Первым был Tesla Cybertruck, за ним последовал Nikola Badger, потом - Rivian R1T, Hummer EV, Lordstown Endurance, Bollinger. Все это - электрические пикапы. Но данные модели объединяет не только принадлежность к одному классу. И не только помпезный выход на рынок. То есть - не на рынок. Пока что все они имели только помпезные онлайн-презентации и пиар-кампании в прессе.
General Motors и компания Nikola будут совместно выпускать электрический пикап
Что касается, собственно, рынка, то производители обещают, что перечисленные модели электрических пикапов появятся живьем только в следующем году. Или через год-два. Пока ни одна из этих новинок не дошла до серийного производства. И это - тоже их общая черта. Но не последняя.
Практически все они собрали авансы на резервирование с потенциальных покупателей - депозиты от $1000. А это - немалые деньги. Например, по примерным подсчетам экспертов InsideEVs, Tesla собрала минимум $65 миллионов за продукт, которого еще не существует. Чтобы зарезервировать Rivian R1T, вам придется выложить $1000. На данный момент Rivian привлекла более 30 000 депозитов, что принесло компании около $30 миллионов. Lordstown Motors получила 40 000 предварительных заказов по $1000 на свой будущий грузовик. Плюс - GM вложила в этот стартап 75 миллионов долларов. Lordstown Motors также получила поддержку со стороны институциональных инвесторов, включая Fidelity Management & Research Co. LLC. Об этом сообщил Detroitnews. Еще один малоизвестный стартап из США - Hercules заявил, что планирует выпустить электрический пикап Alpha на базе Nissan Titan. И Hercules уже собрал $27 миллионов от предварительных заказов клиентов. Об этом сообщило издание Caradvice.
Dodge тоже выпустит электрический пикап
С Hummer EV тоже интересная ситуация. За резервацию новинки просят всего $100. Но сейчас можно зарезервировать только самую дорогую версию, стоимостью больше $100 тыс., что выше анонсированной цены и Tesla, и Rivian. А доступный вариант электрического “Хаммера” появится только где-то в 2024 году.
Весь годовой тираж электрического Hummer EV был раскуплен за 1 час
Интересно, что и GMC, и Tesla, и Rivian заявили, что у их электро пикапов разгон до сотни 3 секунды. А также - сопоставимые дальность хода от одной зарядки и грузоподъемность. Совпадение? Или тренд, показывающий, чего хотят потенциальные покупатели от электрических пикапов?
Но есть у этих новинок и такая общая черта, которая беспокоит финансовых аналитиков. Беспокоит, потому, что плохо соотносится с экономическими реалиями, и очень напоминает финансовый “пузырь”, который в любой момент может лопнуть.
Посудите сами. Еще как-то можно понять то, что Tesla стала самым дорогим автомобильным брендом, обогнав в июле даже мирового лидера по выпуску автомобилей Toyota. Хотя, их объемы производства авто несопоставимы. У Tesla - в разы меньше. Но с тех пор, по данным Autocar, стоимость Tesla, измеряемая по цене акций, снова почти удвоилась и составила $394 млрд. К слову, эксперты не исключают, что именно успех Tesla помог укрепить доверие к другим автомобильным стартапам.
На Tesla Cybertruck собрали 500 000 предзаказов
Но это все равно не может объяснить другие подобные успехи. Например, что американские акции китайского бренда электромобилей Nio выросли с $2,4 за акцию в марте до $27,60 в настоящее время. И сегодня стоимость Nio - почти $37 миллиардов долларов. Для сравнения: Ford в настоящее время стоит $30 миллиардов долларов, Volkswagen Group - $71,5 миллиарда долларов, а General Motors - $50 миллиардов долларов. И это - компании, которые выпустили сотни миллионов автомобилей. А Nio только в нынешнем месяце вышел на отметку 5 тыс. электромобилей в месяц. И пока у Nio нет даже собственного завода. Они выпускают свои авто на предприятии JAC. Также, как нет пока своего работающего завода и у Lordstown Motors.
Ажиотаж вокруг Tesla Cybertruck оказался во много раз преувеличенным
Ценности сейчас настолько оторваны от реальности доходов, что многие британские и американские эксперты опасаются второго технического краха. Их опасения кажутся обоснованными. За исключением Nio, Xpeng и Li Auto, ни один из стартапов, котирующихся на биржах США в этом году, не поставил ни одного автомобиля покупателям. Косвенно это подтверждает цена акций Nikola. Она снизилась в августе, когда компания сообщила, что единственный доход в этом квартале был получен за счет продажи солнечных панелей своему ныне покинувшему компанию основателю Тревору Милтону. И по информации Autocar, грузовик на топливных элементах Nikola One, показанный в видео 2018 года в движении, на самом деле не имел двигателя. Он просто катился с высокого холма. Тем не менее, в 2020 году Nikola по-прежнему стоит $8 миллиардов, несмотря на то, что не продала ни одного автомобиля.
В подобные игры играют не только производители электрических пикапов, но и стартапы по выпуску других электрокаров.
После того, как в июне компания Nikola стала публичной, в июле на фондовый рынок США вышла китайская компания по производству электромобилей Li Auto, За ней - Fisker. Следом подтянулись китайский электрический внедорожник Xpeng и стартап электромобилей из США Canoo.
Эти недавно созданные компании теперь настолько наполнены деньгами инвесторов, что могут позволить себе купить необходимую помощь либо в рамках прямой сделки, либо - с помощью акций. Nikola и Lordstown Motors дружат с General Motors. Fisker для своего внедорожника Ocean будет использовать платформу Magna и строить машину на ее австрийском заводе.
Сегмент электромобилей настолько привлекателен, что пока AUTO-Consulting собирал информацию для этой статьи, появились новые сообщение о других моделях электрических пикапов. Так, недавно объявился еще один электрический пикап Atlis XT с запасом хода от одной зарядки (как обещают) под 1000 км и сверхскоростной зарядкой за 15 мин. Об этом сообщил Motortrend. А генеральный директор Fiat Chrysler Майк Мэнли подтвердил, что пикап Ram тоже будет электрическим. На волне этого тренда в Chevrolet официально объявили, что со второй половины следующего года начнут продавать заводские комплекты на базе Bolt, для превращения всех моделей своих старых пикапов в электрические.
Хотя, если честно, при таком количестве стартапов и новых моделей, не понятно кто все эти пикапы будет покупать. И что эти люди на них собираются возить.
К 2024 году цена электромобилей и авто с ДВС сравняется. Прогноз от UBS
|