Вчера Россия подписала два соглашения о строительстве на ее территории автомобильных заводов ведущими автоконцернами – GM и Volkswagen. GM построит завод под Санкт-Петербургом, а Volkswagen выбрал Калужскую область. О собственном производстве в России мечтают еще несколько автопроизводителей, которые сейчас и ведут переговоры с Российским правительством.
Факт появления завода в России для Украины означает только одно – ее данный инвестор миновал своим вниманием, и рабочие места, технологии и налоги уйдут в соседнее государство. В принципе, с этим можно было согласиться как с неизбежным, дескать там территория больше, народу больше, да и энергоносители дешевле, но...Опыт Чехии, Словакии, Венгрии и Польши показывает, что все зависит не только от величины населения, а от политики государства.
Автомобильные концерны довольно редко строят автозаводы и неохотно делятся технологией, а появление одного сборочного завода приводит к развитию всей отрасли производства автокомпонентов. Как любят говорить автопромышленники: «Одно рабочее место на сборке дает 7-8 мест в производстве компонентов».
Аналитики утверждают, что Украина потеряла свой шанс привлечь автомобильного инвестора – их разобрали соседние страны. Почему же так произошло.
Динамика автомобильного рынка в Украине достойна большего внимания со стороны автоконцернов. В апреле Украина вышла на 9-е место в Европе по объему продаж автомобилей, а по показателю роста рынка – в лидерах. На фоне 7%-го спада продаж в Западной Европе, рост рынка в Восточной Европе, а особенно в странах СНГ заставляет автоконцерны искать пути к увеличению своих продаж в этом регионе.
Инвестиционно привлекательных регионов в мире не так уж и много. Несколько лет подряд самым растущим рынком был Китай, куда немедленно устремились все автопроизводители. Сейчас в этой стране СП (по законодательству Китая обязательно должно быть СП с местным партнером) создали почти все автопроизводители мира. В 2005 году динамика роста рынка Китая разочаровала инвесторов, но автомобильные производства там уже работают и будут работать.
Интересным рынком является рынок стран АСЕАН, где также созданы производства ведущих автопроизводителей.
Перспективным является и рынок Восточной Европы и стран СНГ. Если в странах Восточной Европы в 2005 году продано более 2,6 млн. авто, то динамика роста присутствия иностранных марок здесь самая высокая. Ключевую роль, в этом сбыте играет Россия, где продается 1,5 млн. автомобилей и куда устремлены взоры многих автопроизводителей. Россия сумела использовать с пользой для себя интерес автоинвесторов, и в ближайшее время будет выпускать все ведущие брэнды автомобилей. Украина, обладая приличным рынком (более 300 тыс. авто) и квалифицированным персоналом, инвестиционное состязание полностью проиграла. Ни мини-Давос, ни другие форумы по привлечению инвесторов, даже не ставили цели создать на нашей территории современное высокотехнологичное производство автомобилей. Наши министры не лоббировали интересы Украины в кругах западных бизнесменов, а Верховная Рада практиковала смену правил «игры» по два раза в год, что окончательно распугало всех инвесторов. На уровне Президента явно видна поддержка пчеловодства, а такая базовая отрасль, как автомобилестроение, почему-то пристального внимания не удостоилась. Неопределенная внешняя политика, «революции», коррупционные скандалы и частые отставки лишь подтвердили правильность принятых инвесторами решений. В итоге все инвесторы, намерены создать производство в соседних странах, а шанс Украины с ростущим рынком, похоже, упущен. А ведь рост не будет вечным.
В свое время стремительно рос и рынок Польши (до 640 тыс. авто в 1999 году. Сейчас менее 300 тыс. авто), но наши соседи успели выгодно преподнести себя и привлечь на свою территорию несколько производств. Мудро поступила и Чехия, чей автопром окреп и приумножился. Единственный инвестор, который вложил деньги в украинский автопром - это Daewoo. Корпорация инвестировала $150 млн. и стала собственником АвтоЗАЗа в 1998 году. Эта инвестиция была сделана на несколько лет раньше, чем пришли первые автомобильные деньги в Россию. Но затем последовало банкротство Daewoo, переход ЗАЗа под контроль местного оператора и полный инвестиционный штиль...
Попытаемся оценить каких инвесторов Украина за это время уже пропустила и есть ли у нее шанс привлечь хоть кого-то еще. Подчеркнем, что в таблице отражены именно инвестиции самих автопроизводителей в полномасштабное производство в период с 2000-го года, а не совместные проекты по сборке.
Автопроизводитель
Брэнд
Завод в Восточной Европе
Старт пр-ва
VW Group
VW, Skoda
Россия
2007
PSA Group
Peugeot/Citroen
Чехия, Россия
2005, 2009
FORD Group
Ford
Россия
2003
GM Group
Chevrolet/Opel
Россия
2008
RENAULT Group
Renault, Dacia
Россия, Румыния
2005
FIAT Group
Fiat
Россия (Северсталь-Авто)
2007
DaimlerChrysler
Mercedes-Benz
Россия ?
?
TOYOTA
Toyota
Россия, Чехия
2007, 2005
BMW Group
BMW
?
?
NISSAN
Nissan
Россия
?
HYUNDAI
Hyundai
Чехия
2008
HONDA
Honda
?
?
KIA
KIA
Словакия
2007
SUZUKI
Suzuki
Венгрия
работает
MITSUBISHI
Mitsubishi
?
?
Great Wall
Great Wall
Россия
2007
Chery
Chery
?
?
FAW
FAW
?
2010
Если внимательно проанализировать данные таблицы, то становится ясно, что самые прогрессивные инвесторы уже строят заводы в других странах, а те, кто еще не определился, склоняются в сторону России. Среди «думающих» DaimlerChrysler, BMW, Mitsubishi, Honda и ряд китайских автопроизводителей, а также возможно PSA.
Перспективы прихода в Украину Premium-брэндов более чем туманны, тем более, что DaimlerChrysler активно думает на российским заводом, а BMW успешно ведет сборку в России. Mitsubishi несколько раз озвучивала желание иметь завод именно в России. От Honda инвестиционных сигналов пока не поступало, да и завод в Турции снимает многие вопросы. Остаются «китайцы» и PSA. После строительства завода в Чехии, совместно с Toyota, для PSA открытие производства в странах СНГ отошло на второй план, но амбиции концерна вполне могут материализоватся в еще один массовый проект в странах бывшего СССР. Как стало известно уже после выхода статьи, PSA намерен построи
ть завод в России до 2009 года.
Китайские производители начнут экспансию в Европу через год-два и активно ищут площадки для производства своих авто ближе к потребителю. Но инвестировать в строительство собственного завода они пока не готовы. Скорее всего они попытаются договорится о совместном производстве на уже существующих мощностях. Подтверждает эту теорию переговоры Chery с «УкрАвто» по поводу FSO и сотрудничество FAW с «АИС» и КрАСЗ.
Фактически у Украины еще есть шанс привлечь только трех мировых лидеров: PSA, Mitsubishi и Honda, но сделать это смогут только власти, притом делать это нужно немедленно и не разговорами, и "мини-Давосами", а конкретными цифрами и бизнес-планами.
Если же привлечь мировых автопроизводителей не удастся ( а такой исход вероятен на 99%), то путь развития украинского автопрома – это локализация производства не самых новых моделей собственными инвестициями, в том числе и моделей, снятый с производства в России. Самообман о великой автомобильной державе и большом производственном потенциале будет звучать все слабее, а грядущим поколениям останется только читать книги по автомобильной истории Украины. На сколько такой политики хватит в условиях открытого рынка?
Фактически к 2010 году в Украине будет четыре автопроизводителя, способных вести полномасштабное производство автомобилей и взрощенные на местных капиталлах: ЗАЗ, Еврокар, Черкасский автозавод и КрАСЗ. Четкая программа развития видна у ЗАЗа - производство Daewoo, ВАЗов и строительство еще одного автозавода для выпуска автомобилей D-класса. Понятна стратегия и "Еврокара" - полномасштабное производство Skoda Octavia A4, а возможно и другого авто для нужд СНГ и Восточной Европы. Черкасский Автозавод ("Богдан") будет выпускать ВАЗ-2110 и несколько моделей иномарок. КрАСЗ возможно станет производственной площадкой китайской FAW, а может быть и еще одного производителя. В такой перспективной картине не хватает мирового автопроизводителя, который бы подстегнул развитие всей отрасли и внес бы вклад в цивилизацию автомобильного законодательства. Но его пока нет, а в перспективных Программах Министерств копируются выдержки из советсских трактатов на тему автостроения. Проспали?
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.