
16 |
0 |
HUNGARY |
155 909 |
171 661 |
-9,2 |
17 |
18 |
1 |
IRELAND |
151 607 |
186 540 |
-18,7 |
18 |
17 |
-1 |
DENMARK |
149 967 |
162 684 |
-7,8 |
19 |
19 |
0 |
CZECH REPUBLIC |
143 661 |
132 542 |
+8,4 |
20 |
20 |
0 |
FINLAND |
139 647 |
125 617 |
+11,2 |
21 |
22 |
1 |
NORWAY |
110 617 |
129 195 |
-14,4 |
22 |
21 |
-1 |
SLOVAKIA |
70 040 |
59 700 |
+17,3 |
23 |
24 |
1 |
SLOVENIA |
68 533 |
65 511 |
+4,6 |
24 |
23 |
-1 |
LUXEMBURG |
52 359 |
51 332 |
+2,0 |
25 |
25 |
0 |
BULGARIA |
45 143 |
43 521 |
+3,7 |
26 |
26 |
0 |
ESTONIA |
24 335 |
30 902 |
-21,3 |
27 |
28 |
1 |
LITHUANIA |
21 514 |
20 988 |
+2,5 |
28 |
29 |
1 |
LATVIA |
19 192 |
32 497 |
-40,9 |
29 |
27 |
-2 |
ICELAND |
9 033 |
15 942 |
-43,3 |
30 |
30 |
0 |
TOTAL EUROPE (EU+EFTA+UA+RU) |
18 175 410 |
18 912 136 |
-3,9 |
|
|
|
Продажи в Европе по производителям в 2008 году
|
%Share |
|
Units |
Units |
% Chg |
|
'08 |
'07 |
'08 |
'07 |
08/07 |
ALL BRANDS |
|
|
14 712 158 |
15 959 804 |
-7,8 |
VW Group |
20,6 |
19,8 |
3 026 550 |
3 167 490 |
-4,4 |
VOLKSWAGEN |
10,7 |
10,2 |
1 570 583 |
1 632 353 |
-3,8 |
AUDI |
4,5 |
4,1 |
663 310 |
661 676 |
+0,2 |
SEAT |
2,3 |
2,4 |
336 210 |
386 565 |
-13,0 |
SKODA |
3,1 |
3,0 |
452 901 |
482 355 |
-6,1 |
Others (1) |
0,0 |
0,0 |
3 546 |
4 541 |
-21,9 |
PSA Group |
12,7 |
12,9 |
1 865 407 |
2 052 029 |
-9,1 |
PEUGEOT |
6,8 |
6,9 |
1 007 713 |
1 107 524 |
-9,0 |
CITROEN |
5,8 |
5,9 |
857 694 |
944 505 |
-9,2 |
FORD Group |
9,9 |
9,7 |
1 461 235 |
1 541 810 |
-5,2 |
FORD |
8,3 |
8,0 |
1 224 750 |
1 276 651 |
-4,1 |
VOLVO |
1,6 |
1,7 |
236 485 |
265 159 |
-10,8 |
GM Group |
9,6 |
10,2 |
1 406 916 |
1 634 203 |
-13,9 |
OPEL/VAUXHALL |
7,9 |
8,4 |
1 155 422 |
1 343 527 |
-14,0 |
CHEVROLET |
1,2 |
1,3 |
181 317 |
201 067 |
-9,8 |
SAAB |
0,4 |
0,5 |
64 916 |
84 016 |
-22,7 |
GM (US) |
0,0 |
0,0 |
5 261 |
5 593 |
-5,9 |
RENAULT Group |
8,7 |
8,7 |
1 286 120 |
1 381 798 |
-6,9 |
RENAULT |
7,5 |
7,6 |
1 102 011 |
1 208 461 |
-8,8 |
DACIA |
1,3 |
1,1 |
184 109 |
173 337 |
+6,2 |
FIAT Group |
8,0 |
7,8 |
1 179 989 |
1 248 869 |
-5,5 |
FIAT |
6,5 |
6,1 |
957 267 |
976 749 |
-2,0 |
LANCIA |
0,8 |
0,8 |
113 978 |
122 093 |
-6,6 |
ALFA ROMEO |
0,7 |
0,9 |
102 223 |
144 220 |
-29,1 |
Others (2) |
0,0 |
0,0 |
6 521 |
5 807 |
+12,3 |
BMW Group |
5,6 |
5,3 |
819 461 |
849 161 |
-3,5 |
BMW |
4,6 |
4,4 |
675 454 |
704 233 |
-4,1 |
MINI |
1,0 |
0,9 |
144 007 |
144 928 |
-0,6 |
TOYOTA Group |
5,5 |
5,8 |
814 581 |
930 110 |
-12,4 |
TOYOTA |
5,3 |
5,6 |
785 242 |
890 598 |
-11,8 |
LEXUS |
0,2 |
0,2 |
29 339 |
39 512 |
-25,7 |
DAIMLER |
5,4 |
5,3 |
788 955 |
838 406 |
-5,9 |
MERCEDES |
4,7 |
4,7 |
687 199 |
743 314 |
-7,5 |
SMART |
0,7 |
0,6 |
101 756 |
95 092 |
+7,0 |
NISSAN |
2,3 |
1,9 |
337 913 |
310 700 |
+8,8 |
HYUNDAI |
1,8 |
1,9 |
271 064 |
305 552 |
-11,3 |
HONDA |
1,8 |
2,0 |
264 238 |
313 484 |
-15,7 |
SUZUKI |
1,7 |
1,8 |
250 888 |
286 400 |
-12,4 |
MAZDA |
1,7 |
1,5 |
245 062 |
240 050 |
+2,1 |
KIA |
1,6 |
1,6 |
234 965 |
253 422 |
-7,3 |
MITSUBISHI |
0,8 |
0,9 |
119 956 |
142 906 |
-16,1 |
JAGUAR LAND ROVER Group |
0,7 |
0,8 |
106 896 |
126 105 |
-15,2 |
LAND ROVER |
0,5 |
0,6 |
69 309 |
92 718 |
-25,2 |
JAGUAR |
0,3 |
0,2 |
37 587 |
33 387 |
+12,6 |
CHRYSLER |
0,6 |
0,8 |
93 315 |
120 440 |
-22,5 |
OTHER** |
1,7 |
2,0 |
247 059 |
321 529 |
-23,2 |
Инф. ACEA, AUTO-Consulting, "Автостат"
Ситуация в Европе в 2007 году
|