В Конституционный Суд поступило обращение 53 народных депутатов, в котором они просят разъяснить правовую позицию в отношении льгот автопроизводителям, которые были ликвидированы Законом «О Внесении изменений в бюджет 2005» №2505 от 25.03.2005 г.
В своем обращении народные депутаты указывают, что действовавший режим льгот в рамках закона «О стимулировании автопроизводства» №535\97-ВР от 19.09.1997 г. предполагал сохранение такого режима до 01.01.2008 г. Более того, в статье 4 этого закона было четко зафиксировано, что принятые позже законодательные акты, которые ликвидируют или уменьшают льготы, не распостраняются на предприятия с внесенной инвестицией в размере эквивалент 150 млн. долларов.
|
В Конституционном обращении сформулировано несоответствие ликвидации льгот ряду законодательных актов Украины. В нем также подчеркивается, что инвесторы, которые в результате таких действий понесли убытки имеют право на:
Компенсацию убытков,
Компенсацию морального вреда,
Компенсацию утраченной прибыли
Применения государственных гарантий защиты инвестиций сроком на 10 лет.
Помимо этого инвесторы просят розъяснить обладают ли они сейчас льготами по:
Освобождению от налога на землю, НДС, пошлины на комплектующие и т.п.
Фактически, речь идет о полном возврате ранее существовавших льгот для автопроизводителей. Под эту категорию подпадают «ЗАЗ», «ЛуАЗ», «КрАСЗ» и «ЛАЗ».
Учитывая существующую коньюктуру рынка по состоянию на конец осени 2006 года, вероятность возврата льгот автопроизводителям видится очень высокой. Их обращение полностью поддерживают Комитеты Верховной Рады. Таким образом, в Украине может сложится ситуация, когда автопроизводителей опять защитят. Только теперь уже через суд.
Возвращение льгот автопрому приведет к очередному изменению ситуации на рынке, поскольку вновь возникнет разница в пошлине (25%) и величине НДС (20%).
Напомним, что тем же Законом «О внесении изменений в Бюджет 2005», которым ликвидировали льготы автопрому, поднимались и пошлины на импортные авто, чтобы сохранить баланс на рынке. Но если отмена льгот противоречила ряду статей Украинских Законов, то повышение пошлин оспорить в Конституционном Суде не удастся.
В итоге на рынке может какое-то время может сформироваться ценовое преимущество производимых на 4-х автозаводах автомобилей до 50%. Иномарки в этом случае не подорожают, а вот автомобили ЗАЗ, Daewoo, Chevrolet, Opel, Mercedes-Benz, Chery, SssangYong, Lada, Hyundai, KIA могут значительно подешеветь.
В любом случае, точка в автомобильном законодательстве еще не поставлена. Начинается новый виток противостояния автопрома и импортеров.
В то же время, Парламенту предлагают урегулировать налогообложение в сфере автопроизводства Премьер-министр Украины Виктор Янукович предлагает внести изменения, с целью приведения Закона Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине" в соответствие с законами по вопросам налогообложения и обеспечения равенства всех налогоплательщиков, исключить статью 4 из указанного Закона. Соответствующий законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" N2481 от 14 ноября текущего года зарегистрирован в Верховной Раде Украины.
Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" N2505 от 25 марта 2005 года были упразднены налоговые льготы для предприятий автомобилестроения (за исключением льгот по плате за землю) с внесением соответствующих изменений в законы по вопросам налогообложения. В то же время данный Закон не исключил статью 4 Закона относительно стимулирования производства автомобилей в Украине, которая предусматривала гарантии неизменности налогового законодательства для автомобилестроительных предприятий.
"Вышеупомянутая несогласованность дает возможность автомобилестроительным предприятиям продолжать пользоваться льготным режимом налогообложения на основании судебных решений, что приводит к существенным недопоступлениям налогов в бюджет.
Инф. AUTO-Consulting
История отмены льгот
|