Администрация президента США Джорджа Буша заявила, что рассмотрит варианты для дальнейших действий после провала закона в Сенате. General Motors, которая без срочной помощи останется без денег уже до конца года, заявила, что "глубоко разочарована" тем, что демократы и республиканцы так и не пришли к согласию, и оценит "все возможности" для продолжения реструктуризации и получения средств, необходимых для противостояния кризису.
Теперь вопрос состоит в том, выживет ли компания, то есть не придется ли ей в ближайшие дни подать заявление в суд о защите от кредиторов и добровольном банкротстве, отмечает агентство Bloomberg.
В центре длившихся целый день в Сенате переговоров был вопрос о реструктуризации долгов автокомпаний и о приведении заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов. По последнему вопросу республиканцы настаивали, чтобы профсоюзы согласились на снижение в 2009 году, демократы предлагали более длительный период, пишет The Wall Street Journal.
По словам сенатора-республиканца Боба Кокера, для заключения соглашения между партиями не хватило "трех слов". А лидер демократического большинства Гарри Рейд после голосования заявил: "Я с ужасом представляю себе завтрашнее открытие Уолл-стрит".
Джордж Буш и Барак Обама неоднократно призывали сенаторов проголосовать за закон, который в среду был принят Палатой представителей. Документ предполагает предоставление кредитов на сумму в 14 млрд долларов General Motors Corp. и Chrysler LLC, которые заявили, что без срочной помощи уже к концу года останутся без денег. При этом закон призван был заставить компании провести реструктуризацию, чтобы обеспечить возврат кредитов. План реорганизации компании должны были подготовить к 31 марта.
Законопроект предусматривал назначение президентом так называемого "автомобильного царя", который будет обладать широкими полномочиями в отношении регулирования деятельности автоконцернов, получивших госпомощь. "Царь" мог бы налагать вето на расходы компаний на сумму, превышающую 100 млн долларов.
Автопроизводители, получив кредиты, вынуждены были бы согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и размера дивидендов. Проект предусматривал, что правительство получит сертификаты на акции компаний на сумму, составляющую 20% от суммы кредита.
Изначально "детройтская тройка" просила 34 миллиарда долларов, которых хватило бы на более длительный срок. На государственные деньги также претендовала компания Ford Motor, однако, когда стало ясно, что пока речь может идти лишь о краткосрочных кредитах, от своих претензий она отказалась, предпочтя продать за 6 млрд долларов шведскую Volvo.
Эксперты: GM, считай, банкрот, ее вряд ли спасет правительственная помощь
Ситуация в General Motors Corp. развивается таким образом, что вопросы о том, получит ли компания правительственную помощь, а также останется ли на своем посту ее главный исполнительный директор Рик Вагонер, отходят на второй план, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на мнение аналитиков. Они считают, основной вопрос заключается в том, может ли хоть что- нибудь спасти компанию от банкротства.
Эксперты обращают внимание на то, что практически каждый день приносит негативные новости, касающиеся состояния автопроизводителя. Так, 10 декабря GMAC LLC, являющаяся основным кредитором автодилеров GM, объявила, что не смогла увеличить свой капитал до уровня, требуемого условиями преобразования в банковскую холдинговую компанию. Это означает, что компания не сможет получить доступ к "плану спасения" Минфина и привлечь средства, необходимые для финансирования автокредитов, что, в свою очередь, не позволит ей поддержать продажу автомобилей GM.
GMAC, вероятно, будет вынуждена теперь объявить о банкротстве, присоединившись к поставщику запчастей GM - Delphi Corp. GM, расходующая порядка 67 млн долларов в день, может также скоро вступить в ряды банкротов, полагают эксперты.
"GM по сути уже является банкротом и должна заявить о своей несостоятельности, - отмечает старший экономист Mackinac Center for Public Policy Дэвид Литтман. - У компании слишком высокие расходы и слишком мало времени, чтобы сократить их размер".
Руководство GM пытается избежать банкротства, считая, что в противном случае спрос на ее автомобили сократится. Банкротство в США необязательно должно затронуть зарубежные подразделения компании, полагают эксперты. При этом у иностранных поставщиков и партнеров GM "могут возникнуть опасения, что крах компании полностью съест их наличность".
По мнению ряда экспертов, финансовый кризис вовсе не является причиной, поставившей GM на грань несостоятельности, как заявил Вагонер, выступая в Конгрессе в прошлом месяце. Кризис стал лишь последней каплей в массе нерешенных проблем, отмечают они.
С 2005 года GM потеряла в общей сложности 72,4 млрд долларов, рейтинги ее долговых обязательств были понижены до бросового уровня, доля компании на американском рынке резко сократилась, продажи автомобилей в США - почти на 1 млн штук.
Компания выпускала на рынок неэкономичные автомобили в условиях роста стоимости нефти, не смогла достаточно быстро сократить продуктовый ряд и дилерскую сеть, а также затраты на рабочую силу, считают аналитики.
"Мы сделали ошибки", - заявил Вагонер, выступая в Сенате на прошлой неделе. Среди ошибок компании он отметил "неспособность обеспечить гибкость наших операций и недостаточно быстрый переход к инвестициям в производство небольших, экономичных автомобилей".
Вагонер, ставший главой GM в 2000 году, не смог вовремя определить возможные последствия кредитного кризиса. 16 сентября, через день после того, как банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, Вагонер заявил, что не ожидает "значительного влияния" кризиса на потребительские расходы. Однако уже в следующем месяце продажи в США рухнули на 45%.
|