На трассе многие владельцы “Кайенов” и “Маканов” с удивлением смотрят вслед Cupra Formentor. Некоторые пытаются догнать. Но не для того, чтобы посоревноваться. А чтобы поближе рассмотреть, что за зверь такой их так аккуратно объехал. Название - редкое, эмблема - незнакомая.
На тесте AUTO-Consulting был Cupra Formentor с 2-литровым турбированным бензиновым TSI мощностью 310 л.с. и 400 Нм крутящего момента с 7-ст АКПП DSG в максимальной комплектации VZ. С дополнительными опциями такой стоит 1265434 грн, что на день теста составляло - $47800. Меньше полусотни тысяч долларов за богатую комплектацию с опциями!
Что за зверь?
Cupra - это новый премиальный и спортивный бренд испанского Seat. То есть Cupra - это название марки. А Formentor - название модели. И если Cupra еще более или менее знакомое слово, ведь его видели на заряженных моделях Seat. То Formentor - это имя спортивного премиального кроссовера, который, фактически стал родоначальником новой испанской марки. Назвали его так в честь мыса Форментор на испанском острове Майорка.
Cupra Formentor - видный автомобиль. На него все обращают внимание. Даже, когда он просто стоит. Красивые светодиодные фары головного света с оригинальной световой подписью, рубиновые задние фонари, соединенные светящейся полосой, стремительные формы и синий матовый цвет кузова Petrol Blue Matt в сочетании с фирменными купровскими элементами медного цвета. Все вместе выглядит очень ярко. Добавьте сюда оригинальные 19-дюймовые легкосплавные диски с тонировкой и медными вставками. И крупные суппорты тормозов с золотистой надписью Cupra. Впечатляет.
Между прочим, серийный CUPRA Formentor практически такой же, как концепт-кар, представленный на автосалоне в Женеве в 2019 году. Благодаря своему наружному и внутреннему стилю, этот спортивный кроссовер стал победителем конкурса Red Dot Award в категории Product Design за 2021 год. Так что внимание на CUPRA Formentor обращают не просто так.
Построен CUPRA Formentor на фольксвагеновской платформе MQB Evo. Его габариты - 4450х1839х1511 мм (ДхШхВ). Колесная база - 2680 мм.
Внутренний мир
В салоне CUPRA Formentor - синяя (!) под цвет кузова качественная кожа Nappa Petrol Blue. Она здорово выглядит на спортивных ковшеобразных сиденьях с эмблемой Cupra. И синюю кожу прошивает строчка медного цвета. При всем этом, без преувеличения, великолепии, на подоконниках задних дверей пластик жесткий. А электрорегулировки кресла - только у водителя. У переднего пассажира - механические рычаги.
Еще одна яркая деталь интерьера - мультимедийная система с экраном диагональю 12" - больше, чем в некоторых ноутбуках. Такой дисплей - в стандарте в комплектации VZ, которая была в тестовом авто, и самый большой из тех, которые устанавливались на автомобили бренда. Но надо честно сказать, что даже на таком большом сенсорном экране, в дороге не очень удобно переключать режимы движения. Хотя, монитор реагирует и предлагает новые функции меню без касания. Достаточно просто приблизить палец к нужной функции. Кроме того, меню не всегда интуитивно. Некоторые функции приходится искать, зарывшись поглубже. А на это, естественно, нет времени в движении. И за дорогой надо следить.
Под ярким (и в прямом, и в переносном смысле) центральным монитором - полочка. Если провести по ней пальцем, можно сделать теплее или холоднее кондиционер. Или увеличить/уменьшить громкость радио. Удобно и оригинально. Проблема в том, что в темное время суток полочка эта не подсвечивается. Хорошо, что регулятор звука акустики продублирован на рулевом колесе.
Зато, в CUPRA Formentor есть горизонтальная полностью светодиодная система панорамной фоновой подсветки салона AMBIENT LIGHT. Она проходит по всей ширине приборной панели и охватывает передние двери. И в этой части подсветки на уровне наружных зеркал загораются датчики, когда в “мертвой” зоне на параллельной полосе движения появляется какой-то автомобиль. Не в наружных зеркалах, как обычно, а в салоне, прямо перед глазами водителя. Так нагляднее. Кроме того, эта подсветка связана с бортовыми системами помощи водителю. Например, во время активации ассистента выхода из автомобиля Exit Assist, подсветка мигает оранжевым цветом. А когда открываются двери - загорается красным.
Естественно, бортовой компьютер CUPRA Formentor поддерживает интерфейс Full Link и совместим с Apple CarPlay и Android Auto. Корреспондент AUTO-Consulting решил проверить, как подключается его смартфон, и какие данные выводятся на главный экран автомобиля. Но не смог этого сделать: вместо обычного разъема USB в CUPRA Formentor гнезда для Type-C. Хорошо, что в перчаточном ящике автомобиля оказался нужный шнур. Смартфон легко подключился и продемонстрировал, что все работает отлично. И, к слову, в CUPRA Formentor не страшно ехать по навигации со смартфона. Когда кто-то звонит, принятый вызов не сбивает навигацию. А то, что вместо карты на центральном дисплее появляется номер входящего звонка - не страшно. На приборной панели CUPRA Formentor между спидометром и тахометром дублируется не только направление маршрута, но и карты навигации. А еще CUPRA Formentor поддерживает беспроводную зарядку мобильных телефонов.
Благодаря приличной колесной базе, места для ног пассажиров сзади - более, чем достаточно. Корреспондент AUTO-Consulting (рост 185 см) сел за настроенным под себя водительским креслом и от его коленей до спинки переднего сиденья был зазор больше ширины ладони. Над головой - тоже оказалось вполне просторно. Но некоторые задние пассажиры говорили, что ехать на втором ряду не очень удобно. Не потому, что тесно, просто немного потряхивает. Ведь водитель в своем спортивном ковше хочет ехать быстро и драйвово. И едет в свое удовольствие, часто забывая о тех, кто сзади. Да - CUPRA Formentor - это автомобиль для удовольствия, прежде всего драйвера.
Несмотря на драйв, тут есть и вполне приличный багажный отсек. Обычно он объемом 450 л. Но в тестовом авто с системой полного привода 4Drive, объем багажника был 420 л.
Независимо от типа привода, автомобиль получил 5 звезд на краш-тестах Euro NCAP. Тут 7 подушек безопасности и уже в базовой версии предусмотрена фронтальная подушка, отделяющая водителя от столкновения с передним пассажиром.
Veloz - значит быстрый
Ну вот мы и добрались до езды. А она - главное, чем радует этот автомобиль. Название комплектации тестового авто VZ не просто две буквы. Оно - от испанского слова Veloz - быстрый. И CUPRA Formentor полностью оправдывает это определение. Спортивный кроссовер разгоняется до 100 км/ч всего за 4,9 с. И это очень круто! А максимальная скорость автомобиля, в лучших традициях немецких премиальных марок, ограничена электроникой на уровне 250 км/ч.
С такой динамикой в городе вы практически не зависите от трафика. Ведь драйвер может быстро перестроиться, обогнать и вернуться в свою полосу. Только мотор приятно заурчит. А за городом CUPRA Formentor - король автострады. Скорость внутри - не ощущается. А развивает ее автомобиль очень быстро. Не успеешь глазом моргнуть, как уже 200 км/ч. Жаль, что здесь нет системы считывания ограничительных знаков. Легко заработать штраф. Но честно говоря (хотя это и неправильно), заплатить штраф за такую езду - не жалко. Надавил на педаль акселератора, услышал серьезный звук мотора и ощутил стремительный подхват. Такой, что у пассажиров дух захватывает.
Разгоняться и быстро ехать на CUPRA Formentor - не страшно. Автомобиль отлично держит дорогу. А для экстренного торможения с большой скорости спортивный кроссовер оснащен электромеханическим усилителем тормозов. Он реагирует быстрее обычной тормозной системы и обеспечивает повышенный уровень активной безопасности, благодаря дублированию систем ESC и электромеханического усилителя тормозов. Последний - специально адаптировали для моделей CUPRA.
Немного смущает в данном спортивном контексте “рычаг” переключения передач. Это - небольшой пластмассовый тумблер, который выглядит как-то не солидно. И точно - не спортивно. И у него нет ни режима “спорт”, ни возможности ручного переключения передач.
Допустим, понижать или повышать передачу вручную можно подрулевыми переключателями. Они в CUPRA Formentor есть. А что касается “спорта” и еще кое-чего получше, то об этом - чуть позже. Сперва - о самой АКПП. Технология электронного переключения передач shift-by-wire не предусматривает механической связи тумблера селектора АКПП с самой коробкой передач. Вместо этого, для переключения используются электронные команды, и самим переключением передач заведует бортовой компьютер. А скорость перехода с одной передачи на другую и реакции мотора на педаль акселератора зависят от выбранного режима езды. Они есть в CUPRA Formentor, но их выбор происходит не рычагом или кнопкой, а указанием пальца на экран центрального монитора. В меню можно найти режимы Comfort, Sport, CUPRA, Individual и даже Offroad. Ведь CUPRA Formentor оснащен системой полного привода 4Drive. Система 4Drive постоянно мониторит данные от разных датчиков отслеживая угол поворота руля, скорость автомобиля, его вращение относительно вертикальной оси. После анализа всех полученных данных, система направляет необходимую мощность на одно или несколько колес. Система 4Drive построена на основе многодисковой муфты с электрогидравлическим приводом. Она анализирует дорожные условия в реальном времени и соответствующим образом распределяет мощность между колесами с разных сторон автомобиля для максимального сцепления с поверхностью. Эта функция реализована с помощью электронной системы имитации блокировки дифференциала EDS. Она блокирует колесо, которое пробуксовывает, предупреждая потери поперечного крутящего момента.
В перечень стандартного оснащения версии VZ также входит адаптивная система управления подвеской (DCC). Она обеспечивает оптимальный уровень упругости для каждого колеса, в соответствии с выбранным водителем режимом движения.
Но не думайте, что CUPRA Formentor - это внедорожник. Не смотря на полный привод и адаптивную подвеску, клиренс у него - в районе 15 см.
Оборотов руля от упора до упора у CUPRA Formentor - ровно 2. У слушается руля автомобиль отлично. Но к управлению им надо привыкать. По ощущениям на водительском месте, CUPRA Formentor чем-то напоминает Ford Mustang. Драйвер рулит словно он сидит не на переднем сиденье, а в середине автомобиля и следит через лобовое стекло, как поворачивает длинный капот. Словно нос у лодки. При этом, с водительского места видна достаточно большая часть капота, но он почему-то кажется шире, чем есть на самом деле. Такое ощущение уже сродни езде на большом высоком пикапе. В общем, в этом смысле к управлению CUPRA Formentor надо пару дней привыкать. Зато потом, вы словно рассекаете по улицам, порыкивая мотором. Этот приятный каждому драйверу рык, как оказалось, на улице практически не слышно. Он звучит только в салоне. И лучше всего - в режиме езды CUPRA. Так что вы можете получать акустическое удовольствие, так сказать, в индивидуальном порядке, не вызывая недовольства соседей.
Финиш
Подводя итог можно сказать, что CUPRA Formentor - автомобиль неоднозначный. У него, как минимум, свой характер. И в езде, и в оформлении. Что, на самом деле - редкость в большинстве современных автомобилей и очень ценится хорошими водителями. Синяя кожа здесь сочетается с совсем не премиальными механическими регулировками сидений. А вставки из тонированного алюминия и меди - с жестким пластиком сзади. Но ведь главное в CUPRA Formentor не это. Главное - его езда. А она здесь быстрая, заводная и драйвовая. Такая, что не хочется выходить из-за руля.
За время теста среднее потребление бензина получилось совсем небольшое, как для трех сотен лошадей и задорного драйва. В обычном режиме - 10,7 л/100 км по городу. В заводном режиме CUPRA с рычанием мотора - 12,2 л/100 км.
Если сложить перечисленные выше достоинства спортивного кроссовера, можно предположить, что нынешняя гуманная стоимость Cupra Formentor вряд-ли продержится долго. Скорее всего - это, так называемые пригласительные цены. А когда испанский “Порш” распробуют автомобилисты, эти “плюшки” окончатся. По информации AUTO-Consulting всего за пару месяцев с момента появления новой марки в нашей стране, было заказано около 70 (!) Cupra Formentor. Между прочим, кто не в курсе слово Cupra составлено из известного всем словосочетания Cup Racing.
Благодарим компанию “Порше Украина” за помощь в организации теста
|